Понятие «грамотность» впервые было употреблено Цицероном, так он назвал образованного человека. После этого под влиянием времени понятие претерпело различные изменения.
В настоящее время мы все чаще слышим сочетание «читательская грамотность». Читательская грамотность - способность человека понимать, осмысленно читать тексты, анализировать, размышлять, логически рассуждать и достигать целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [7, стр.5]
Многим может показаться, что словосочетание «читательская грамотность» появилось в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества.
Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста) и использование информации прочитанного.
Следует помнить, что читательская грамотность формируется семьёй, дошкольными учреждениями, школой, профессиональными средними и высшими учебными заведениями и учреждениями культуры. Она является результатом воспитания, обучения и образования. При этом основывается как на развитии мыслительных действий и механизмов чтения, так и на развитии личностных качеств учащихся. [6, стр.58]
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские компетенции - те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. В отличие от концепции читательской грамотности в исследовании PISA, в данной концепции выделено 4 группы читательских действий: к трем зафиксированным в PISA добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач. [5, стр.7].
Проверяемые виды деятельности:
- Найти доступ к информации и извлечь её.
- Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя.
- Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
- Использовать информацию из текста.
Широкие возможности по формированию у обучающихся умений, характеризующих читательскую грамотность, открывает перед учителем учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией А.Д.Шмелёва. Информация представляется в нём не только вербально, но и в системе схем, таблиц, инфографики, ведется работа с нелинейными текстами. Тексты упражнений подобраны на разнообразные темы: русские города, литературные места, великие люди России, этикет, исторические памятники нашей страны и т.д. [1]
Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и извлечения информации из текста, а также формулировать прямые выводы на основе фактов, имеющихся в тексте.
Следует обратить внимание на проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA. В ходе проведения данного исследования грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста:
- Низкий: найти и извлечь информацию.
- Средний: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
- Высокий: осмыслить и оценить содержание и форму текста. [2]
Чаще всего западающими звеньями являются умения опираться на внетекстовые знания (выделять скрытую информацию, работать с подтекстом), осмысливать и оценивать содержание, а также форму текста.
Итак, наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования читательской грамотности является комплексная работа с текстом. Предпочтение следует отдавать актуальным материалам, отражающим межпредметные связи. Выбор пал на тексты, в которых рассказывается о новых профессиях. (Приложение 1, стр.5)
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни.
Список литературы
- Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Д.Шмелёв. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 368 с.: ил.
- Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8-9 классы: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2021. - Ок. 2,5 МБ (62 с.).
- Архитектор «зеленых» городов: кто строит мегаполисы будущего [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/6103ed9f9a79478066879c0f?from=100
- Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://atlas100.ru/
- Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/
- Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://2020strategy.ru/