За последние десятилетия в обществе произошли координальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
Работая по ФГОС НОО второй год, ежедневно и неизбежно приходится отвечать на вопросы:
- Каким образом технологии системы «Школа 2100» работают на формирование универсальных учебных действий?
- Как спроектировать урок, нацеленный на получение новых образовательных результатов?
- Как измерять, отслеживать и использовать результаты диагностики и мониторинга УУД?
Изучив возможности ОС «Школа-2100», стало очевидно, что ОС создает условия для формирования УУД и вооружает учителя такими инструментами и средствами как образовательные технологии и учебно-методический комплект.
Приемы создания проблемной ситуации на уроках по Е.Л.Мельниковой:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
Например постановку проблемного вопроса во 2 классе по теме «Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь», можно построить так:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
||
На доске записаны слова: Горько, гречка
- Назовите мягкие согласные в этих словах. Перед какими звуками они находятся? - Как обозначена мягкость в первом слове, а во втором? - Что интересного заметили? |
- Мягкие согласные[ р] в первом слове и [р] во втором слове.
|
||
- Сравните еще два слова:
- Назовите мягкие согласные. Перед какими звуками они находятся?
|
- Мягкие согласные [л] и [щ] Они находятся перед согласным [н]. - В одном слове пишется буква ь, а в другом не пишется. - В каких случаях ь не пишется для обозначения мягкости? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
Так, определить основной вопрос урока по теме «Развитие умения находить в словах суффиксы» можно следующим образом:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
- Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом -ок-. Петя подобрал слово листок, а Вова предложил слово поток.
- Кто из ребят прав? - Есть ли суффикс -ок- в этих словах? - Почему возник спор и мы не можем его разрешить? Чего мы еще не знаем? |
Высказывают свои мнения. Возникает спор, в котором необходимо приводить аргументы.
- Мы не знаем, что такое суффикс и как его найти в слове? |
- Скажите, чем будем сегодня заниматься на уроке? |
- Узнаем, что такое суффикс и как его находить в слове. |
Шаг 1. Выявить житейские представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением. Например, фрагмент урока по теме «Правописание слов с разделительным ъ и разделительным ь»:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
1 шаг.
На основе имеющихся знаний о правописании разделительного ь и разделительного ъ предлагается вопрос:
|
Скорее всего, житейские представления учащихся будут следующими: - Разделяют согласный и гласный звуки. - Если согласный твердый, то надо писать разделительный ъ, а если согласный мягкий, то ь.
Вероятно, в слове ружье возникнет ошибка. |
2 шаг.
Прочитайте правило на стр.134 в учебнике.
|
- Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, е, ю, я.
- В слове ружье сделали ошибку, там нет приставки, поэтому надо писать разделительный ь. |
- Как вы думали сначала?
- А как на самом деле? |
- Сначала думали, что после твердого согласного пишется разделительный ъ, а после мягкого согласного - разделительный ь.
- Мягкость или твердость согласного звука не показывает, какой разделительный знак надо писать. |
- Какую задачу будем решать сегодня на уроке? |
- Как различать при письме разделительный ъ и разделительный ь знаки. |
4. Дать практическое задание не сходное с предыдущим. На уроке в 3 классе по теме «Развитие умения правильно обозначать буквой безударные гласные в приставках» можно определить основной вопрос следующим образом:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Спиши слова. Поставь ударение.
Долетел, забежал, надписал, наговорили, окружили, обласкали, отгрохотали, подсказал, поплясали, проводник, рассказ, прабабушка. |
Выполняют задание в тетради. |
- Подчеркни буквы гласных в безударных слогах.
- В каких частях слова находятся эти буквы? - Обозначь эти части. - Обсудите в парах следующие вопросы: - Какие написания ты можешь объяснить, а какие нет? - В чем разница? |
- Буквы безударных гласных находятся в приставках и в корнях слов.
Обсуждение в парах: - Мы можем подобрать проверочные слова к безударным гласным, которые находятся в корнях слов: Долетел - полет, а безударные гласные в приставках проверить таким образом нельзя, т.к. приставки в однокоренных словах изменяются. |
- Определите цель нашего урока. |
- Наша цель научиться правильно обозначать буквами безударные гласные в приставках слов. |
Технология проблемного диалога, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия. Одновременно с этим происходит формирование коммуникативных умений за счёт использования диалога и познавательных умений за счет необходимости извлекать информацию, перерабатывать ее для получения необходимого результата, преобразовывать из одной формы в другую.
Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания.
Погружение учеников в оценочную деятельность влечет за собой формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Начинаем эту работу с первых уроков в 1 классе, когда вводим отличие понятий «оценка» и «отметка». Следующим этапом работы учим детей вспоминать цель работы и сравнивать результат с целью. Для этого вводим вопросы алгоритма по самооценке:
1. Какое было задание?
2. Удалось выполнить задание?
После того, как каждый ученик в классе выполнит такую самооценку можно расширить алгоритм:
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся признавать ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Следующим шагом необходимо учить детей признавать свои ошибки и неудачи. Это удобно сделать, если ввести какое - либо графическое обозначение успешно выполненной работы (шкала успеха). К третьему классу дети научатся оценивать свою работу, учитывая уровни успешности. Ежедневно на уроках возникает диалог учителя и ученика, в котором ученик может аргументировано оспорить отметку. На уроке это может выглядеть так:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Приведите примеры слов, в которых есть опасные места, из №6 (д/з необходимый уровень). Объясните.
- Какие опасные места в слове Чук из №7 (д/з)? |
Друг, лью, шип. Объясняют опасные места. Чук. Гласный у, согласный к, большая буква. |
- Какой вариант ответа вы выбрали? | - 3, т. к. здесь три опасных места. |
- У кого все выполнено правильно, может оценить себя: он молодец! Хорошо понял тему. («4»)
|
Зачитывают, объясняют. Выполняют самооценку по алгоритму из вопросов (ОС «Школа-2100»), обсуждают свою отметку с учителем. Выполняют самооценку, взаимооценку. |
Технология формирования типа правильной читательской деятельности обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Например, работу с текстом упражнения учебника во 2 классе можно организовать следующим образом:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
До чтения.
- Прочитаем на доске ключевые слова: Воскресенье, зоопарк, животные. |
|
- О чем может быть этот текст?
- Посмотрите на иллюстрацию на с. 5 и уточните, кого они там увидели. - О чем забыли ребята от удивления? - Хотите прочитать текст? |
- Текст может быть о том, как дети в воскресение пришли в зоопарк.
|
Во время чтения.
- О каких животных могли рассказать детям?
|
1) Чтение текста про себя.
2) Чтение текста вслух (орфографическое). - Экскурсия - это выход или поездка куда - либо. - Детям рассказали о медведях, обезьянках и др. - Вольер. Дежурные по классу зачитывают статью словаря (это задание сообщается заранее). - Да, все верно. 1. Выписывают слова с буквой э. 2. Сравнивают звуковой и буквенный состав слов эму и ем (устно). |
После чтения.
|
- К третьему предложению.
|
Понимание текста правила учебника можно достигнуть следующим образом:
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
До чтения.
- Выберите ключевые слова в тексте правила. - О чем расскажет это правило? - Прочитаем правило. |
- Читают вслух выделенные слова: слова, звуки, части слова, предложения, текст.
- Правило расскажет о том. Как устроен наш язык. Чтение про себя. |
Во время чтения.
Вопросы по содержанию. - Какую схему вы предложили бы для текста? Попробуем составить схему устройства языка. - Что мы поместим в центр схемы? - Из чего состоят слова? Где их можно расположить? - Что можно выделить в слове? Где расположим их? - Что можно составить из слов? Где найдем ему место? - А с чем связан текст? Покажем эту связь стрелкой и расположим еще ниже. - О чем еще говорили на предыдущих уроках? Где для них найдем место? Информация на слайде: Слово можно рассмотреть с таких сторон: 1) значение; 2) количество слогов, состав звуков и букв; 3) части слова, однокоренные слова; 4) употребление в предложении; 5) написание. |
- Текст можно обозначить как сумму схем предложений.
- О значении слов. Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.
|
После чтения.
|
Рассказ о слове по схеме. |
Технология формирования типа правильной читательской деятельности направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных и универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.
Технология проектной деятельности.
Воспользовавшись достаточно подробным перечнем методических приемов Е.Н.Селиверстовой, можно выделить, например, следующие, применяемые при организации проектной деятельности:
- организация наблюдений ученика, побуждающих к самостоятельному формулированию проблемы;
- задание учащимся на самостоятельное, принципиально новое обобщение на основе собственных практических наблюдений;
- демонстрация объекта, явления, побуждающая ученика к его сущностному изменению;
- столкновение учащихся с жизненными ситуациями, делающими для них очевидной ограниченность собственной теоретической подготовки;
- предъявление учащимся конфликтного примера, обнажающего остроту проблемы;
- задание учащимся с несформулированными вопросами и др.
В 1 классе, при повторением темы «Написание большой буквы и разделительного ь в словах», при работе с текстом В.Бианки о птичьих фамилиях и рассмотрении иллюстраций (портреты Орлова, Лебедева, Петухова) у детей возник живой интерес к теме образования фамилий. Этот интерес стал хорошей возможностью для привлечения учеников к проектной деятельности путем столкновение учащихся с жизненной ситуацией, делающей для них очевидной ограниченность знаний по этому вопросу.
Таким же естественным образом возможно погружать учеников в проектную деятельность с 1 по 4 класс:
- 1 кл. Проект «История моей фамилии».
- 2 кл. Проект «История названий городов Ярославской области».
- 3 кл. Проект «Загадка в слове». (Противоречие изученного правила и написания, например, в слове свадьба).
- 4 кл. Проект «Возникновение падежей в русском языке» и «Падежные признаки в русском и иностранном (английском) языке».
В процессе работы над проектом, проектантам придется определить и сформулировать цель деятельности, осуществить действия по реализации проектного задания, оценить результат, сделать выводы , найти и переработать информацию, преобразовать ее из одного вида в другой (из текста в рисунок и др.),то есть формировать в полной мере регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД формируются в процессе групповой работы при изготовлении, например ,книжки - раскладушки, защите проектов т. к. придется доносить свою позицию, понимать одноклассников и договариваться с ними.
В соответствии с поставленными личностными и метапредметными целями, авторами учебников разработан аппарат ориентировки, помогающий детям осознавать цели учения, задачи учения ,способы учения, этапы работы. Так, в учебнике плашками разных цветов обозначены задания, направленные на формирование разных УУД.
Таким образом, ученики знают, чему они будут учиться на уроках русского языка. Следующая группа условных символов объясняет ученикам какие сведения нужно обязательно запомнить, какие являются подсказками, а какие - уточняющими вопросами. Эти символы помогают детям ориентироваться в системе своих знаний, то есть формируют познавательные УУД.
Материал, предложенный авторами для наблюдения работает на формирование познавательных УУД. Творческие задания и задания для работы в парах (группах) целенаправленно подводят учеников к необходимости развернутого высказывания, то есть формируют коммуникативные УУД.
Условный символ, указывающий на нахождение и исправление ошибок, а также задания для самоконтроля и подготовки к проверочной работе напрямую формируют регулятивные УУД.
Методология учебников четко сориентирована на формирование универсальных учебных действий: в учебнике 1 кл. формулировки заданий, во-первых, предельно кратки и ясны; во-вторых, они разбиты на «шаги» :каждый следующий этап выполнения упражнения обозначен зеленым кружком. Сначала читается первый «шаг», затем он выполняется; читается следующий «шаг»,выполняется и т.д. Таким образом, каждое упражнение приучает учеников действовать по плану. Во многих упражнениях последним пунктом плана («шагом») стоит задание «Проверь написанное». Дети сравнивают свое написание с учебником, т.е. соотносят результат деятельности с образцом.
Таким образом, методический аппарат учебников по русскому языку построен и работает так, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности. Учебники учат ребенка сознательно ставить цель, формируют мотивацию к активной позиции на уроке, предоставляют возможность находить пути и средства к достижению поставленной цели, помогают ребенку формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, т.е. выступают эффективным средством формирования УУД.
Отдельно необходимо отметить важность выбора организационных форм урока, направленного на достижение предметных результатов и на формирование универсальных учебных действий. Это работа в парах и малых группах. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
При групповой работе класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания. Оптимальный состав групп - 5-7 человек. Состав этих групп непостоянный и, как правило, определяется самими учениками, учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между учащимися. Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Хорошим вариантом коллективной формы обучения является работа в так называемых гомогенных парах (т.е. в парах, не делимых на «учителя» и «ученика», а равноправных по отношению к по выполняемой работе). Важно, чтобы каждый ученик выполнял работу в своей тетради, т.е. чтобы не получалось, что один работает , а другой бездельничает (как это нередко бывает в больших группах, когда всю работу «тянет» кто - нибудь один, как правило, «сильный» ученик, а остальные могут вообще ничего не делать, но получат хорошую отметку за ответ представителя группы).
ОС «Школа-2100» предоставляет учителю измерительные материалы для мониторинга результатов метапредметных и личностных умений. Всегда интересно и полезно наглядно увидеть достижения и недостатки работы. Для удобства и наглядности, полученные результаты заносятся в «Диагностические карты» по каждому виду УУД. Такая форма обработки данных дает возможность учителю строить дальнейшую работу по следующим направлениям:
1) На уроках.
Педагогу полученный результат позволяет целенаправленно отбирать материал для уроков, используя возможности УМК, делая акцент на поставленные цели. В результате на уроке происходит сотрудничество единомышленников. В конце недели дети фиксируют свои успехи в дневниках.
2) На индивидуальных и групповых занятиях.
В начале учебного года учитель формирует для себя группы учеников, требующих дополнительного внимания по развитию определенных УУД.
Одаренным детям на таких занятиях предлагаются задания максимального уровня.
3) Во внеурочной деятельности.
При общении с родителями учитель вправе ознакомить каждого с индивидуальными показателями и исходя из этого, порекомендовать определенные направления внеурочной деятельности в школе.
В «Диагностических картах» подсчитывается средний балл по классу и учитель видит общую динамику формирования УУД, то есть результат своего труда.
Из практики работы видно, что средством формирования личностных результатов служат тексты учебника; средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит проблемно-диалогическая технология; средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функционально грамотной личности (первичных навыков работы с информацией); средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий служат технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.