Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой, т.к. речь наших учеников часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.
Развитие речи учащихся – процесс длительный и сложный, требующий систематической и целенаправленной работы учителя. Эта работа осуществляется на уроках русского языка и уроках по развитию связной речи.
В содержание ее входит:
- воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения;
- лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а также из области лексической стилистики;
- работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
- развитие навыков связной устной и письменной речи.
Работа над культурой устной речи предполагает, прежде всего, проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии; обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительной речи.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Система упражнений для работы со словом в связи с изучением темы «Глагол».
Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны:
- раскрытие значения слова путем показа предмета;
- использование толкового словаря русского языка;
- синонимизация;
- морфологический анализ слов;
- перевод;
- использование контекста и другие.
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не только действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию.
Одна из характерных и замечательных особенностей глагольного слова – его организующая, конструктивная роль в предложении. Глагольное управление оказывает решающее влияние на сочетание слов, на постановку их в необходимых для правильного выражения мыслей формах.
Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова.
Эффективным приемом раскрытия значения слова является использование ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ русского языка. После того как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно.
Каждый ученик имеет ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ словарь, к концу начальной школы учащиеся овладевают умением пользоваться всеми видами словаря.
Объяснить значение глагольных слов, раскрыть их многозначность помогает прием синонимизации. Работа над глагольной синонимикой строится в направлении расширения пассивного словаря ребенка за счет новых слов и все более широкого перевода их из пассивного в активный словарь. Глаголы-синонимы в сознании ребенка должны быть четко отграничены от однокоренных слов, дети должны знать о недопустимости синонимизации слов, принадлежащим к разным частям речи. Важно, чтобы учащиеся уяснили признаки понятия лексической синонимии: синонимы обозначают одно и то же понятие; они различаются оттенками значения или употребления в речи; синонимы – это разнозвучащие слова; синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.
Одно из упражнений помогает обогатить словарный запас путем подбора близких по смыслу слов.
К данным глаголам подберите глаголы, близкие по смыслу. Определите спряжение глаголов (4 класс).
Снять, бросать, громыхать, доверять, мерзнуть, доставлять, погасить.
Слова для справок: сверкать, верить, кидать, грохотать, принуждать, зябнуть, потушить.
После выполнения ряда таких упражнений предлагаю составить предложение с синонимами, для того, чтобы показать их смысловой оттенок.
Например: Солнце ярко сияло. В небе сверкала молния. Погасите в комнате свет. Погасите сильный огонь.
Понятие о глаголах-синонимах закрепляется рядом упражнений, которые должны быть расположены в системе.
1. Выписать из текста синонимы к глаголу «смеяться».
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.
2. Выписать глаголы-синонимы. Какое общее значение они выражают? Дополнить синонимический ряд двумя-тремя глаголами.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица.
Ветер далее побежал,
Королевич зарыдал.
3. Прочитать текст, отметить его недостатки, исправить их, заменяя глаголы их синонимами.
– Давайте играть в жмурки, – сказала Лена.
– Согласны, согласны! Будем играть в жмурки, – сказали все остальные.
– Только не убегайте далеко,– сказала маленькая Катя.
– И не прячьтесь так, что вас и с открытыми глазами не найдешь, – сказал Вася.
Слова для справок: закричать, попросить, предложить, добавить.
4. Подберите синонимы к подчеркнутым глаголам:
Вы, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы…
Стал он кликать золотую рыбку.
Воротился старик ко старухе.
В сени вышел царь – отец,
Все пустились во дворец.
В ноги старухе поклонился,
Молвил:
«Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душечка довольна?»
5. Расположите синонимы по принципу усиления действия.
Трусить, бояться, пугаться, страшиться.
Пламенеть, гореть, пылать.
Стучать, бить, колотить.
Значение слова можно раскрыть и путем морфемного анализа. Этот прием ценен тем, что он приучает детей вдумываться в смысловое значение составляющих его морфем. Например. Лиса мышковала. Непонятным для детей оказывается слово «мышковала». Дети рассуждают так, что лиса любит мышей, значит, мышковала – это охотилась на мышей.
На уроках русского языка в связи с изучением глагола предлагаю детям ряд упражнений. Которые закрепят понимание прямого и переносного значения слова и условий их употребления в речи.
1. Какие слова в стихотворении имеют переносное значение?
Дождь пошел и не проходит.
Дождь идет, хотя не ходит.
Он будет лить часы подряд
На крышу, на дорогу, -
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
(А. Барто)
2. В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, в которых эти же глаголы были бы употреблены в прямом значении.
В январе, в январе трещать морозы во дворе.
Река еще спит.
От морозов Ванюши щеки пламенем горят.
3. Заменить глагол «бежит» близким по смыслу.
Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменять этот глагол в предложении «Лисица бежит по полю»?
4. Объясните значение выделенных глаголов.
Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В.Орлов)
5. Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен выделенный глагол. Составьте предложение, употребив эти глаголы в прямом и переносном значениях
1. – Мама, крапива кусается?
– Да.
– А как она лает?
2. Мать приказала детям запереть за ними дверь на крючок и никого не пускать. «Так как, – пояснила она, – по городу ходит скарлатина». В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
– Приходила скарлатина, но мы ее не пустили. (К.Чуковский)
6. Какие выделенные слова употреблены в переносном значении?
Ленивое солнце еще спит. Деревья раскачивают свои вершины. Темнота заползает под кусты, залезает в ямки. Вдруг между деревьями мелькнул огонек, и светлый луч быстрее белки стал бегать по стволам. Солнце выглянуло из-за горы и покраснело от стыда. Проспало. Оно принялось старательно раскрашивать пригорки и деревья, зажгло каждую снежинку, выкрасило в оранжевый цвет крышу школы и в доме стало светло и празднично. (З. Воскресенская)
7. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении, объясните их значение.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветала,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (П.)
При изучении глагола происходит знакомство учащихся с фразеологическими оборотами. Исходным моментом в изучении фразеологических оборотов является понимание учениками явления многозначности слова, его прямого и переносного значения. При отборе фразеологического материала следует учитывать частность употребления тех или иных устойчивых сочетаний в речи, сферу их применения. Прочность усвоения фразеологизмов обеспечивается пониманием их значения, а это достигается:
- систематическим наблюдением над употреблением фразеологизмов в контексте;
- синонимическими сопоставлениями слова и фразеологического оборота либо фразеологизмов;
- усвоением синтаксической роли, структуры, лексической и грамматической сочетаемости с другими словами в предложении.
На уроках провожу игры следующего содержания:
К словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том же лице и числе.
Обвести вокруг пальца.
Гладить по головке.
Клевать носом.
Вставлять палки в колеса.Дремать
Обмануть
Хвалить
Мешать
Устать
Эти положения реализуются в системе упражнений по фразеологии.
1. Подчеркните устойчивые сочетания, объясните их значения.
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
(А.Пушкин)У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух пошли зайчишки.
А я им: У-х! Живей, зверюшки!
(Н.Некрасов)
«Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает:
– Что ты голову повесил?»
Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.
(К.Чуковский)
Мать говорит дочери после долгой разлуки:
– Как ты похудела, Надюша, один нос остался.
– А разве, мама, раньше у меня два носа было, – иронически возражает дочь. (К.Чуковский)
Играя с Жоржем оловянными солдатиками, я сказал про одного из них, что он будет стоять на часах. Жорж схватил солдатика и со смехом помчался туда. Где висели настенные часы. (К.Чуковский)
2. К данному роду синонимических фразеологизмов подберите слова-синонимы.
Намылить голову, задать жару(перцу), протереть с песком, разделать под орех. Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.
Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.
Разводить тары-ары, молоть вздор.
Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.
3. Из данных фразеологизмов подберите синонимы к словам:
Дремать, обмануть, грустить, мечтать, главенствовать, заставлять.
Слова для справок: повесить нос, витать в облаках, играть первую скрипку, брать за горло, натянуть нос. Клевать носом.
4. Замените подчеркнутые устойчивые сочетания слов одним словом – синонимом и укажите, какими членами предложения оно является.
Собака рванулась вперед и исчезла из глаз. Раньше ты у нас бывал, а теперь и носа не показываешь. Мальчишки сломя голову мчались к реке. Мы не знали кого ввести в нашу классную футбольную команду, ведь хороших игроков у нас кот наплакал. Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не повел.
5. Спишите предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.
- Ребята прибирают класс: кто парты моет, кто подметает, один Петя не работает.
- – Нечего хныкать, – сказала мама, – ты уже большой, пора умнее стать.
- Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.
- Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.
Организация речевой практики учащихся – необходимое условие активизации словаря. Такая практика способствует закреплению понимания слов, сознательному употреблению их в речи Большое место отвожу специальным упражнениям.
1. Замените данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.
Образец: говорить шепотом – шептать.
Испытывать робость. Издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение. Приносить в дар. Вести беседу. Делать заявление. Давать совет. Давать оценку. Находиться в зависимости. Произвести осмотр.
2. Составьте предложения с данными глаголами, укажите род глагола.
Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось, сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась.
3. Прочитайте глаголы. Спишите их, поставив ударение. Составьте с глаголами предложения.
Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.
4. Выделенные словосочетания замените глаголами неопределенной формы.
- Русский народ испытывает гордость за свои достижения в науке.
- «Спартак» будет вести борьбу за звание чемпиона.
- Рабочий решил дать согласие на перевод в другой цех.
- Мы хотим стать друзьями с учениками другого класса.
- Девочки все время говорят друг с другом шепотом.
Упражнения с глаголами – антонимами.
1. К каждому глаголу подбери и запиши антоним:
Лениться, ссориться, мириться, чистить, терять, плакать, дружить, печалиться, любить, выздороветь.
2. Спишите предложения парами. Подчеркните в каждой паре глаголы-антонимы.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Ничего не ответила рыбка.
Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало.
Солнце село за горою. Вдали погас последний луч заката.
В одном окошке зажегся огонек.
3. Выпишите выделенные глаголы, подберите к ним антонимы.
Дедушка, найди мне беленький грибок.
От вороны карапуз убежал, заохав.
Не слыхивал старик, чтоб рыбка говорила.
С лесенки ответил Вова: «Мама – летчик, что ж такого?»
На пустынном полустанке мы выходим на перрон.
Еще не осень, но понятно, что приближается она.
Заря прощается с землей.
От сынов тебе далеких и привез тебе поклон.
Упражнения по предупреждению и устранению речевых ошибок.
В устной и письменной речи младших школьников встречается много речевых ошибок, к ним относятся неудачно выбранное слово, неверно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В школьной практике ошибки получили название стилистических; они делятся на речевые (словарные, грамматические) и неречевые (композиционные, логические, искажение фактов). Речевые ошибки, в свою очередь, можно разделить на лексико-стилистические и синтаксисо-стилистические.
На первом месте по частоте стоят лексико-стилистические ошибки.
1. Повторение одних и тех же слов, например: Я шел по улице, следом за мной шел старичок. По другой стороне шли дети.
Причины таких ошибок: во-первых, малый объем внимания пишущего. Ученик забывает, что он только что употребил глагол «шел» и использует его вновь. Во-вторых не владеет синонимикой.
Чтобы не было повторений в речи, учителю необходимо заострять внимание детей на данные ошибки. Вместе с учениками подбирать слова-синонимы: двигался, проходил и т.д.
2. Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении, в результате непонимание его. Например, охотник «одел» (надел) шапку и вышел. Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедного словаря. Детям объясняется, как различать слова: Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого?) на сестру (что?) платье. Одеть (кого?) братишку. Одеть (чем?) одеялом.
Предлагаю для лучшего усвоения стихотворение Новеллы Матвеевой «Одеть, надеть… Два эти слова».
3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов: Ветер постепенно «принимал» силу (надо: набирал). Коле «выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).
Причины ошибок данного вида: бедность фразеологии, малый языковой опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи.
4. Употребление слова без учета его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: Он почувствовал, что «утопает» в болоте. Лучше: тонет в болоте или его засасывает болото.
Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова.
5. Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: «выстрельнул», «поклал», «ложил», «ездиют», «они хочут», «он хотит»
Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений.
Общий путь предупреждения ошибок – это языковой анализ текстов, выяснений значения слова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.