Очевидным условием возможности
культуры языка является, во-первых,
высокая лингвистическая сознательность
говорящих, а во-вторых, - тесно
связанная с этим любовь к языку.
Г.Винокур
Основной задачей в школьном курсе русского языка является формирование и развитие языковой личности.В связи с этим в методике преподавания русского языка намечен современный подход в обучении: переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Новые образовательные стандарты ориентируют учителя на осуществление такой преподавательской деятельности, чтобы на основе компетентностного подхода развивать и совершенствовать все виды компетентности: языковую и лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую.
Что же представляет собой лингвистическая компетенция и как выполнить требование программ по ее формированию? Из каких источников можно извлечь материалы о русских лингвистах и истории отечественной филологии, какими для этого воспользоваться книгами?
Проблеме формирования лингвистической компетенции, на мой взгляд, сегодня еще не уделяется должного внимания в школьной практике. Во-первых, не все учителя русского языка в полной мере осознают, что учащихся нужно знакомить с научными биографиями и открытиями виднейших русистов, к тому же преподаватели не всегда находят формы работы с материалами по истории лингвистической науки. Во-вторых, школьные учителя оказываются в труднейшем положении: в УМК, по которым выстраивается процесс обучения, в недостаточном объёме представлены сведения об учёных-русистах, а редкая информация об истории лингвистической науки и о научном вкладе филологов эпизодична и фрагментарна, и не вызывает у школьников активного познавательного интереса.
В нашей школе в рамках “Недели русского языка” проводится конференция “Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки”, в ходе подготовки к которой школьники узнают имена трудолюбивых и талантливых исследователей, замечательных людей, которые посвятили жизнь прекрасной и высокой цели – бескорыстному служению науке-русистике. Рассказы о личностях знаменитых русистов, великих замыслах и духовных устремлениях ученых, об их бескорыстном служении науке и просвещению вызывают у участников конференции чувство глубокого уважения. Пример замечательных людей, которые верили в свое высокое предназначение и бескорыстно трудились для науки независимо от того, выгодно это или не выгодно, престижно или не престижно, работали не только ради денег, но и во имя мечты и высокой цели, способен стать для школьников надежным жизненным ориентиром. Кроме того, глубокое изучение очерков о жизни знаменитых лингвистах способствует возникновению интереса к научной исследовательской деятельности, а также позволяет сформировать стойкое убеждение о том, что русский язык – явление развивающееся. Понимание этого способствует более серьёзному отношению к изучению предмета, воспитывает в школьниках любовь к русскому языку, носителями которого мы являемся. Особенно это необходимо на современном этапе, когда подростки пренебрегают нормами русского языка, не заботятся о чистоте русской речи, активно включают в неё слова-паразиты. иностранные заимствования, зачастую неоправданно заменяя исконно-русские.
Задача учителя-словесника – подвести школьников к пониманию того, что от нас, сегодняшних носителей русского языка, зависит. в каком состоянии он достанется нашим потомкам.