Русский язык
-
"Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках русского языка. Второстепенные члены предложения". 5-й класс 2013
Цель урока: применение знаний по теме "Второстепенные члены предложения" в комплексе; развитие творческого мышления учащихся, памяти, навыков самостоятельной работы; орфографической и пунктуационной зоркости, синтаксического разбора предложения; формирование экологического воспитания, гуманного отношения к природе.
-
Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского родного языка 2022
Формирование речевой компетенции – процесс длительный и сложный, должен осуществляться планомерно и целенаправленно. Учитель должен обучать русскому родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства, как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
-
Формирование речевой культуры младших школьников 2013
В статье описывается работа по формированию речевой культуры у младших школьников на уроках русского языка; развитию устной и письменной речи; обогащению словарного запаса учащихся для грамматически и стилистически правильного выражения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Предлагается система упражнений и дидактических игр для работы со словом в рамках изучения темы "Глагол".
-
Формирование речевой культуры учащихся 2005
Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать. Содержание работы по развитию речи составляет, как известно, обучение: а) культуре речи и б) связным высказываниям. Для выполнения этих задач необходимо: обогащение речи учащихся, обучение выбору языковых средств, написание сочинений, пересказ и анализ текстов.
-
Формирование речевых умений учащихся в процессе обучения наречию 2014
В статье изложены основные направления работы учителя-словесника на уроках изучения наречия как части речи.
-
Формирование слоговой структуры слова 2009
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Наше учреждение посещают дети с речевыми нарушениями. Задача речевой группы сводится к тому, чтобы сформировать у ребенка умение ясно, четко, грамматически правильно выражать свои мысли, умение задавать вопрос, построить ответ, дополнить собеседника. Это необходимо ребенку для успешного обучения в школе. У большинства детей, посещающих речевую группу, нарушена грамматическая сторона речи, т.е. дети неправильно строят предложения, изменяют слова, нарушается порядок слогов. Основная цель занятия - закрепить полученные знания, поддержать интерес к обучению грамоте, формировать слоговую структуру слова, развивать фонематический слух, логическое мышление, память.
-
Формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики 2009
Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям. Современная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.
-
Формирование текстовой компетенции посредством психолингвистических методик 2021
Одной из стратегий инновационного обучения в современной школе можно считать антропоцентрическое направление, при котором в центре образовательного процесса оказывается ученик со своими физиологическими, индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому в системе филологического образования актуальным становится организация урочной деятельности с учётом психолингвистических методик обучения: характера распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга, особенностей восприятия, запоминания, стратегий мышления, эмоциональной сферы человека. В связи с этим нами предлагается авторский дидактический материал с психолингвистическим обоснованием по теме «Текст» для учащихся старших классов.
-
Формирование у детей представления о семантической стороне имен прилагательных 2009
Авторы учебников по русскому языку для начальной школы основной упор делают не на семантическую, а на грамматическую сторону имени прилагательного как части речи, работа над семантикой проводится довольно редко и непоследовательно. В целях повышения эффективности работы над семантической стороной имен прилагательных на уроках русского языка автор предлагает широкую палитру приемов и методов, которую может применять на практике даже начинающий учитель.
-
Формирование у обучающихся лингвистической компетенции 2016
В нашей школе в рамках «Недели русского языка» проводится конференция «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки», в ходе подготовки к которой школьники узнают имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь прекрасной и высокой цели – бескорыстному служению науке-русистике.
-
Формирование у учащихся навыков грамотного письма 2008
Словарная работа: диктанты (орфоэпический, лексический, зрительный, кроссвордный), орфографическое лото, работа с орфографическим словарем, ведение своего словаря, ролевая игра "Составляем словарь". Работа над ошибками: тетрадь-справочник, в рабочих и контрольных тетрадях, тетрадь учета ошибок, карточки с орфограммами, работа с перфокартами, тетрадь учета ошибок (ведется учителем), нетрадиционные формы проведения уроков.
-
Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006
Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.
-
Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами образовательной системы "Школа-2100" 2023
За последние десятилетия в обществе произошли координальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка 2010
На уроках русского языка наиболее трудоемкой работой является работа над орфограммами, использование полученных теоретических знаний на практике. Именно при проведении планомерной работы на уроках русского языка формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка 2014
Автор в статье показывает на примере различных заданий в уроке русского языка, как формируются УУД, какие должны быть условия и средства формирования, средства реализации, диагностический инструментарий. Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", способность личности к саморазвитию.
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы 2018
Статья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС. Приведены типовые задания по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
-
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС ООО 2023
Представлена презентация по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы как основное требование ФГОС ООО».
-
Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач 2014
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
-
Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач 2014
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
-
Формирование УУД в работе над пунктуацией 2012
В 5-м классе закладываются представления о пунктуации. Задача учителя не только научить анализу и синтезу слов, установлению причинно-следственных связей, моделированию. С 5-го по 11-й класс автор регулярно предлагает детям особые карточки. В них от 3 до 7 предложений, которые надо проанализировать и вставить пропущенные знаки.
-
Формирование УУД на уроках русского языка посредством использования алгоритма работы над ошибками 2016
На уроках русского языка самая трудоёмкая работа – это работа над орфограммами, особенно применение полученных теоретических знаний на практике. Эта работа вызывает наибольшие затруднения. Основные причины этих затруднений заключаются в следующем: отсутствие чёткого плана анализа и классификации орфограмм; отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм. Высокую результативность для ликвидации этих затруднений даёт использование при работе памятки для работы над ошибками.
-
Формирование учебно-познавательного интереса на уроках русского языка 2014
Эффективность урока, его успешность и познавательная деятельность учащихся зависит и от того, как учитель построит урок, какие формы и методы использует на уроке.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка 2022
Представлены два текста о Черном море и вопросы к данным текстам для развития функциональной грамотности.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах 2023
Русский язык - неотъемлемая часть культуры и национальной идентичности. Умение владеть им на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов – лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах. Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.
-
Формирование функциональной грамотности при подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку в средней школе 2021
В отличие от итоговой аттестации, ВПР не является экзаменом. Это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Помимо этого, ВПР помогает оценить уровень качества преподавания учебных дисциплин в образовательной организации. Мониторинг призван увидеть и скорректировать недостатки изучения предмета. Результаты проведения ВПР не являются показателем для выставления годовых оценок по школьному предмету, по которому проводится контроль.
-
Формирование целостной учебной деятельности как важнейшее условие развития субъектной позиции учащихся 2009
В статье предлагаются варианты создания условий для развития творческой саморазвивающейся личности, усваивающей не только отдельную сумму знаний, но и способы их добывания.
-
Формирование ценностной ориентации "познание (истина)" у старшеклассников в условиях территории с градообразующим предприятием 2004
На территории с градообразующим предприятием, по данным наших исследований, ценностная ориентация (ЦО) "познание (истина)" не сформирована лишь у 7,8% старшеклассников. Организацию педагогической деятельности по формированию данной ЦО целесообразно осуществлять в трех направлениях: становление ценностных оснований жизни школы, реализация культурологического подхода в образовательном процессе, организация взаимодействия старшеклассников с социокультурными группами. Учебное исследование - форма, реализующая данные направления в комплексе.
-
Формирование ценностных ориентиров у обучающихся на уроках русского языка и литературы 2023
Данная статья актуальна для преподавателей словесности и поможет разнообразить уроки литературы и русского языка новыми решениями и подходами в формировании ценностных ориентиров подростков. Сегодня основным направлением в обучении и воспитании на предметах гуманитарного цикла является восстановление духовных основ нации, приобщение обучающихся к художественному слову, к литературе. В данной статье приведены примеры из личного практического опыта педагога по использованию и применению методов и приемов освоения художественного литературного материала: идеи взаимодействия, творческие «пятиминутки», уроки-мастерские, знакомство с искусством театра и кино, формирование традиции «увидел-почувствовал-поделись» письменных текстов разных жанров.
-
Формирование читательских компетентностей на уроках русского языка в 8-м классе как составляющих функциональной грамотности 2022
В настоящее время мы все чаще слышим сочетание «читательская грамотность». Читательская грамотность – способность человека понимать, осмысленно читать тексты, анализировать, размышлять, логически рассуждать и достигать целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Широкие возможности по формированию у обучающихся умений, характеризующих читательскую грамотность, открывает перед учителем учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией А.Д.Шмелёва. Информация представляется в нём не только вербально, но и в системе схем, таблиц, ведется работа с нелинейными текстами. Тексты упражнений подобраны на разнообразные темы: русские города, литературные места, великие люди России, этикет, исторические памятники нашей страны и т.д. Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и извлечения информации из текста, а также формулировать прямые выводы на основе фактов, имеющихся в тексте. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни.
-
Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности 2023
Сегодня в рамках реализации ФГОС нового поколения много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на этих уроках, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое читательская грамотность?