"Чудодейственная сила глагола" (лингвистическое путешествие в 6-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • показать роль глагола в построении связных высказываний;
  • обогатить речь учащихся глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания, которые являются наиболее потребительными;
  • воспитать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Эпиграф к уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой) (Презентация, слайд 2)

– Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами.
(слайд 3)
«В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов», – писал В.Г.Белинский.
Скажите, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идёт? Запишем их на доске.
(слайд 4)
– В русском языке 40% слов – существительные, 35% – глаголы. «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык» (В.И.Даль).
(слайд 5)

Итак, наш первый маршрут – глаголы, описывающие действия человека и природные явления.

– Вспомним отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

(слайд 6)

Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…

– О ком здесь речь? (О Черноморе и его слугах.)
– Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена?
– Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

Глагол может передать и последовательность движений:

(слайд 7)

Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копиём,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.

– О ком идёт речь? (О Руслане и о голове, которую он встретил на своём пути.)

– Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем, например, отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:

(слайд 8)

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён…

– Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть движение, и свет, и звук.
(слайд 9)
– Записаны глаголы: идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь.
– Определите лексические значения глаголов и отметьте оттенки этих значений.
– Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, троллейбуса, такси, трамвая? Как ходят дети, взрослые, старые люди? Подберём синонимы, убедимся, что их в нашем языке много.
– А теперь прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их. (Приложение 1)

Мне была представлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго. (В.Брюсов)

– Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

Далее работаем с текстом (у каждого учащегося) (глаголы движения пропущены). Вставляем пропущенные глаголы (работа выполняется устно) и записываем их в тетрадь. (Приложение 2)

Мы идём с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы.
– Родник, – говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.

(слайд 10)

– Наш второй маршрут – глаголы речи. Они играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.
– Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». (Приложение 3)
Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба-Яга. Василиса встретила её.
– Всё ли сделано?– спрашивает Яга.
– Изволь посмотреть сама, бабушка, – молвила Василиса. Баба-Яга всё смотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:
– Ну, хорошо!
Потом крикнула:
– Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

– Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.
– Какие глаголы речи подчёркивают характер героев сказки? (молвила – потому что ласковая, добрая, почтительная; крикнула – скорее всего, злая, сварливая.)

– Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы и словосочетания на три группы:

1) глаголы со значением речи;
2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;
3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

(слайд 11)

Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

1) говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить;
2) вспомнить, улыбнуться, удивиться, ужаснуться, обрадоваться;
3) нахмуриться, усмехнуться, застонать, приуныть, подумать

– Придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить.
– Определите лексическое значение глаголов чувств: вспомнить, улыбнуться, удивиться, ужаснуться, обрадоваться.

(слайд 12)

– Наш третий маршрут – глаголы звучания.

– Послушайте, как звучит «лесной оркестр», и выпишите глаголы, которые передают звуки леса. (Приложение 4)

Лесной оркестр

В мае все лесные жители поют и играют, кто, на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. (По В.Бианки).

– Какие глаголы вы выписали?
– Это действительно оркестр, и действие происходит в мае. Какие звуки издают кузнечики? Волк? Лиса? Филин? Пчёлы?

(Приложение 5)

– А теперь прочитайте текст «Лесной разговор» Г.Скребицкого. Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса?

Лесной разговор

– Люблю, когда лес шумит, – сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович, – особенно летом. Иду и слушаю, о чём деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, ещё издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают, застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдёт гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдёт, прямо заслушаешься… (Г.Скребицкий).

– От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья?
– Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?
– Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе.

И наш урок «Чудодейственная сила глагола» хочется закончить словами К.Г.Паустовского:

(слайд 13)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(слайд 14)

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».