Экскурсии по родному городу как метод патриотического воспитания на уроках русского языка. Урок: "Что такое текст?" 5-й класс

Разделы: Русский язык, Патриотическое воспитание

Класс: 5

Ключевые слова: краеведение, русский язык, патриотическое воспитание, экскурсия


Любовь к малой Родине... - это
любовь к своему народу,
к своей местности, к памятникам
её культуры, гордость своей историей...

Д.С.Лихачёв

Любовь к родному городу, к родной речи, к малой Родине всегда начинается с чего -то небольшого, но очень важного - с любви к своей семье, к дому, где ты живёшь, к своей школе, к своему классу, к своим друзьям, к одному единственному другу. Всё для нас начинается именно с этого, а потом соединяется в одном дорогом слове "отечество". От слов "родина", "отечество", "родной край" возникло понятие "краеведение", которое обозначает знание о своей ближней родине - от слов "ведать", "знать" свой город, его природу, историю, быт, взгляды, традиции местного населения. По - моему, краеведение это "и путь, и процесс познания от ближнего к дальнему, от частного к общему"(1).

Изучение родного края, окружающей жизни - это очень важный момент в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эту идею развивали педагоги, историки, лингвисты: Г.Песталоцци, А.Дистервег, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, Д.С.Лихачёв и другие. К.Д.Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству»(2). Исследователь древнерусской литературы, академик Д.С Лихачёв верно отмечал, что воспитание граждан страны, чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость; если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле(3). Как же воспитывать чувство любви к Родине?

Для того чтобы уроки русского языка были интереснее, необходимо применить такую форму работы как экскурсии. Можно выделить несколько"уровней" познавательной работы учащихся:

1. Учащиеся готовятся заранее: получают "готовые" знания о родном городе (работа со справочной литературой, посещение археологического музея г.Дубны).

2. Приобретённые знания подкрепляются " материальными " доказательствами (во время экскурсий учащиеся знакомятся с теми понятиями, о которых узнали в словарях).

3. Изучая историю родного города, учащиеся смогут сделать самостоятельные, почти "научные открытия", что приведет их к участию в научно - практических конференциях.

В ходе таких уроков, как городская экскурсия, можно легко "увидеть" как от простых форм работы перейти к сложным, так как именно это является важным условием эффективного использования краеведческого материала на уроках русского языка.
Вот пример такого урока.

Урок "Что такое текст?" (5-й класс)

Цель: определить: что такое текст и каковы его признаки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение создавать свои тексты;
  • определять тип и стиль речи текста;
  • сформировать способность к дифференциации типов речи (описание, повествование).

Метапредметные:

  • развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
  • развивать умение работать в парах, группах;
  • находить необходимую единицу информации в тексте, установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к друг другу;
  • воспитание любви к своему городу, малой родине.

Тип урока - изучение нового материала; экспресс-исследование.

Применяемые технологии:

  • развитие критического мышления с элементами личностно-ориентированной технологии;
  • информационно-коммуникационная;
  • проектная деятельность.

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок: проводим его на набережной нашего города. Мы с вами сегодня группа экскурсоводов, которые готовятся рассказать гостям Дубны о том, какой это прекрасный город, где он находится, какие в нём достопримечательности. И надо рассказать так, чтобы люди приезжали в наш город и не один раз. Как выдумаете, какими качествами должны обладать экскурсоводы?

Учащиеся: Умением хорошо говорить, мыслить, анализировать, много знать, думать).

Учитель: А как вы считаете: у вас есть такие качества? (Не у всех). Значит мы будем им тоже учиться. Наш сегодняшний урок построен на уважении. А что такое уважение? Обратимся к своим телефонам, найдем определение в словаре С.И. Ожегова и Википедии).

Читают ученики: "Уважение - это почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств",- словарь С.И.Ожегова.

"Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности.

Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального", - Википедия.

Ребята, вспомним правила общения в классе:

Говорят ученики:

1) уважая себя, прежде всего уважай других;

2) все замечания высказываются в корректной форме;

3) сначала выслушай, а потом дополни;

4) обращение к собеседнику начинай с его имени;

5) грубости в отношении к другому человеку не приветствуются в нашем классе.

Учитель. А теперь в путь. Впереди нас ждёт много интересного. Как вы думаете, что мы должны сделать, как экскурсоводы, прежде всего.

Учащиеся: Составить план.

Учитель: План - это основная задача нашего урока. А теперь в путь.

II. Загадка. Определение темы и цели урока

Тема нашего урока связана со словом, которое пришло к нам из немецкого языка, только произошло оно из латинского и обозначает "ткань, единство", только единство не простое, а словесное. В 5 классе на уроках немецкого и французского языка вы уже сталкивались с переводом этого слова. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте). Значит тема нашего урока... Текст, его признаки. Мы будем сами строить тексты, рассказывая о своём городе. Знакомство с Дубной мы начнём с набережной. А что значит слово "набережная"?

Подготовленные ученики (первая группа): "Набережная - берег, укрепленный покатой или отвесной стенкой из камня, дерева", - словарь С.И.Ожегова.

"Набережная — сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега (городские набережные); набережные в городах — проезды (улицы), расположенные вдоль берегов и ограниченные с одной стороны городской застройкой или парком",- Википедия.

 Учитель: Тему мы определили, а теперь определяем цель урока. Нам надо сегодня ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое текст?
  2. Каковы признаки текста?
  3. Для чего надо это знать?
  4. Где мы можем свои знания применить? - это и будут цели нашего урока.

Учитель: Ребята, можно ли назвать текстом определение из словаря С.И. Ожегова "Набережная...."?

Ученик: Нет. В нём нет нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.

III. Практическая работа

Учитель: Ребята, вы проводите экскурсию по набережной, с чего вы бы начали свой текст?

Ученики: Вступление. Мы сегодня находимся на набережной Волги. Приглашаем вас пройти по ней, и послушать рассказ об этом месте города. Дубна - это единственный город в Московской области, расположенный на Волге. В Волгу впадают Дубна и Сестра. Это очень живописные реки. Набережная начинается с комсомольского значка и называется Комсомольской, а затем плавно переходит в Менделеевскую, которая сейчас благоустраивается.

(Отвечают ученики. Вторая подготовленная группа)

Учитель: А почему этот ответ уже стал текстом?

Ученики: В нём есть признаки текста:

  • предложение объединены общей темой: набережная - достопримечательность Дубны;
  • предложения связаны синонимами: на городской набережной - по ней;
  • лексическим повтором: на городской набережной - о городской набережной;
  • предложения связаны последовательностью изложения;
  • предложения принадлежат к одному научному стилю.

Учитель: Как бы вы назвали первый пункт плана?

I. Приглашаем на набережную.

Этимологический экскурс. Заглянем в прошлое.

Основная часть.

Наш город разделён Волгой на две части. Давайте поговорим об этой замечательной русской реке? разделяющей наш город на левый и правый берег. ( Остановимся и полюбуемся прекрасным видом). Откуда взялось такое название реки? Волга связана со славянским словом "вода, влага". Другая версия: слово "Волга" заимствовано из финского "Valken" (валкеа) – белый. Над рекой частые туманы, поэтому она кажется белой. Название Дубны тоже связано с водой. Слово "дубна" пришло из финского и значит "чистая, прозрачная река"или "река в дубовом лесу". (Отвечают ученики. Третья группа).

Учитель: Можно этимологические примеры считать текстом?

Отвечают ученики: - Да. В нём идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Учитель: Сделайте вывод об обязательных признаках текста. 

Ученики: Текст – это группа предложений, объединенных в одно целое темой.

Учитель: Какие здесь признаки текста?

Ученики: Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Учитель: Как бы вы назвали второй пункт плана?

II. История названий.

Учитель: Продолжим нашу экскурсию.
(Учащиеся располагаются на круглых скамейках набережной или просто стоят).

Итак, сейчас наша набережная называется Комсомольской, но есть предложение назвать её набережной имени Д.И.Менделеева, так как этот год – 2019 год провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом периодической таблицы химических элементов. Великому открытию Дмитрия Ивановича Менделеева исполняется 150 лет. На набережной установлен бюст великому учёному. (Отвечают ученики. Четвёртая группа)

Учитель: Предложения в тексте относятся к определённому стилю. Какой стиль вашего теста? Докажите своё мнение?

Ученики: Стиль научный. Он характеризуется точностью: наличие дат, терминов, географических названий.

Учитель: Ребята, обратите внимание на архитектуру набережной. (Включите это в свой рассказ).

Учитель: А как бы вы назвали третий пункт плана?

III. Красивая набережная.

Учитель: Посмотрите вокруг. Что вас ещё удивляет и завораживает. Красивые ротонды, спуски к воде, песчаные пляжи, пристань, много деревьев, особенно яблонь, делают набережную особенно привлекательной для прогулок. Тротуар разделён на две части: для пешеходных и велосипедных прогулок. Так приятно провести время со своими друзьями. Здесь можно хорошо отдохнуть, подышать приятным речным воздухом, полюбоваться волжским пейзажами. Набережная привлекает линейным парком, который расходится на множество аллей.

А что такое ротонда? Если наш текст научного стиля, значит материал мы берём из словарей. Обращаемся к своим телефонам.

Ученики:"Ротонда - (фр., от лат. rotundus круглый); круглое здание с куполом, иногда на столбах или колоннах", - словарь С.И.Ожегова. На уроке французского мы уже знакомились с этим словом. Предварительная работа со словарями нам очень помогла. Такая работа необходима, когда создаётся текст в научном стиле.

Учитель: Наша прогулка - текст продолжается. Путешествуя по набережной, рассказывая о ней, какой тип речи, по-вашему мнению, подходит. Почему? Докажите своё мнение.

Ученик: Повествование.

  • это рассказ о событии, которое происходит в "определённый промежуток времени": прогулка по набережной;
  • это текст "событийный", поэтому много глаголов( находимся, приглашаем, делится, располагается и так далее) и "цепочечное развитие действия";
  • действия последовательны и логичны( посмотрите, обратите внимание, сделайте вывод).

Учитель: Ребята, а что должно быть в конце нашего текста?

Ученик: Наша экскурсия заканчивается памятником учёному - физику В.Г.Мещерякову, основателю научного центра. На набережной есть ещё памятники, но пока там идёт реконструкция. Приезжайте к нам в следующем году и увидите новую красивую набережную.

Учитель:А как мы назовём наш последний пункт плана?

Ученик: Приглашение в гости.

Учитель: Ребята, а какой ещё признак текста не был назван?

Ученик: Деление текста на абзацы. Составление плана.

 Учитель: Подводим итоги. Называем признаки текста.

Ученики:

  • Заглавие.
  • Тема текста.
  • Основная мысль.
  • Делимость на части (абзацы).
  • Связанность предложений.

Учитель: То, что мы с вами сегодня создали является тестом или нет. Докажите свою точку зрения.

Ученик: Это текст:

  • название "Набережная - достопримечательность Дубны";
  • тема рассказ о красивой набережной Дубны;
  • показать достопримечательность Дубны;

План текста:

I. Приглашаем на набережную.

II. История названий.

III. Красивая набережная.

IV. Приезжайте в гости.

Предложения связаны синонимами: на городской набережной - по ней; лексическим повтором: на городской набережной - о городской набережной.

V. Подведение итогов урока

Учитель: Что мы делали сегодня на уроке?

Ученик: Составляли текст, который станет основой нашей будущей экскурсии.

Учитель: А на что надо обратить внимание экскурсоводам, составляющим такой текст?

Ученик: на логичность, последовательность изложения материала, разнообразие слов и предложений.

Учитель: Дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки. Напишите дома текст о Дубне. Ребята, а как бы вы оценили себя на таком уроке.

Продолжите фразу:

  • Я понял....
  • Мне запомнилось...
  • Мне понравилось...
  • Я себе ставлю на уроке (оценка), потому что я...

Д/З. Написать сочинение "Городская набережная" или "Экскурсия по городской набережной".

Чем же хороши экскурсии?

Такая форма урока позволяет учащимся перейти в другое психологическое состояние: нет таких строгостей, как на традиционном уроке. Экскурсия - это и другой стиль общения: больше положительных эмоций. На таких уроках учащиеся развивают свои творческие способности, личностные качества. Во время таких ситуаций легче определяется взаимосвязь с другими учебными дисциплинами , метапредметные связи.

При подготовке к урокам была разработана система использования экскурсий при изучении темы "Текст", "Синтаксис" в 5 классе. Эта система включает следующее:

а) урок подготовки к экскурсии,

б) урок-экскурсия на городскую набережную,

в) самостоятельное написание сочинения по материалам экскурсии,

г) экскурсию в городской археологический музей г.Дубны,

д) использование материалов экскурсии на уроках изучения темы "Синтаксис" в 5 классе;

е) самостоятельная работа учащихся над коллективным проектом «Виртуальная экскурсия", на котором можно провести презентацию проектов.

Во время экскурсий у учащихся формируются следующих УУД:

а) познавательных (умение использовать различные источники информации для решения учебных задач);

б) коммуникативных (умение работать в сотрудничестве, умение договариваться и приходить к общему решению в результате совместной деятельности, владение монологической речью);

в) регулятивных (планирование своих действий; внесение необходимых корректив в процессе работы; материализация учебных действий в речевой и умственной форме);

г) личностных (развитие познавательных и учебных мотивов; социализация в процессе совместной деятельности)(4) .

При внедрении экскурсий пятиклассники практически перестают испытывать неуверенность в своих силах при написании сочинений. Это происходит по следующим причинам. Во-первых, сама новизна формы привлекает учащихся, создает дополнительную мотивацию. Во-вторых, пятиклассники убеждаются в том, что умение строить текст важно для жизни, для реальной деятельности. В-третьих, система работы предполагает многократное повторение упражнения (составление описаний) на протяжении небольшого периода времени (пока изучается тема "Текст", "Синтаксис"), что создавало возможности для отработки и закрепления навыка.