Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Цель урока: создание условий для:
- применения знаний по теме “ Второстепенные члены предложения” в комплексе.
- развития творческого мышления учащихся, памяти,
- навыков самостоятельной работы,
- орфографической и пунктуационной зоркости,
- навыков синтаксического разбора предложения
- формирования экологического воспитания,
- гуманного отношения к природе.
Оборудование и оформление:
ПК
- Экран
- Тетради: а) коррекционные, б)по развитию речи
- Карточки №1 – таблицы для учащихся
- Карточки№2 – заранее готовит учитель со словами , распространяющими предложение.
- Магнитная доска
- Каллиграфические листы с прописными и строчными буквами.
Рыбки (оценочный результат).
Музыка “ Maid with the Flaxe” Richard Stoltzman (….).
Волонтер: ученица 9б класса – Давыдюк Настя.
Цель этапа урока | Задачи этапа урока | Методы | ||
1. Организационный момент
Запись в тетрадь, приготовить рыбки (за правильный ответ рыбку отдать аисту, который не может взлететь. |
Продолжать работу над каллиграфией. | Оформить запись в тетрадь. | Психологический. (На доске пишет ученица 9 класса, затем проверяет написанное.) |
|
2. Слайд 2 Умения: формулирование вывода, установление взаимосвязи объекта с темой |
Познакомить с темой урока, сообщить о “помощнике”–
птице. Помочь обучающимся сформулировать цель урока и вывод : чем больше будем работать с предложением, тем лучше будет качество знаний по теме.
|
Показать , что любой “объект” может помочь отработать и закрепить навык определения второстепенных членов предложения. | Показ слайдов презентации. Музыка Музыка “ Maid with the Flaxe” Richard Stoltzman |
|
3. Запись слова АИСТ, АИСТОВЫЙ, АИСТЯТА, АИСТЕНОК. Слайд 3 Слайд 4 4. Игра “ Футбол”* См. в приложении. Учащиеся задают вратарю по очереди 5 вопросов, он определяет второстепенный член предложения по вопросу 5. Умения: сравнительный анализ слов(гусята, …) |
Закрепить навык постановки запятой при обращении. |
Познакомить с интересными суффиксами. Спросить 2–3 учащихся. В слове аист согласные глухие или звонкие? Можно слово переносить? Сколько всего звуков? Слогов? Записать предложение , поставить знак, выделить суффиксы. |
Наблюдений. Фронтальный (кормим аиста) Игровой |
|
6. Слайд 5 Умения: объяснения, формулирования ответа, конструирование предложения, анализа (синтаксический разбор предложения) |
Показать , что второстепенные члены предложения могут
“украсить” предложение, сделать его более точным и выразительным. Записать это предложение на карточку №1 (под таблицей). |
Распространить предложение так, чтобы получилось
большое красивое предложение: Ранней весной аист строит на большой трубе кирпичного дома гнездо из тонких, нежных прутиков. (Можно еще добавить слова!) |
КТД Наблюдение и анализ. |
|
Слайд 6 | Слайд для работы | |||
Слайд 7 Умения: конструировать предложение, находить образные средства(эпитет), определять стиль полученного предложения. |
Слайд для работы | |||
Слайд 8 Умения: анализ предложения, нахождение ошибки, объяснение причины постановки запятой. |
Повторить правописание запятой в сложном предложении.
|
Разобрать предложение и составить схему Физкультминутка. (Аисты не “ поют”, а щелкают клювиками.) Сложить ладони рук, потянувшись, вытянуть их влево, постучать…Вправо – постучать… |
Анализ и исследование. | |
7. Слайд 9 Слайд 10 Умения: ОБЪЯСНЯТЬ, ФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОДЫ |
Повторить тему “ знаки препинания при однородных членах предложения” | Сформировать и закрепить навык постановки запятой: записать предложение и разобрать синтаксически. | Наблюдение и анализ. | |
8. Слайд 11 Умения: анализ предложений |
Самостоятельная работа. А) Каллиграфия и анализ предложений. Б) Самостоятельный разбор 1 предложения. |
Запись с экрана одного предложения. | Метод сравнительного анализа. | |
9. Слайд 12 Умения: правильное произношение (Чистота речи) Выводы по прочитанному |
Подвести учащихся к мысли, что бережное отношение к птицам – это проявление гуманности. | Выписать заголовок и разобрать предложение синтаксически. Повторить знак тире в простом предложении. | Чтение “ по цепочке” | |
10. Слайд 13 Умения: конструирования предложений. Умения: нахождение в тексте второстепенных членов предложений. |
Цель : закрепить навык составления предложений | Из предложенных слов сконструировать предложение и разобрать его синтаксически. | поисковый | |
11. Работа с карточкой (к/р) занести в таблицу слова по членам предложения | ||||
Слайд 14 | Подвести итоги | |||
Слайд 15 | Урок 2. Развитие речи. |
Повторить типы х/текстов | ||
Слайд 16 Умения: написание сочинение, анализ текстов по типу. Слайд 17 |
Игра “ Футбол”:
- можно использовать при изучении всех тем русского языка
- позволяет осуществить быстрый индивидуальный контроль знаний
- вырабатывает скорость мышления
- отрабатывает навык постоянной подготовки к уроку
Учитель вызывает одного ученика к доске, называет тему: “ Второстепенные члены предложения”.
Желающие “ забивают мячи в ворота”, например:
– Кого?
– Дополнение!
– Где?
– Обстоятельство!
Учитель ведет счет: “ Один – ноль, два – ноль….”
Количество мячей регулируется : сложная тема – 5, легкая – 10.