Класс: 2
Автор учебника “Русский язык” УМК “Начальная школа ХХI века” С.В.Иванов
Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков
Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.
Цели урока:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
- суффикс - это значимая часть слова;
- при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова имеют значение неполноты признака;
- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;
- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;
Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; Толковый словарь С.И. Ожегова, учебные принадлежности обучающегося, инд. оценочный лист ученика, карточки для работы в группе; мультимедийный проектор, ноутбуки (АРМ учителя и 1 ноутбук на парту), интерактивная доска, доступ в Интернет, колонки, система голосования.
Формы работы | Деятельность учителя | деятельность ученика | время | |||||||||
I. Мотивационный момент. 1. психологический настрой. 2. мотивация.
3. Зарядка для глаз. |
Ход урока. - На фоне лирической музыки. СЛАЙД 1 Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Егору... А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. -Вы готовы к совместной работе? СЛАЙД 2 Подарите своё настроение в виде цветовой полоски цвета радуги. -Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.) СЛАЙД 3 За правильный и полный ответ на уроке вы получите снежинку. |
Участвуют в диалоге, осмысливают задания и отвечают на вопросы. Учатся выслушивать чужое мнение, корректировать его, если надо. Имеют своё мнение и сами оценивают своё умение учиться. |
2 мин |
|||||||||
II.Актуализация знаний. 1.алгоритм работы |
Давайте, ребята, посмотрим на самую
большую снежинку и на её лучиках прочитаем, какая
нам предстоит работа. (Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.) |
На её лучиках написаны слова:
*доказывать, *исправлять, *вспоминать, *наблюдать, *помогать, *думать. |
1 мин | |||||||||
III. Учебно-познавательная
деятельность. 1. Минутка чистописания. |
-Откройте, ребята, тетради, у Вас
записана дата: -Вспоминаем правила посадки при письме. Я загадала буквы: - В какие буквы они могут превратиться? (учитель записывает на доске т, о, к) - Что у них общего? Пропишите целую строчку. -Какое слово можно составить из этих букв? |
Ручку правильно возьму: на третий
пальчик положу-1-м - к, п, р, о, ю,,с, т и т.д. Кот, ток, кто |
1 мин | |||||||||
2.Словарно-орфографическая работа
3.Оценка знаний Работа с системой голосования. |
НА ДОСКЕ Найдите и Запишите слова, которые я зашифровала: пальзначто, собаенка, тетиярадь, карасуфндаш, карфитина, доксрога, вороовбей, кот -Какие это слова? Как их можно проверить? -Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете написание слов, которые нашли в путанице. Тест Словарные слова.notebook СЛАЙД 4-5 |
Пальто, собака, тетрадь, карандаш, картина, дорога, воробей -словарные, написание надо запомнить Дети решают тест и подводят итоги. |
3 мин | |||||||||
Подвижная минутка. 4. Постановка темы и целей урока |
ПРОВЕРКА “Весёлая переменка” СЛАЙД
6-12 - Сформулируйте тему урока, используя оставшиеся слоги и буквы. СЛАЙД 13 - Важна ли эта тема для нас? Почему? - Какое слово мы не использовали и почему? - Запишем его в тетрадь. |
Т: “ Значения суффиксов” Ставят перед собой задачи на урок. Кот, т.к. оно простое слово. Записывают слово КОТ |
1 мин | |||||||||
5. Лексическая работа | - Где можно узнать значение слова?
Найдите. - Узнаем в словаре, что означает слово кот. СЛАЙД 14 - А можно найти в интернете. http://www.ozhegov.org/words/13421.shtml(Электронный словарь Ожегова (на К- 38 стр.), при помощи, которых ученик узнаёт и объясняет различные значения слова)) |
В Толковом словаре Читают по слайду. кот 1.взаимосвязь с признаками 2. взаимосвязь с действиями 3. лексическое значение слова 4.предложение с данным словом |
2 мин | |||||||||
6. Работа в тетради. | - Что записали? (Фронт. опрос учащихся) СЛАЙД
15 - А если посмотрим через большое увеличительное стекло на него, то он уже не кот, а..... Образуйте новое слово. Как превратился кот в котище? Чем оно отлично? Какое имеет значение? - Еще раз посмотрим в другое стекло. В кого сейчас превратился...в котика. - Назовите его. - Скажите, как, при помощи чего образовано слово? - С каким значением образуют суффиксы новые слова? - Правильно, а сейчас мы запишем эти слова и выделим суффиксы. РАБОТА в ТЕТРАДИ |
Кот Котище Значение слова увеличилось в размере. Появился суффикс –ищ- Значение суффикса - изменяет размер. Это слово котик, оно образовано при помощи суффикса -к- Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов. Записывают и разбирают по составу. -Со значением отчества людей. Например: Иван Иванович, суффиксы -ов, -ич. -Со значением названия детёнышей. Например: лиса – лисичка, суффикс ---ичк- |
5 мин | |||||||||
СЛАЙД 16 (дом) - Составим слова с другими известными нам суффиксами. УСТНО. Расскажите, а какой ваш кот. |
2 мин | |||||||||||
7. Физминутка “Весёлые котята” | СЛАЙД17 Котик приглашает с ним вместе отдохнуть | |||||||||||
8. Повторение и закрепление знаний о суффиксе. | - Итак, сегодня урок посвящен суффиксам,
давайте вспомним, что это такое. - Найдите верные утверждения и подчеркните их. (задание на индивидуальных карточках) 1) Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2) Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3) Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. 4) Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. |
Вспоминают, высказывают свои мнения | 2 мин
3 мин |
|||||||||
Задание на интерактивной доске. | - Проверка СЛАЙД 18 выполнения задания по слайду (нажать правильный ответ). | 7 мин | ||||||||||
9. Проблемный вопрос | - Какой информации о суффиксе не
хватает? - Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове) Работа с учебником - Обобщите все предложения и расскажите правило, что такое суффикс. |
Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор. | ||||||||||
10. Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах. | - Расскажите правило друг другу (Работа
в парах). - Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.
- Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев. Наша речь состоит из .... (предложений), предложения состоят из ... (слов). - А слова имеют свой строительный материал. - Вспомните, из каких частей состоят слова. |
Рассказывают правило друг другу Подведение промежуточного итога. Оценка. |
||||||||||
Задание на интерактивной доске. | Заполнение кластера. СЛАЙД 19
-Посмотрите на схему и вспомните, как найти суффикс в слове? -Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. СЛАЙД 20 1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово. 2. Найти корень (подобрать родственные слова). 3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). |
Обобщают знания.
Ученики отвечают на вопрос учителя, а на слайде появляется алгоритм нахождения суффикса: Дети называют: Порядок нахождения суффикса: 1. Окончание. 2. Корень. 3. Суффикс. |
5 мин
1 мин |
|||||||||
11.Работа в парах, затем у доски. | -Пользуясь алгоритмом, найдите
суффиксы в словах. -Зубок, Семёнович, Гаврилович, следующее слово образуйте от своего имени. Проверка на доске. -Какие значения имеют эти суффиксы. -Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили? |
Перечисляют значения. - Помогать. |
||||||||||
12.Введение новой информации | - А я придумала новые слова, запишите и
найдите строительные “ кирпичики”: 1.Чай у меня был не очень сегодня сладкий....сладковатый 2.Вчера я яблоко купила не очень красное.....красноватое 3.У мальчиков рубашки не очень синие....синеватые 4.Погода сегодня не очень сырая ...... сыроватая |
|||||||||||
Вывод.
13. Зарядка для глаз. |
-Какие новые суффиксы вы нашли? -Какое они имеют значение? -На какой вопрос слова отвечают? -Какие части речи они обозначают? - ВЫВОД - эти суффиксы имеют значение - неполноты признака. -Какую задачу выполнили? СЛАЙД 21 |
Суффикс –оват, суффикс -еват Значение “ не очень” Какой? Какая? Имена прилагательные Доказывали, наблюдали, думали. |
||||||||||
IV. Практическая деятельность. 1. Применение сформированных умений и навыков 2.Решение проблемы: 3.Закрепление |
Выполним упр. 1 стр.117-118. Девочки записывают первые три слова, Мальчики-остальные. -А теперь скажите, всегда ли суффикс -оват-, -еват- имеет значение “ неполноты признака”? -А кто думает иначе? -Давайте докажем. Попробуйте применить к именам новые суффиксы. Что получится? Давайте сделаем вывод: |
Выделяют суффиксы. Ответы детей могут быть: “Да”, Ответ “Нет”
Это имена прилагательные. |
5 мин
|
|||||||||
V. Пропедевтика. Работа на
интерактивной доске. 1. Задание для всех. |
Весёлая переменка. СЛАЙД 22 Игра “Труба” Используй правильно суффиксы. - Прочитайте образовавшиеся слова и назовите суффиксы. - Вы знаете, как их писать? - Мы узнаем это на следующем уроке. - Догадайтесь, какое значение имеют слова с данными суффиксами? - Садитесь на свои места. - Учитель раздает снежинки. |
Выходят по очереди и выполняют задания.
-онок-, -ёнок-.
*уменьшительно-ласкательное |
1 мин | |||||||||
2. Работа с текстом 3. Взаимопроверка выполнения задания. 4. Вывод. |
Стр.119 упр.5 - С какими новыми суффиксами вы познакомились? -Какое они имеют значение? СЛАЙД 23 |
Слова с суффиксами -оват, -еват, образуют
формы имён прилагательных сл значением “не
очень” Контроль. Сравнение и анализ. |
2 мин | |||||||||
VI. Рефлексия. 1. Оценочный лист.
2. Итог урока. |
- Свою задачу на уроке мы выполнили? СЛАЙД
24 - Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов? - Что нового вы узнали на уроке? Какая работа была интересной? - А что вызвало затруднение? - Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности? - Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад. Покажите нам свои оценки и улыбнитесь нам, ведь делать свою работу с хорошим настроением - это залог успеха в учёбе. СЛАЙД 25 |
Дети оценивают свою работу. Я старался
учиться сам. Я внимательно слушал других и
прислушивался к мнению своих товарищей. Берут снежинки и встают около своего стола. - До свидания! |
2 мин |