Экспедиция – лучший способ изучения языка родного края

Разделы: Русский язык


Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин

Лучше всего любовью к “родному пепелищу”, любовью к корням своим дети проникаются, непосредственно прикасаясь к самой “животворящей святыне”. А возможно это только на экскурсиях, в путешествиях, в экспедициях. Именно школьные научные экспедиции дают возможность ребятам не по учебникам, а на деле осваивать знания и по географии, и по истории, по литературе и языку, биологии и экологии. В школьных экспедициях быстрей формируется их мировоззрение, усиливается познавательная активность.

С позиций сегодняшнего времени, когда требуется формировать у школьников не столько знания, сколько навыки получения знаний, грамотного распоряжения этими знаниями в жизни, школьные экспедиции есть идеальная форма приобретения навыков по добыванию знаний и получению новых знаний с помощью приобретённых на практике навыков.

В этом процессе всесторонне формируется и компетентостный подход школьников к жизни: здесь развиваются и ценностно-смысловые компетенции, и общекультурные (что на наш взгляд является самым главным), учебно-познавательные и информационные, коммуникативные и компетенции личностного самосовершенствования.

Школьные лингвокраеведческие экспедиции, в том числе экспедиции за топонимами, позволяют решать все перечисленные выше задачи.

Школьная экспедиция, о которой хочется рассказать, была проведена 12 лет назад. Но методика и содержание её были столь научны, педагогические подходы столь современны, результаты столь высоки, что не стоит делать сноску на время.

Кроме этого, есть ещё одно важное обстоятельство, по которому хочется вспомнить ту экспедицию. Дело в том, что Валентина Владимировна Носкова, замечательный ономатолог земли Владимирской, чей юбилей отмечался совсем недавно, была её (экспедиции) идейным наставником, сориентировавшим нас и давшим руководство к действию. Наша благодарность за это ей бесконечна, как бесконечна добрая память о ней.

Итак, когда в марте 2002 года встал вопрос: чем будут заниматься на летних сборах, проводимых в районе деревни Аббакумово Гусь-Хрустального района, ученики десятого профильного филологического класса, руководители этих сборов предположили, что это будет собирание фольклора. Правда, в продуктивность такого направления экспедиции верилось слабо: на дворе стояло второе тысячелетие, поэтому было как-то сомнительно найти что-либо из того, что сочинял и пел когда-то в той местности народ. Тогда мы обратились за помощью к известному владимирскому краеведу, заместителю председателя городского совета по топонимике при Владимирском областном фонде культуры Валентине Владимировне Носковой. Две встречи с этим интересным человеком не прошли для нас бесследно.

В первую нашу встречу Валентина Владимировна очень обрадовалась тому, что наконец-то школа пожелала сделать что-то полезное для изучения истории родного края. Она считала, что сельские школы очень мало занимаются топонимическим краеведением, а о городских школах и речь не шла. Огорчаясь тому, что наши сборы будут проходить всего четыре дня, Носкова тем не менее настоятельно порекомендовала нам заняться топонимикой, упомянув о том, что наработки нашей экспедиции она обязательно присоединит к своим материалам, которые вот уже много лет собирала для топонимического словаря Владимирской области. Снабдив нас нужной литературой, В.В. Носкова порекомендовала за оставшееся время организовать для себя и для школьников небольшой “ликбез” по ономастике, особенно по топонимике.

Следуя советам уважаемого педагога, мы с учениками взялись за книги, пособия и карты. Уже после первого дня занятий в нашем активном словаре появились такие термины, как: ономастика, микротопонимика, гидронимы, ойконимы, астронимы, антропонимы и другие замысловатые слова.

Кроме этого, Валентина Владимировна передала нам вопросник, с помощью которого предполагалось собирать топонимы и имена, дала ценные рекомендации по грамотному сбору информации у респондентов. Пожелав всем удачной экспедиции, сказала, что будет рада любой, пусть и небольшой, нашей помощи в сборе топонимов Владимирского края.

Именно так началась эта необычная интереснейшая экспедиция - экспедиция за новыми знаниями, новыми впечатлениями, новыми чувствами.

Нужно заметить, что те летние сборы очень серьёзно готовились как научными руководителями, психологами, учителями, так и самими ребятами. Биологическая, экологическая, топонимическая экспедиции ставили перед собой цели, намечали задачи, которые необходимо было решать в ходе экспедиции, усиливали теоретическую базу, читая необходимую научную литературу, готовили экспедиционный инструментарий.

Итак, перед топонимической экспедицией было поставлено две цели: 1) как можно продуктивней изучить топонимы и имена деревни Аббакумово Гусь-Хрустального района Владимирской области; 2)приобщение учащихся к исследовательской деятельности средствами лингвокраеведения.

А вот задачи учащиеся определили себе сами:

1. Наладить контакты с местным населением: жителями, библиотекой, школой.

2. Пользуясь вопросником В.В. Носковой:

а) исследовать топонимическое богатство деревень Аббакумово, Труфоново, Заболотье, Саввиново; узнать и записать историю происхождения собранных топонимов;

б) узнать и записать историю возникновения деревенских антропонимов (прозвищ)

3. Систематизировать и проанализировать полученные материалы.

4. Сделать выводы.

Для того, чтобы работа была продуктивной, ученики разделились на две независимые группы: исследующая топонимы и исследующая антропонимы. Каждая экспедиция имела своего руководителя в лице учителей истории и русского языка.

Сбор топонимического материала первой группы проходил следующим образом: ребята нарисовали увеличенную карту местности, на которой в центре был расположен центральный населённый пункт, д. Аббакумово, с прилегающими к нему деревнями. Также был обозначен рельеф местности: близлежащие поля, леса, овраги, холмы, водоёмы и т.д. Это всё было сделано для того, чтобы наносить на неё впоследствии местные топонимические названия.

Ребятами было опрошено 19 жителей деревни Аббакумово, из них 2 деревенских пастуха и 2 члена правления совхоза “Аббакумовский” как лица, наиболее осведомлённые в вопросах местной топонимики. Всем респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов (по вопроснику В. В. Носковой). Вот некоторые из них по собиранию ойконимов и гидронимов:

  1. Что известно о происхождении названия деревни? Как оно произносится согласно установленной норме? Как оно произносится местными жителями?
  2. Из скольких частей состоит деревня?
  3. Есть ли название у начала деревни? История происхождения?
  4. Есть ли название у конца деревни? История происхождения?
  5. Есть ли названия у домов? История происхождения?
  6. Есть ли названия у близлежащих полей, лесов, холмов, оврагов? История их происхождений.
  7. Есть ли названия у колодцев? У деревенских прудов? Каковы названия рек, озёр, болот данной местности? История их происхождения?

Устный материал был тщательно зафиксирован в специальных блокнотах для дальнейшего анализа.

Сбор антропонимов учащимися второй экспедиции осуществлялся в двух направлениях: изучение происхождения названий деревень, входящих в одно понятие “ДЕРЕВНЯ АББАКУМОВО”, а также изучение деревенских прозвищ. Своими респондентами ребята выбрали библиотекаря, как лицо самое осведомлённое в деревне (деревенская библиотека, помимо своего прямого назначения, является местом общения односельчан: как и было в нашем случае), а также учителя истории Аббакумовской сельской школы как лицо компетентное в области краеведения. Работа этой экспедиции была очень плодотворной, так как ребята собрали 43 прозвища и выяснили историю их происхождений.

Главным результатом экспедиции стала топонимическая карта д. Аббакумово и прилегающих к ней земель. Помимо этого учащиеся создали свою классификацию собранных топонимов: все они были проанализированы и сгруппированы по следующим признакам: вид топонима, его название, история происхождения его названия. Учащимися были проанализированы ойконимы (названия как населённых пунктов и их частей, так и отдельно взятых домов); близлежащие агронимы, дримонимы, гидронимы.

Учащиеся другой группы нашли и выяснили историю происхождения таких патронимических топонимов (названных на основе имён, фамилий, прозвищ людей), как Аббакумово, Гришки, Труфаново.

Сбор деревенских прозвищ анализировался согласно методике В.В. Носковой, которую та, в свою очередь, частично позаимствовала у своего педагога, известного ономатолога Мурома В.И. Тагуновой. Ребята проанализировали сначала коллективные прозвища, а затем индивидуальные, классифицировав их по следующим признакам: по принадлежности к определённой фамилии, по принадлежности к определённому имени, по внешним признакам, по чертам характера, по репутации в деревне и т.д.

Подводя итоги, стоит сказать, что научная ценность экспедиции была очевидна, так как учащиеся, собрав и систематизировав (пусть небольшой, но ценный!) материал, внесли свой вклад в создание топонимического словаря Владимирской области. Кроме этого, ученики на практике узнали, что собой представляет научная экспедиция и каковы её особенности. Ребята приобрели необходимые навыки научно-исследовательской работы. Это пригодилось в им дальнейшем: из участников этой экспедиции почти половина получила филологическое образование, некоторые защитили диссертации на соискание ученой степени кандидат филологических наук (Т.Склизкова, Е.Лебедева). Стоит обратить внимание и на то, что экспедиция имела большое воспитательное значение, так как позволила учащимся вживую прикоснуться к истории, к истокам нашего этноса. Благодаря русскому слову, в полной мере ощутить себя РОССИЯНАМИ.