Для большинства одаренных людей путь к признанию тернист, многие не находят в себе сил пройти его до конца. Первый и самый трудный барьер - школа с ее рутиной, натужной дисциплиной, амбициями учителей и законами школярского сообщества. Увидеть в ребенке задатки будущего гения не всем учителям дано. Автор работы показывает, что, к счастью, "прогнозы" учителей, которые причиняют маленьким школьникам большие мучения, - не сбываются, и приглашает к разговору на указанную тему своих воспитанников.
I. Вступительное слово учителя.
Искусство заметить в человеке талант – своего рода дар Божий. К сожалению, далеко не всякий наставник наделен им, и потому для большинства одаренных людей путь к признанию столь тернист, что многие не находят в себе сил пройти его до конца. Первый и самый трудный барьер – школа, с ее рутиной, натужной дисциплиной, амбициями учителей и законами школярского сообщества. Там существует своя иерархия, в которой “каждый сверчок знай свой шесток”. Детки с талантами Павла Ивановича Чичикова чувствуют себя в школьной структуре, словно рыбы в воде, а вот подлинным талантам приходится несладко. (Павел Иванович Чичиков – герой поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”).
Вальтера Скотта его преподаватели считали ужаснейшим болваном. Профессоры Эдинбургского университета пророчили Скотту-студенту:
- Из этого тупицы никогда не выйдет ничего путного.
Прогноз не сбылся на сто с лишним процентов: Вальтер Скотт – признанный классик английской литературы, чьи романы пережили его самого, и по сей день читаются с удовольствием.
Демонстрируется портрет писателя Вальтера Скотта и его романы.
Знаменитого английского остроумца и политического писателя Джонатана Свифта не желали принимать в Оксфорд как провалившего вступительные экзамены. Причем будущий автор “Путешествий Гулливера” не просто провалился, а, как отмечено в заметках экзаменаторов, “с позором”.
Демонстрируется портрет писателя и проводится беседа с учащимися о книге “Путешествия Гулливера”.
II. Сообщения учащихся.
1. Зарубенеко А., Ни А. “Встреча двух двоечников”.
Скульптор Торвальдсен | Наполеон Бонапарт |
Современник Наполеона Бонапарта, Торвальдсен, сын исландского резчика по дереву, поступив в 11 лет в Копенгагенскую художественную академию, просидел во втором классе, и тоже, так сказать, надежд особых не подавал. Но оказался скульптором, и в 1811 году пути бывших двоечников пересеклись. К тому времени уже маститый скульптор Торвальдсен, член Римской академии художеств, по случаю визита в Вечный город императора Наполеона Бонапарта выполнил для Каверинского дворца в Риме рельеф “Вступление Александра Македонского в Вавилон”. | Наполеон Бонапарт, символ военного гения и политического таланта, незаурядный математик и создатель юридического кодекса, который является основой современного французского права, в младые годы был туповат и непонятлив – ему приходилось все объяснять по нескольку раз. Но юному Наполеону чертовски повезло – в военной школе, куда его отдали учиться, преподаватели сочли, что из мальчишки будет толк, и, постепенно развивая его, сумели помочь выбраться на волю его талантам. |
2. Слово учителя о Томасе Эдисоне и Юстасе фон Либихе.
У людей, прославившихся впоследствии как ученые и выдающиеся изобретатели, в детстве были схожие проблемы. Знаменитого Томаса Эдисона “выперли” из первого класса школы как “злобного и тупого упрямца”: он наотрез отказывался повторять вслух за учителем, будучи не в силах преодолеть смущение, и по этой же причине не желал отвечать у доски.
А пионера-исследователя в области химии Юстаса фон Либиха и вовсе считали дурачком! В 1840 году Либих стал основателем теории минеральных удобрений и учения о плодородии почв, и именно благодаря его исследовательской работе и научно-пропагандистской деятельности идея химического регулирования урожая путем внесения минеральных удобрений получила широкое распространение. Но прежде, в школе, учителя считали Либиха бестолочью, а одноклассники дразнили его “глупым Юстасом”.
Сообщаются дополнительные сведения об Эдисоне: усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания, изобрел фонограф, построил первую в мире электростанцию общественного пользования; о Либихе: немецкий химик, один из создателей агрохимии.
3. Братковская Д. “Неудавшийся сапожник”. (Демонстрирует портрет Карла Линнея.)
У основателя научной ботаники Карла Линнея на первых порах также все складывалось непросто. Он родился в шведской деревне Розгульт 13 мая 1707 года. Отец Карла, Ниле Линнеус, происходил из крестьян, но выбился в люди, став сельским священником. На следующий год после рождения сына его перевели в Стенброгульте, где Карл Линней и прожил до десятилетнего возраста.
Ниле Линеус был большим любителем цветов и садоводства; в живописном Стенброгульте он развел сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Своему сыну он в уголке сада выделил несколько грядок, их так и называли - садик Карла, и он ими полностью распоряжался.
В десять лет Карла отдали в начальную школу в городке Вексие, но учеба у него не задалась: он плохо усваивал материал, уроки для него были утомительны, и в конце концов отцу посоветовали забрать паренька. Куда девать неуча, священник и предположить не мог, и когда местный сапожник согласился взять его себе в ученики, отец даже обрадовался: все же постигнет Карл ремесло, будет иметь надежный кусок хлеба. Этим намерениям не дал осуществиться случай: Ниле Линнеус, повстречав местного врача, пожаловался ему на ситуацию с сыном. Тот взялся помочь и позаниматься с мальцом индивидуально.
Вот тогда-то открылись исключительные дарования мальчика, признанного неуспевающим. Доктор был приятелем директора местной гимназии и уговорил его принять Карла обратно. Легко окончив это учебное заведение, Карл поступил в Лундский университет, но вскоре перешел в один из самых престижных университетов Швеции – Упсальский. Линнею было всего 23 года, когда профессор ботаники Олуас Цельзий взял его к себе в помощники.
Очень существенным для молодого ученого стало путешествие по Лапландии. Линней прошел пешком почти 700 километров, собрал значительные коллекции и в результате опубликовал свою первую книгу – “Флора Лапландии”.
Теперь уже невозможно представить, что было бы с человечеством, если бы папаша Ниле усадил своего Карла за сапожную колодку. Интересно, как бы тогда назывались растения, которые Линней окрестил в 1737 году кактусами? Ведь само слово cactus придумал именно он.
4. Комкова А. “А знаете ли вы?..”
А знаете ли вы, что знаменитый немецкий путешественник Александр фон Гумбольдт, известный философ и языковед, государственный деятель, дипломат, друг писателя Гете, сам признавал, что в детстве многого не понимал и его считали умственно отсталым. “Но потом, - рассказывал Гумбольдт, - в голове у меня как-то просветлело”. И такие случаи просветления – отнюдь не редкость!
5. Слово учителя. Из русских примеров наиболее широко известен случай с отроком Варфоломеем, родившимся в начале 14 века в семье ростовского боярина, а также случай со святым земли русской Иоанном Кронштадским, жившим в начале XX века.
6. Русанова Е., Воробьев С. “Гордость отечества”. (Демонстрируются иконы с ликом Сергия Радонежского).
Преподобный Сергий Радонежский | Иоанн Кронштадтский |
К тому времени, когда мальчик подрос,
семейство перебралось из Ростова Великого в
принадлежащее им село Радонеж, где мальчик
Варфоломей рос, воспитываясь, как и все тогдашние
дети, в сельской простоте. Пришло время учиться, но сколь ни бились его наставники, книжная наука не давалась Варфоломею. Так продолжалось до тех пор, пока однажды под вечер его не послали собирать разбежавшихся телят. Бродя вокруг усадьбы родителей, он повстречал старика в монашеской одежде. Благовоспитанный мальчик пригласил старца-чернеца переночевать в отчем доме, а старик стал расспрашивать о том, как он живет. Мальчик с горечью сказал, что никак не может одолеть грамоту. Старик посоветовал ему молиться и благословил на учебу. С этого дня все изменилось: Варфоломей легко и быстро всему учился. Впоследствии, по смерти своих родителей, он избрал стезю монашества. Постригшись в монахи с именем Сергий, основал пустынножительную обитель. Теперь он известен всем как один из самых чтимых русских святых – преподобный Сергий Радонежский, основатель знаменитой Троице-Сергиевой лавры. К нему обращаются с молитвами сами “неуспевающие” и их родители, прося помощи. |
Отец Иоанн Сергиев, известный более как Иоанн Кронштадтский в своих воспоминаниях писал, что когда его взяли в духовное училище, ему, сыну небогатого клирика из дальнего угла архангельщины, никак не удавалось учение. Он молился ночами, прося у Бога помощи, и вдруг с ним случилось то самое просветление – в один из дней он явился в класс и, к своему удивлению, почувствовал, что прекрасно понимает, о чем говорит учитель. Уроки стали легкими: стихи будто сами ложились в голову, задачи решались и правописание перестало хромать. Позже студент Сергиев всегда учился отменно, но то, с чего это началось, никогда не забывал. |
7. Слово учителя. В ХХ веке, пожалуй, самым известным из нерадивых учеников, считавшихся бесперспективными, можно назвать Альберта Эйнштейна, величайшего ученого, работы которого определили развитие всей современной физики.
8. Ребров А., “Нобелевский лентяй”. (Рассматриваем портрет ученого.)
Альберт Эйнштейн родился в городе Ульме в семье небогатого еврейского торговца, владельца небольшой мастерской электротоваров. До трех лет не говорил, но потом “выправился”. Уже в ранние годы Альберт проявлял способности к математике и к двенадцати годам сам, только по книгам, выучил евклидову геометрию. А вот в мюнхенской школе, куда он поступил, дела у Альберта шли ни шатко ни валко. Когда деловые неудачи отца заставили семью покинуть Германию и переехать в Италию, 15-летний Эйнштейн бросил учиться вовсе и около года просидел дома. Лишь потом он возобновил регулярные занятия в швейцарской средней школе в Аррау, по окончании которой поступил в Цюрихский политехникум. Он был нерадивым студентом и частенько прогуливал лекции, предпочитая самостоятельные занятия физикой и игру на скрипке. А к экзаменам готовился, одалживая записи лекций у соучеников. Именно таким образом он и сдал экзамен на ученую степень.
Профессоры были о нем невысокого мнения и не рекомендовали продолжать научную карьеру. Но в 1905 году Эйнштейн выпустил три свои первые научные работы, а спустя еще 16 лет, в 1921 году, вопреки пророчествам своих учителей, стал лауреатом Нобелевской премии.
9. Заключительное слово учителя.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы свой дар Божий не прятали, и чтобы каждый учитель-предметник увидел в вас одаренных людей и чтобы самый трудный барьер – школу, вы бы закончили так же талантливо, как начали свой тернистый учебный путь.
“В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигает ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам”. К. Маркс.