Русский язык
-
"Парные согласные на конце и в середине слова", 2-й класс 2008
Данный урок позволит сформировать умение подбирать проверочные слова для написания парных согласных, развивать наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами. Научит раскрывать смысл пословиц, бережно относиться к культурным ценностям русского народа.
-
"Певец возвышенный, но юный" 2012
Цель урока – восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с его пребыванием в Середниково.
-
"Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова". 6-й класс 2014
В этом году исполнилось 50 лет полета в космос Валентины Терешковой, первой женщины-космонавта. Кто она Валентина Терешкова? Ученики читают текст о жизни и подготовке к полету в космос, стихотворения, посвященные первой женщине-космонавту, знакомятся с историей освоения космоса, новыми словами.
-
Пансофия Коменского, или Что такое универсальный учитель 2010
Я.А. Коменский создал новое идейное оружие против войн и падения нравов, названное им Пансофией. Он видел своё призвание и призвание Учителя в возвращении мира истерзанному междоусобицами миру, в приближении царства истины, справедливости, красоты. Мир спасается мудростью — Софией; мир спасается универсальным учителем, верил Коменский.
-
Папка "Самообразование учителя русского языка и литературы" 2024
Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
-
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова 2009
В предложенном уроке я учу детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развиваю у них умение находить проверочные слова. Поставленный проблемный вопрос помогает определить структуру этого правила. В самом правиле дети выделяют четыре составляющие его ступени: Что надо проверять? Где надо проверять? Как надо проверять? Чем надо проверять?
-
Парный обобщающий урок по теме «Сложноподчиненные предложения» 2014
Девятиклассники повторяют теоретические сведения: смысловое значение, строение, средства связи в предложении, закрепляют умения распознавать виды СПП, ставить знаки препинания, производить синонимическую замену, определять роль СПП в художественном тексте. Цель урока: постановка вопросов, формулировка заданий, разнообразные виды деятельности, связанные с поиском решений лингвистических задач.
-
Пародия как разновидность стилизации 2010
Урок составлен по программе А.И. Горшкова "Основы русской словесности. От слова к словесности. 10–11-е классы" (раздел "Формы субъективации авторского повествования"). Урок-исследование, формирующий умение определять жанрообразующие признаки пародии, различать стилизацию и пародию. Результатом урока стало создание собственных пародий на известные произведения С.Есенина, В.Маяковского, К.Чуковского.
-
Патриотическое воспитание на уроках русского языка 2023
Вопросы патриотического воспитания постоянно находятся в центре внимания общества и государства. Процесс этот длительный и весьма сложный, требующий усилий многих социальных институтов и организаций. Школа по-прежнему является одним из самых действенных из них. Понятно, что воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наш предмет располагает большими возможностями для развития патриотических чувств учащихся. Перед уроками русского языка ставятся следующие задачи: воспитывать любовь и уважение к русскому языку как родному и как языку межнационального общения; воспитывать у детей любовь и преданность Родине, уважение к героическому прошлому нашей страны; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать чувство гордости за великую культуру, литературу, искусство.
-
Педагогическая мастерская "Вандализм с дочеловеческим лицом" 2012
Глубокое осмысление проблемы становится возможным благодаря тому, что действие участника мастерской сопровождается субъективным эмоциональным переживанием. Мастерская несет каждому радость открытия, ощущение собственной значимости, уважение к неповторимости другого.
-
Педагогическая мастерская "Реклама как разновидность публицистического стиля" 2012
Цель урока – познакомить с закономерностями построения рекламных текстов и создание рекламных текстов. Изучить основные принципы построения рекламы как жанра публицистического стиля.
-
Педагогическая мастерская «На пути к пониманию текста» 2014
Цель педагогической мастерской: продемонстрировать приемы работы с текстом. Эффективны для развития смыслового чтения технологии «Кейс-стади», ТРКМ, «Дебаты», развивают грамотность в чтении, умение использовать знания в жизни, планировать будущее, ставить цели и достигать их.
-
Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса 2003
Педагогическая мастерская является одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы. Данная технология создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия.
-
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга". Тема "Листая страницы истории блокады Ленинграда" 2014
Педагогическая мастерская по произведению Даниила Гранина и Алеся Адамовича "Блокадная книга" - это модель занятия, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой в данной мастерской является творческая деятельность педагогов и учащихся. А диалог позволит высказать свое понимание происходящего.
-
Педагогическая мастерская по развитию речи "Урок письма" или "Почта России помогает жить" 2006
Данная мастерская способствует формированию умения строить и анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов, внимательно относиться к мнению товарищей. Письма и тексты, предложенные во время работы, помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствуют и выступления самих ребят с информационным материалом, который они готовили самостоятельно, а также использование новых информационных технологий. Этот урок можно проводить в разных возрастных группах, адаптируя тексты на тот возраст, в котором проводится данная мастерская.
-
Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме "Лексика". "Заимствованные слова-фамилии" 2009
Разработка может быть использована в 10-м классе на уроках по теме «Лексика», или в 11-м классе в разделе «Повторение».
-
Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) 2005
Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов. Отрывки из поэтических текстов помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов.
-
Педагогические инновации. Модульная технология на уроках русского языка 2006
Использовать модульную технологию можно при изучении новых тем, закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Возьмем, например, урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление определений и приложений". Материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, так как у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по данной теме.
-
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся" 2013
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся.
-
Педагогический проект «Комплексный анализ текста как средство подготовки к итоговой аттестации по русскому языку» 2016
Проблема: повышение качества подготовки к итоговой аттестации и уровня познавательной активности обучающихся при анализе и осмыслении текста. Цель: раскрытие возможностей для успешного выполнения заданий ГИА.
-
Педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьного возраста 2010
Именно научное понятие педагогического такта является одной из форм педагогической образованности учителя. Зная ученика и наблюдая конкретные особенности его поведения, учитель реагирует на них на основе научного понятия педагогического такта.
-
Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средство формирования УУД 2015
Актуальность работы состоит в том, что в ней обобщен педагогический опыт по руководству проектной деятельностью учащихся. Она приобретает особую значимость, так как формирует УУД.
-
Педагогическое сопровождение межпредметного проекта в 7-м классе «История некоторых фразеологизмов» 2011
Статья предназначена в помощь учителям русского языка при изучении темы «Лексика и фразеология». Работа над проектом, связанным с загадками русской фразеологии, имеет цель поддерживать у учащихся мотивацию к изучению многообразных языковых средств, обогащение речи, расширение культурного кругозора, преодоление трудностей на экзаменах.
-
Пейзажная живопись на уроке развития речи. 5-й класс. Устное и письменное описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" 2005
Сочинение проводится в связи с изучением раздела "Лексика", поэтому учащиеся на практике применяют знания, полученные по темам раздела. Работа над картиной развивает устную и письменную речь учащихся, способствует обогащению словарного запаса. Привлечение музыки и поэзии воспитывает эстетические чувства. Использование образца дает возможность слабым учащимся хорошо справиться с работой.
-
Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию на тему "Первое дыхание весны" 2009
Урок рассчитан на учащихся 6-7-х классов и призван помочь им в сборе и структурировании фактического и языкового материала, необходимого для создания пейзажной зарисовки. Домашнее задание к уроку носит опережающий характер: за неделю до занятия учащиеся объединяются в творческие группы, каждая из которых работает в предложенном направлении. Роль учителя заключается в распределении объектов изучения между учащимися с учётом их интересов и способностей, а также в консультативной помощи в ходе самостоятельной исследовательской деятельности учеников.
-
Первые навыки написания отзыва. 5-й класс 2011
В ходе урока учащиеся повторяют основные признаки текста и учатся писать отзыв на художественное произведение. Также знакомятся с целью написания отзыва, его структурой и типами.
-
Первые уроки нового учебного года. 8-й класс 2012
Начало года в незнакомом классе. С такой ситуацией приходилось сталкиваться каждому учителю. Я предлагаю некоторые задания, которые помогут быстро познакомиться с учениками, выявить и диагностировать типичные ошибки, повторить те темы, без которых невозможно усвоение программы 8-го класса.
-
Перелистай истории страницы (в преддверии Дня народного единства). Стили речи. Стилистические особенности научного и художественного стилей 2008
Урок "Перелистай истории страницы (в преддверии Дня народного единства)" в рамках программы по русскому языку поможет раскрыть такую тему, как "Стили речи. Стилистические особенности научного и художественного стилей". Урок построен на интеграции нескольких учебных предметов: русский язык, литературное краеведение, история, МХК. Групповая и коллективная формы работы позволяют выстроить ситуацию успеха на уроке практически для каждого ученика. Следует отметить и эмоциональный настрой урока: предварительная выставка, художественное чтение, содержание вступительного и заключительного слова учителя помогают наполнить урок патриотическим чувством.
-
Переход от традиционной системы обучения на адаптивную систему обучения. Технология развивающего метода на уроках 2009
При переходе на адаптивную систему обучения каждый компонент учебно-воспитательного процесса имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель – развитие личности.
-
Перфокарты на уроках русского языка в начальной школе 2011
В последние годы ИКТ в образовании стоят на первом месте. Но в сельских школах оснащенность компьютерами, особенно в начальных классах, остается низкой. Автор использует незаслуженно забытые методы повышения качества образования в целом и повышения грамотности в частности. С этой целью были разработаны перфокарты по разным темам русского языка в начальных классах.