Формирование текстовой компетенции посредством психолингвистических методик

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: психолингвистические методики


Одной из стратегий инновационного обучения в современной школе можно считать антропоцентрическое направление, при котором в центре образовательного процесса оказывается ученик со своими физиологическими, индивидуально-психологическими особенностями. Поэтому в системе филологического образования актуальным становится организация урочной деятельности с учётом психолингвистических методик обучения: характера распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга, особенностей восприятия, запоминания, стратегий мышления, эмоциональной сферы человека.

В связи с этим нами предлагается авторский дидактический материал с психолингвистическим обоснованием по теме «Текст» для учащихся старших классов.

Цели дидактического материала:

  • формирование у учащихся старших классов текстовой компетенции по созданию текста, основанной на развитом умении воссоздать авторский текст в соответствии с поставленной задачей;
  • обучение учащихся старших классов созданию разных функционально-смысловых типов текстов, независимо от ведущего типа модальности восприятия – кинестетиков, которые предпочитают тексты-повествования, аудиалов и визуалов, тяготеющих к текстам описательного типа.

Задачи:

  • совершенствовать текстовые компетенции восприятия, понимания и интерпретации текста;
  • закреплять умений создавать целостные и связные тексты (подчиненные основной теме), расчленять текст на смысловые части и подтемы, устанавливая их логическую иерархию;
  • дальнейшее овладение системой разноплановых языковых средств для создания текстов разных функционально-смысловых типов, и особенно текстов-рассуждений.

Типы заданий на формирование воссоздающей текстовой компетенции – создание текстов-рассуждений

Учащимся последовательно предлагаются 2 группы заданий.

  • 1-я группа – задания, сформулированные в виде проблемного вопроса, на который надо дать развернутый и аргументированный письменный ответ.
  • 2-я группа – задания на написание текста-рассуждения по первому предложению, которое по своей структуре является стимулом к созданию текста-рассуждения.

Выполняя эти задания, учащиеся должны следовать схеме рассуждения (сформулировать основную мысль → подобрать 3-5 аргументов (доказательств) основной мыли → сделать вывод в соответствии с основной мыслью).

Примеры заданий по выше названным группам:

Задания, сформулированные в виде проблемного вопроса, на который надо дать развернутый и аргументированный письменный ответ

Задания на написание текста-рассуждения по первому предложению

Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?

Мы все родом из детства.

Почему детство – важнейший этап жизни человека?

Детство – золотая пора в жизни человека.

Почему нельзя забывать отчий дом?

Отчий дом – начало всех начал.

Что значит любить свою семью?

Вся семья вместе – так и душа на месте

Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое?

Природа – мать наша.

Должен ли человек заботиться о природе?

Природа – кормилица наша.

Почему и за что природа иногда мстит человеку?

Сохранение природы – главная задача человека.

Естественно ли деление людей на богатых и бедных?

Сытый богатому не товарищ.

Может ли человек быть свободным от общества, других людей?

Человек – существо общественное.

Может ли человек противостоять искушению власти денег?

Счастье не в деньгах...

Типы заданий на формирование текстовой компетенции по созданию текстов по ключевым словам

Для стимулирования ассоциативного мышления учащихся, развития их творческих способностей, фантазии и воображения, важных для успешной текстообразующей деятельности учащимся были предложены следующие задания по работе с ключевыми словами.

Задание 1. По набору ключевых слов восстановите сюжеты известных сказок:

  • курица, яйцо, золотое, дед, баба, мышь;
  • старик, старуха, море, сеть, золотая рыбка, корыто;
  • гора, малахит, мастер, хозяйка.

Задание 2. Составьте список ключевых слов стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Объясните, как ключевые слова связаны с названием стихотворения и с раскрытием его основной темы.

Задание 3. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей». Подумайте и ответьте на вопрос: «В чем заключается философский смысл данного произведения?». Определите тему этого произведения. Составьте список ключевых слов. Перечислите основные микротемы и соответствующие им ключевые слова, участвующие в раскрытии основной темы произведения.

Задание 4. Подберите ассоциации к словам «солнце», «природа», «человек», «семья», «общество» и на их основе напишите мини-сочинение рассуждение, раскрыв в нем значение этого предмета (явления) для жизни человека.

Типы заданий по работе с текстом для левополушарных учащихся – аудиалов

Так эти учащиеся хорошо анализируют и создают тексты от части к целому, то их нужно обучать анализу от целого к части.

Задание 1. Разбить текст на абзацы и составить сложный план. (Дается текст-рассуждение).

Задание 2. Сопоставить два текста и найти в них общее (сходства) (Даются два текста на одну темы, но разных функционально-стилистических типов: напр., повествование и рассуждение или рассуждение и описание).

Задание 3. Определить тип текста.

Задание 4. Составить план текста-повествования (или описания) и преобразовать его в план текста-рассуждения.

Типы заданий по работе с текстом для правополушарных учащихся – визуалов и кинестетиков

Так эти учащиеся хорошо анализируют и создают тексты от целого к части, то для них предлагаются задания на развитие текстовых умений создавать тексты от части к целому.

Задание 1. Составить текст-рассуждение по данным ключевым словам.

Задание 2. Выписать ключевые слова из текста.

Задание 3. Выбрать наиболее подходящий заголовок из предложенных.

Задание 4. Составить текст из абзацев, порядок которых намеренно нарушен.

Задание 5. Написать текст-рассуждение по данному началу (концу).

Все выше описанные задания выполняются учащимися индивидуально. Однако на уроке при работе над этими заданиями может быть организована работа в парах (лево- + правополушарный учащийся), что, на наш взгляд, способствует эффективности работы над текстом. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным учащимся, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как анализ, выделение сходства, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом синтеза текста, выделения в нем нужных деталей, различий, создания категорий, умением обобщать.

Литература

  1. Алексеева О.В. Слово. Текст. Речевая среда // Русский язык в школе. 2009. № 9.
  2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. М., 2007.
  3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М.,1983.
  4. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. М., 1992.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н. Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., 1991.
  6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.
  7. Пахнова, Т.М. От предложения – к тексту. От текста – к слову // Русский язык в школе. 2006. № 2.
  8. Программы по русскому языку. Основная школа. М., 2013.
  9. Филиппова Ю.Н. Урок «Способы связи предложений в тексте» в 5-м классе // Текст на уроках русского языка / Под ред. М.Р.Шумариной. Балашов, 2004.
  10. Шумарина М.Р. Анализ структуры текста в старших классах (по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой) // Текст на уроках русского языка / под ред. М.Р.Шумариной. Балашов, 2004.