Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 5–6-е классы

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


1. Расставьте ударение в следующих словах:

Каталог, торты, средства, жалюзи, банты, свекла, позвонишь, красивее, обеспечение, нефтепровод.

2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин. Кочан. Банка.

3. Укажите ряд, в котором во всех словах нужно вставить букву е.

а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

4. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, белила, косой, жгут.

5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

  1. Об очень большой тесноте в помещении.
  2. О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.
  3. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
  4. О попытках обмануть кого-либо.
  5. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

6. О чем идет речь? Назовите слово.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
  3. Он в голове у легкомысленного , несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

  • Тяжёлый — …
  • Сладкий — …
  • Острый — …
  • Золотой — …
  • Свежий — …

8. К каждому слову найдите свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных: 

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

10. Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение…)

Ключи

1. Расставьте ударение в следующих словах:

Каталог, торты, средства, жалюзи, банты, свекла, позвонишь, красивее, обеспечение, нефтепровод.

За каждый правильный ответ 0,5 б., всего – 5 баллов.

2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин. Кочан. Банка.

(Среда, слово, кайма, насос, спаниель, ночка, кабан)

За каждый правильный ответ 1 б., всего – 7 баллов.

3. Укажите ряд, в котором во всех словах нужно вставить букву е.

а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

Ответ – г – 1 б

4. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, белила, косой, жгут.

(Стих – имя существительное, глагол;
Белила – имя существительное, глагол;
Косой – имя существительное, имя прилагательное;
Жгут – имя существительное; глагол)

За каждое правильное определение части речи 0,5 б., за каждый правильный пример – 1 б., всего – 12 баллов.

5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

  1. Об очень большой тесноте в помещении.
  2. О первых признаках появления  чего-нибудь хорошего, радостного.
  3. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
  4. О попытках обмануть кого-либо.
  5. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

Ответ:
1) яблоку негде упасть,
2) первая ласточка,
3) на душе кошки скребут,
4) водить за нос,
5) козёл отпущения.

За каждый  правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.

6. О чем идет речь? Назовите слово.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Ответ: нос, уши, ветер.

За каждый  правильный ответ 1 б., всего – 3 балла.

7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

  • Тяжёлый — …
  • Сладкий — …
  • Острый — …
  • Золотой — …
  • Свежий — …

Ответ: тяжёлый груз, тяжёлый взгляд; сладкий леденец, сладкий сон; острый меч, острый вопрос; золотой кулон, золотой человек; свежий хлеб, свежий номер газеты.

За каждый правильный пример – 1 б., всего – 10 баллов.

8. К каждому слову найдите свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

Ответ: невежда – неуч; невежа – грубиян; неистовство – буйство; незыблемый – несокрушимый; нелепо – странно, несуразно.

За каждый  правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.

9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных: 

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Ответ: солнце – им. п; облако – вин.п; на горизонте – пр.п; туристы – им.п; город – вин.п; айсберг – им.п; гора – им.п.

За каждое правильное определение падежа 0,5 б., за каждый правильный разбор 1 – 2 предложений – 1 б., за правильный разбор 3 предложения – 1,5 балла,  всего – 7 баллов.

10. Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение…)

За раскрытие темы – 5 баллов, за использование средств выразительности – 5 баллов (за каждое по 0,5, но всего не больше 5), за грамотность –  5 баллов.

Всего: 70 баллов.