Среди огромного числа требований, которые предъявляются современному уроку, обязательным считаю одно: на уроке должно быть интересно не только ученику, но и преподавателю. Если на уроке скучно, если ничего не вызывает эмоций, если нет радости - нет урока. И может быть, какая-то информация, данная преподавателем, осталась в памяти, и тему ученики поняли и повторить могут, но урока нет. Потому что урок - это не выученный параграф, это какая-то новая, яркая, простая мысль, которая пришла к тебе благодаря занятию, и удивление от того, что она не приходила раньше. Урок - это желание думать и делать выводы не для учителя, а для своего собственного будущего, это стремление делиться собственными наблюдениями и открытиями.
Как сделать так, чтобы урок был интересен? Идеи взаимодействия. Для реализации идей социокультурного взаимодействия на уроке использую технологию «Диалог культур».
В основу данной технологии положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как о диалоге». [6, с.3] В идее диалога заложены способы развития личности в культуре: диалог позволяет сказать «свое слово», услышать «слово» собеседника и, тем самым, «вступить в диалог» с окружающим миром на основе равноправного общения.
На каждом уроке есть возможность вести «диалог». В каких рамках и направлениях - зависит от темы, от взглядов преподавателя и от подготовленности учащихся. Идеи взаимодействия помогают не узнать о писателе, а «познакомиться» с ним, тогда, наверно, вместо набившей оскомину фразы: «Мы проходили Пушкина» учащийся скажет: «Произведения Пушкина меня научили … или «Лесков показал мне в человеке…». А чтобы подобные слова прозвучали, должен состояться такой разговор о писателе, когда бы ученики за определениями «великий», «гениальный» увидели личность, человека с сомнениями, болью, неразрешенными вопросами. Не просто прочитать литературное произведение и ответить на вопросы, а «очутиться» в исторической и литературной среде. Не познакомиться с точкой зрения критика, а слышать разные мнения, не побояться высказать свое. Не повторить прочитанное, а выразить свою точку зрения. На таких уроках формируются личностные ценностные ориентиры учащегося, которому нужно помочь увидеть в произведениях художественной литературы вечные проблемы, постичь нравственные и философские темы.
Огромные возможности для заданий по взаимодействию дает просмотр фильмов и посещение спектаклей, поставленных по прочитанным произведениям. Возможность не только прочитать, например, произведение-феерию А.Грина «Алые паруса», изучаемое в 6 классе, не только посмотреть художественный фильм, снятый по данному произведению, но и посмотреть спектакль, позволили привлекать разные виды заданий:
- сравнить, какую идею хотел выразить А.Грин, какую - режиссер спектакля, какую - автор фильма. Это задание интересно не только тем, что идеи различных видов искусства, как правило, не совпадают, но и тем, что созданы произведения в разные исторические периоды и поэтому наполняются различным смыслом.
- уметь высказать свое мнение о спектакле, сравнить его с мнением критиков. Задание интересно тем, что мнения критиков могут быть противоречивыми и учащийся должен не только определить свою позицию, но и попытаться понять, объяснить противоположную точку зрения;
- оценить значение музыкального оформления, костюмов, декораций для раскрытия художественного замысла произведения;
- погрузиться в игру актеров и высказать свое мнение о характере любого героя спектакля, мюзикла и о том, как он (характер) раскрывается в рассказе, в фильме, в спектакле [4, c. 75]
Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность обучающихся по построению собственных знаний в рамках той или иной темы, являются уроки-мастерские. Так, примером может послужить урок в 7-м классе по теме «Прошлое - родина души человека» по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». На основе самостоятельного прочтения даю анализ текста произведения (групповые задания); ребята обращаются к прошлому своей семьи (через старые фотографии, воспоминания родителей, семейные реликвии). Этим создаю условия для становления рефлексии, нравственного отношения к прошлому. Эта технология позволяет ребятам в коллективном поиске приходить к открытию новых знаний. Ребятам предлагается написать эссе «По страницам семейного альбома…».
Благодаря наглядным, словесным, практическим и исследовательским методам ребята глубже могут проникнуться темами духовно-нравственного содержания.
Одним из моих любимых приемов творческой работы на уроках - это творческая «пятиминутка» под названием «Маячок моей души». Это время написание эссе: сочинений - миниатюр, сочинений - настроений, сочинений - всплесков, сиюминутных переживаний. Эта работа была продиктована желанием совместить учебную деятельность учащихся и воспитательные задачи, расширить образовательное поле учащихся, повысить мотивацию к творческому поиску и развитию интеллектуальных способностей ребят. Стремление пробудить желание рассуждать, анализировать, делиться своими мыслями с окружающими, привлекая свой жизненный опыт в некой традиции «увидел, почувствовал-поделись» - это одна из задач, которую я ставлю на своих уроках.
Задания выполняются на уроке - 5-10 минут. В зависимости от темы, частично в группах или индивидуально, работа может быть организована как проект. Темы подбираются не хаотично, они перекликаются с программой.
Изучая творчество В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой», Бориса Васильева «Великолепная шестерка», В.Катаева «Два капитана» можно предложить ребятам тему: «Человек всегда отражается в своих поступках?».
Сегодняшним 12-13-летним подросткам бывает непросто понять сверстников времен войны, поэтому на уроках чтение вслух, по ролям, импровизируя, театрально «с надрывом», помогает создать особую атмосферу. Встречаясь с героями рассказов В.И.Белова «Мальчики», автор помогает встретиться лицом к лицу со своими ровесниками из суровых военных лет, разглядеть «калибр души», сравнить с самим собой, почувствовать и понять героя. Беседуя на тему: «Есть ли в наше время место подвигу?», возможно включить в урок чтение стихотворения «Подвиг» А.Хомякова, прослушав которое, ребята делают вывод о том, что «высший подвиг - в терпенье и любви», «с верой доброй и смелой ты за подвиг берись». [3, c.120]
Осмысление темы, художественного произведения, целостное восприятие текста помогает ребятам делать свои умозаключения, рассуждать, давать ответы, делать самостоятельно вывод на уроке. Отвечая на проблемный вопрос: «А сегодняшний поступок человека, который жертвует своей жизнью ради других- подвиг?», выполняем домашнее творческое задание: «Подвиги наших дней…».
Сам жизненный опыт должен расширяться и фиксироваться, поэтому, включая в свои уроки такие виды работ, преподаватель видит, как у ребят формируется их гражданская позиция и инициативность, самостоятельность и исследовательские способности, жизненные приоритеты и ценностные ориентиры.
Список литературы
- Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М.Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; Текст подготовили: Г.С.Бернштейн, Л.В.Дерюгина; Примеч. С.С.Аверинцева, С.Г.Бочарова. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
- Дорофеева, Л.Г. Живое слово: Методическое пособие для учителя по курсу регионального компонента. Русская словесность. 5-8 классы / Л.Г.Дорофеева. - Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007. - 350 с.
- Золотарева, И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс / И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2018. - 400 с.
- Меркин, Г.С. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Г.С.Меркина. - ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 424 с.
- Стукалова, О.В. Культурологические идеи М.М.Бахтина как методологическая основа современной педагогики искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал / О.В.Стукалова. - 2006. - часть 2, №1.- Режим доступа: http://old.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/stukalova_7-04-2007.htm (дата обращения: 10.02.2022).