Каждый раздел русского языка как учебного предмета представляет определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Цель моей статьи – проследить их на примере работы с пунктуационными нормами.
По оценке ФИПИ, результаты ЕГЭ и ГИА свидетельствуют о недостаточной сформированности аналитических умений у значительной части выпускников, и этот недостаток ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с пунктуационными нормами. При этом уровень сложности заданий оценивается как базовый, а результат не оправдывает ожиданий. Почему так происходит?
Возможно, причина в том, что при работе над пунктуационными нормами мы не уделяем должного внимания тому, как формируются у ребят универсальные учебные действия – особенно те из них, что отвечают за логические операции и работу со знаково-символическими средствами. Все они относятся к группе познавательных УД и позволяют учащимся самостоятельно (что и требуют условия государственного экзамена) справляться с поставленными задачами.
Пунктуация как раздел лингвистики систематически начинает изучаться в 8 классе. При этом с ситуациями, где требуется использование знаний о правил пунктуации, ученик начинает сталкиваться намного раньше – уже с 5 класса: диктанты, изложения, сочинения. Если не работать с пунктуационными нормами с 5 класса, какое сложится к ним отношение? («Ерунда», «пол-ошибки»). Поздно рассчитывать на формирование пунктуационных навыков в 8, 9 классах – работа должна проводиться уже с 5 класса.
Вроде бы всё ясно: есть задания в упражнениях (например, «вставь недостающие знаки»). Мы периодически устраиваем уроки повторения пунктуации. Но удаётся ли нам заложить представление о главном принципе русской пунктуации – грамматическом? А главное, формируются ли у ребят необходимые для самостоятельного решения задач учебные действия? Как построить работу, чтобы их формирование не затерялось, не помешало в работе над другими разделами школьного курса? Нужны формы, которые позволили бы оперативно контролировать и корректировать этот процесс. Нужна такая работа над основными понятиями начиная с 5 класса, которая бы учитывала формирование тех учебных действий учащихся, что отвечают за успешность процесса.
Итак, работа над пунктуацией начинается с 5-го класса. Что же мы имеем? С каким багажом знаний по пунктуации приходят к нам дети? Какие УД у них сформированы?
ПО ФГОС выпускник начальной школы научится:
Содержательная линия «Система языка». Раздел «Синтаксис»:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Мы должны ясно понимать, что именно в 5 классе закладываются представления о пунктуации, её принципах. Выпускники начальной школы владеют минимальным набором знаний, минимальным набором инструментов для пунктуационного анализа (представление о подлежащем и сказуемом). Складывается «забавная» ситуация: многие выпускники начальной школы твёрдо убеждены, что знаки препинания ставятся «по интонации» (по аналогии со знаками конца предложения).
Поэтому наша задача – не только обеспечить их знаниями, но и научить их осуществлять анализ и синтез предложенных объектов, сравнивать, классифицировать их по предложенным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
Что же предлагается нам программой в 5 классе?
Я опираюсь на программу под редакцией В.В.Бабайцевой. В начале учебного года (на 6-й неделе) в рамках «Вводного курса» начинается работа над разделами «Синтаксис» и «Пунктуация». Курс рассчитан на 40 часов (около 7 недель). Сравните объём знаний и умений с тем, что предлагается для выпускника начальной школы:
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные
предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в
именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в
предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только
интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и
обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность
говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях).
Оформление диалога на письме.
Умения и навыки:
- различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);
- находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
- отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
- совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
- производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
- применять изученные правила пунктуации при письме.
В программе не прописаны УУД учащихся, но мы с вами можем понять, что, в первую очередь, нужно научить пятиклассников действиям со знаково-символической системой, моделированию, составлению схем, осуществлению анализа и синтеза. Т.е. кроме передачи знаний, мы должны отвечать за создание условий, в которых формируются УУД – источник будущей самостоятельности ребёнка, основа его языковой компетенции.
Колоссальная работа! За 40 часов! Практически «с нуля».
Мало того, мы должны так построить работу с учебным материалом, чтобы «не потерять» эти знания на протяжении 5-го, 6-го, 7-го класса – вплоть до 8-го, когда мы вновь обращаемся к изучению синтаксиса и пунктуации.
На мой взгляд, недостаточно рассчитывать только на упражнения учебника. В них внимание ребят привлечено, в первую очередь, к решению других учебных задач: по орфографии, морфологии и т.д.
Для себя я нашла выход в следующей форме работы.
Форма упражнения:
С 5 по 11 класс я регулярно предлагаю детям особые карточки. В них от 3-х до 7 предложений, которые надо проанализировать и по результатам анализа вставить пропущенные знаки. Обязательно – использование графических решений или схем. Т.е. подчёркиваем члены предложения, отвечающие за знаки, рисуем, если надо, схемы. На листе А-4 умещается от 5 до 7 карточек. Интервал – 1,5. А вот размер шрифта может быть и 10-11.
Образец (5 класса – І полугодие):
Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Капли дождя застучали и зашлепали по листьям.
- Разве в саду расцвели розы?
- По бокам дорожки растет сирень и в самой глуши сада стоит беседка.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
- Тонкие камыши стояли неподвижно и дремали под луной.
- Леса луга ручьи и речки дарили мне вдохновение.
- Падающий снег закрыл все предметы и белой шубой одел землю.
- Одинокая капля дождя упала на воду и от неё пошли тонкие круги.
- Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
- Приезжайте к нам в гости приглашали ребята.
- Кто так громко кричит спросил дедушка.
- Гол закричали на трибуне болельщики.
- Бабушка спросила кто пришел
- Из-за двери раздался суровый голос заходи Сидоров
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
- Леса огромное наследие которое дано нам природой.
- Ох сколько погибает деревьев в лесах за один только день!
- Каждый год беднеют умирают богатства природы леса реки озёра и поля.
- Почему лес ты так горестно взмахиваешь своими ветвями
- Природа конечно нуждается в помощи людей тогда она отблагодарит человечество в будущем.
- Живую красоту природы в человеческой жизни нельзя ничем заменить уверяла Светлана Ивановна.
Значение
Карточка содержит только пунктуационные задачи и контролирует, корректирует формирование знаково-символических действий, навыки моделирования, действия анализа и синтеза – т.е. УУД.
Как работать с карточкой?
Важно, чтобы работа с данным упражнением не занимала более 5-7 минут, а оценка носила игровой или соревновательный характер. Т.е. формировалась бы «ситуация успеха».
В 5 классе в начале работы я предлагаю сдавать карточки на проверку только тем, кто уверен «на 5», потому что для ребят, столкнувшихся с новыми знаниями, новыми действиями, невероятно важна установка на успех их деятельности.
Карточки, как правило, использую в начале урока (сразу после орг. момента), чтобы «не зависеть» от его темы и помочь ребятам «войти» в рабочее состояние через стимулирующую игру, соревнование.
3–4 минуты ребята работают самостоятельно. Далее следует обязательная проверка, проговаривание и объяснение решения. Если за карточку предполагается выставить оценку – то прошу ребят обменяться листочками (этот приём формирует доверительные взаимоотношения с классом, учениками), но можно воспользоваться и проектором для проверки. Главное, чтобы сразу выявить ошибки и распознать их причины: недостаток знаний или нарушение алгоритма действия.
Обычно мы работаем в парах: обмениваемся карточками для взаимопроверки. Один ученик проговаривает свой вариант расстановки знаков, остальные – проверяют. При этом использую речевые формулы, которые стимулируют оценочную работу учащихся: «Кто согласен с Андреем? Кто считает иначе?» Ученики обязательно рассказывают, почему они поставили тот или иной знак, т.е. проводят пунктуационный анализ и проговаривают свои действия.
Возможны другие формы проверки: групповая, парная. Но даже когда карточки собираются для проверки учителем, проговариваем решения – для формирования действий самоконтроля и самооценки – регулятивных УУД.
Вы видите, что проверяются не только знания, но и действия ученика, а это, пожалуй, даже важнее на первых порах.
Частота
В первом полугодии 5 класса использую карточки 2-3 раза в неделю. Во втором – 1-2 раза, но обязательно. В 6-9 классах – 1-2 раза в неделю обязательно.
Карточка помогает как отработать определённые правила, так и провести работу над типичными ошибками учащихся.
Материал
Для создания карточек использую пособия С.А.Громова («Московский лицей»), Г.И.Блинова и др. (Просвещение), Н.Г.Ткаченко (Айрис), Т.М. Фалиной (Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС) и т.д.
Чтобы быстрее набрать необходимый материал для составления карточек, прошу «помощников» из числа ребят составить задания для одноклассников, оговорив тему, а главное – количество слов в предложении. Можно устроить конкурс на самую «интересную» или «трудную» карточку. Можно организовать работу над проектом – составить карточки по определённым темам.
Системность
5 класс, сентябрь. Уже с первых недель ведётся работа с карточками. Во-первых, проверяем, как дети умеют находить подлежащее и сказуемое, контролируем работу со знаково-символической системой. Можно предложить ребятам примеры с разными способами выражения подлежащего. На примере знакомых с начальной школы однородных членов попытаться понять роль запятых (разделительная функция), попытаться (на первых порах – эмпирически) понять законы появления запятой.
К началу «Вводного курса» ребята должны освоиться в работе со знаково-символической системой, осознать необходимость действий анализа и синтеза при постановке знаков препинания. Только тогда будет успешной работа над предложенными программой темами.
В 6-м и 7-м классе карточки служат больше средством отработки известных пунктуационных норм и УД. Можно увеличивать количество слов в предложении, усложнять его структуру и т.д.
Итак, подобная форма работы помогает не только закрепить нормы пунктуации, скорректировать работу над ошибками, но и сформировать УУД учащихся (логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, развитие знаково-символических действий, развитие «языкового чутья»). Следовательно, определённая система работы, правильно расставленные акценты – залог успешной работы над формированием языковой компетенции учащихся.