1. Расставьте ударение в следующих словах:
Каталог, торты, средства, жалюзи, банты, свекла, позвонишь, красивее, обеспечение, нефтепровод.
2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин. Кочан. Банка.
3. Укажите ряд, в котором во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
4. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, белила, косой, жгут.
5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
- Об очень большой тесноте в помещении.
- О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.
- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
- О попытках обмануть кого-либо.
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.
6. О чем идет речь? Назовите слово.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
- Он в голове у легкомысленного , несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
- Тяжёлый — …
- Сладкий — …
- Острый — …
- Золотой — …
- Свежий — …
8. К каждому слову найдите свой синоним.
1. невежда |
а. странно, несуразно |
2. невежа |
б. буйство |
3. неистовство |
в. грубиян |
4. незыблемый |
г. несокрушимый |
5. нелепо |
д. неуч |
9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных:
Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
10. Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение…)
Ключи
1. Расставьте ударение в следующих словах:
Каталог, торты, средства, жалюзи, банты, свекла, позвонишь, красивее, обеспечение, нефтепровод.
За каждый правильный ответ 0,5 б., всего – 5 баллов.
2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин. Кочан. Банка.
(Среда, слово, кайма, насос, спаниель, ночка, кабан)
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 7 баллов.
3. Укажите ряд, в котором во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
Ответ – г – 1 б
4. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, белила, косой, жгут.
(Стих – имя существительное, глагол;
Белила – имя существительное, глагол;
Косой – имя существительное, имя прилагательное;
Жгут – имя существительное; глагол)
За каждое правильное определение части речи 0,5 б., за каждый правильный пример – 1 б., всего – 12 баллов.
5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
- Об очень большой тесноте в помещении.
- О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.
- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
- О попытках обмануть кого-либо.
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.
Ответ:
1) яблоку негде упасть,
2) первая ласточка,
3) на душе кошки скребут,
4) водить за нос,
5) козёл отпущения.
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.
6. О чем идет речь? Назовите слово.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Ответ: нос, уши, ветер.
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 3 балла.
7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
- Тяжёлый — …
- Сладкий — …
- Острый — …
- Золотой — …
- Свежий — …
Ответ: тяжёлый груз, тяжёлый взгляд; сладкий леденец, сладкий сон; острый меч, острый вопрос; золотой кулон, золотой человек; свежий хлеб, свежий номер газеты.
За каждый правильный пример – 1 б., всего – 10 баллов.
8. К каждому слову найдите свой синоним.
1. невежда |
а. странно, несуразно |
2. невежа |
б. буйство |
3. неистовство |
в. грубиян |
4. незыблемый |
г. несокрушимый |
5. нелепо |
д. неуч |
Ответ: невежда – неуч; невежа – грубиян; неистовство – буйство; незыблемый – несокрушимый; нелепо – странно, несуразно.
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.
9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных:
Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
Ответ: солнце – им. п; облако – вин.п; на горизонте – пр.п; туристы – им.п; город – вин.п; айсберг – им.п; гора – им.п.
За каждое правильное определение падежа 0,5 б., за каждый правильный разбор 1 – 2 предложений – 1 б., за правильный разбор 3 предложения – 1,5 балла, всего – 7 баллов.
10. Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение…)
За раскрытие темы – 5 баллов, за использование средств выразительности – 5 баллов (за каждое по 0,5, но всего не больше 5), за грамотность – 5 баллов.
Всего: 70 баллов.