Начнём наше выступление словами известного педагога Константина Дмитриевича Ушинского.
Читать - это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое -
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Сегодня в рамках реализации ФГОС нового поколения много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на этих уроках, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность - это способность человека понимать и свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.
Важность формирования читательских умений для успешного обучения бесспорна, поскольку уровень развития читательской грамотности во многом определяет как общую успешность обучения, так и формирования всех компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность - основа функциональной грамотности в целом. Читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. В гимназии «Школа бизнеса» в 5 классе реализуется программа внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём. Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом» разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём. Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом», 5-6 класс», одобренной на заседании Ученого совета ГБОУ ИРО Краснодарского края. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю).
Под смысловым чтением понимается осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования.
В рамках внеурочной деятельности предусмотрена работа с противоречивой, неоднозначной информацией, которая учит оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели, в том числе манипуляции, осмыслять сообщения информационного потока и вырабатывать свою точку зрения.
Работа в рамках данной программы поможет пятикласснику развить сформированные в начальной школе читательские умения и продвинуться в овладении новыми умениями в процессе решения более сложных читательских задач. Для успешного понимания текста школьниками важно постоянно развивать и совершенствовать основные читательские умения.
Во-первых, умения, связанные с нахождением и извлечением информации: определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, сайт и т.д.), находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста; определять наличие/отсутствие искомой информации в тексте и др.
Во-вторых, умения интегрировать и интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий); понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста); понимать значение слова или выражения на основе контекста; устанавливать связи между событиями или утверждениями; делать выводы.
В-третьих, умения оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу; обсуждаемому в тексте; оценивать форму текста и др.
В-четвертых, умение использовать информацию из текста, применять полученную информацию для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний, прогнозировать на основе информации текста события, течение процесса, а также моделировать реальную жизненную ситуацию.
Формирование читательской грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения.
На занятиях учащимся предлагаются читательские задачи, спроектированные на основе текстов разных форматов: сплошных, несплошных. Работая с предложенными текстами, решая поставленные задачи разного уровня трудности, пятиклассники выявляют явную и скрытую информацию, сопоставляют графическую и визуальную информацию.
Так, в 5 классе, тему «Типы речи» мы начали с рассмотрения иллюстраций (несплошного текста) на этапе актуализации знаний. Ребята представили себя фотографами, которые оказались в зимнем лесу. У нас получились три вида фотографий: фотография с изображением действия (лиса бежит за зайцем по снегу), фотография с изображением зайца, притаившегося под деревом и фотография с засвеченным изображением. Работа велась по группам. Ребята сделали подписи ко всем фото, и, конечно, догадались, что речь пойдет о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Чтобы доказать их суждения, ребятам было предложено составить и записать алгоритм действий. И уже на этапе построения и реализации проекта выхода из затруднения получился вот такой алгоритм действий:
- Рассмотреть фото
- Выписать ключевые слова, образы (какими частями речи они являются?)
- Задать вопросы к картинке
- Сколько можно фотографий подобрать к данным фотографиям?
- Определить цель
После создания алгоритма ребята предложили составить таблицу - запоминалку, вместе мы разработали ее структуру, вот что получилось:
Тип речи/ признаки
|
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
Ключевые слова, образы |
Лиса, заяц, бежит, догонит, съест, не успеет |
Белый заяц, длинные уши, серые лапы и уши |
Возможно, заяц, что-то не получилось |
Используемые части речи |
Существительные и глаголы |
Прилагательные и существительные |
Все части речи |
На какой вопрос отвечает текст |
Что? Где? Кода? |
Какой? |
Почему? |
Цель текста |
Рассказать о событии |
Описать изображение |
Поразмышлять |
Кластер и ассоциативный куст
Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.
Афиша
Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)
Объявление (БАРСУК)
ЧЕК
В заданиях предлагается сформулировать на основе текста собственную гипотезу, выявлять связь между прочитанным и реальностью, в которой живет пятиклассник. Все основные читательские умения развиваются комплексно при выполнении пятиклассниками предлагаемых читательских задач на уроках.
Материал занятий позволяет включить пятиклассников в активную деятельность, связанную с чтением, пониманием, анализом текстов разных типов и стилей, оценкой, содержащейся в них явной и скрытой информации. Сопоставление информации из различных источников, овладение приемами поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по заданной теме, сопоставления вербальной и визуальной информации, расположенной в разных частях множественного текста, приемами выделения главной и второстепенной информации позволит пятиклассникам глубоко осмысливать прочитанное, приходить к верным выводам, применять свои читательские умения не только в учебных ситуациях, но и в более широком жизненном контексте. Обратим внимание, что во ФГОС ООО 2021 г. на уровне целеполагания.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе и продолжают развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Развитие читательской грамотности формируется с применением сплошных и несплошных текстов
Уровни читательской компетентности
5 уровень
Нахождение информации
|
Интерпретация текста |
Рефлексия и оценка |
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией. |
Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей. |
Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов. |
4 уровень
Нахождение информации
|
Интерпретация текста |
Рефлексия и оценка |
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. |
Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. |
Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
3 уровень
Нахождение информации
|
Интерпретация текста |
Рефлексия и оценка |
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией. |
Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией. |
Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях. |
2 уровень
Нахождение информации
|
Интерпретация текста |
Рефлексия и оценка |
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией. |
Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы. |
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. |
1 уровень
Нахождение информации
|
Интерпретация текста |
Рефлексия и оценка |
Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию. |
Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна. |
Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. |
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Задание на слайде
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры федерального уровня (ВПР), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность.
Одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 5 класс, русский язык, задания 6-8): «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста» по результатам ВПР-2022 сформировано у обучающихся 5-х классов лишь на 58% (результаты в среднем по Российской Федерации). Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных процедур позволит учителям начальной школы успешно реализовывать ФГОС.