Цель: познакомить учащихся с отличительными признаками разных разрядов количественных числительных.
Задачи:
1.Формировать умение грамотно и правильно писать числительные.
2.Развивать связную устную и письменную речь учащихся.
3.Воспитывать любовь к родному языку, поощрять интерес к новым знаниям.
Оборудование:
учебник русского языка для 6 класса (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю.,Текучёва И.В.), презентация, медиапроектор и экран, распечатанные тексты для каждого ученика.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
-Сегодня мы продолжим изучение интересной темы “Имя числительное”. Вспомним всё, что вы узнали об этой части речи на предыдущих занятиях, а также познакомимся с новой информацией по теме. Так как тема урока тесно связана с математикой, то в качестве эпиграфа мы возьмём такие слова: “Без грамматики не выучишь математики”
I. Взаимопроверка домашнего упражнения 193.
2.
А) Языковая разминка. “Что интересного я подготовил об имени числительном?”
- Семь пятниц на неделе.
- За тридевять земель.
- Народу собралось тьма.
Б) Народные загадки с числительными:
- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (Одна).
- Четыре братца под одним шатром стоят. (Стул).
- Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ль досталось? (По полпирога).
В) Кто быстрее? Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят числительные.
Устно составляем предложения с 2-3 фразеологизмами. Одно предложение записываем, выполняем синтаксический разбор. Обращаем внимание учащихся, что фразеологизм-это один член предложения.
Вова за один присест управился с заданием.(4)
3) Выбери правильный ответ.
1. Имя числительное- часть речи, которая обозначает:
а) количество предметов;
б) качество предметов;
в) признак предметов.
2. По составу количественные числительные бывают (найдите неверное утверждение)
а) простыми; б) средними; в) сложными; г) составными.
II. Объяснение нового материала
- Работа с учебником. Учащиеся рассматривают материал для наблюдения на с. 93
А) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Б) В гору-то семеро тащат, а с горы один столкнёт.
В) Один дурак пятерых умных ссорит.
Г) Одна десятая секунды отделяла спортсмена от победы.
Д) Две третьих пути все ехали молча.
- Прочитайте предложения. Как понимаете смысл пословиц?
- Найдите и выпишите количественные числительные.
- Все ли числительные в данных предложениях являются количественными?
- Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных?
- Что обозначают эти числа?
- На основе наблюдений сформулируйте тему урока. (Разряды количественных числительных)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему (Познакомиться с разрядами количественных числительных).
- Исходя из цели урока, сформулируйте задачи. (Учиться отличать числительные одного разряда от другого; правильно употреблять в речи; совершенствовать умение правильного написания числительных).
2 Прочитайте правило на с.93.Сформулируйте вопросы по прочитанному материалу.
- Оформите теоретические сведения в тетрадь для опорных конспектов (Самостоятельно)
Разряды количественных числительных.
Целые | Дробные | Собирательные |
Обозначают целые числа Семь,… | Обозначают дробные числа Одна вторая,… | Обозначают несколько предметов как одно целое Трое детей,… |
4 Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?
III Закрепление изученного.
1.Упражнение 195. Письменно, по заданию.
2. Распределительный диктант. Распределите данные числительные по группам:
А) числительные, обозначающие целые числа;
Б) числительные, обозначающие дробные числа;
В) числительные собирательные.
Два, пятьдесят, пятеро, одна восьмая, пять целых одна девятая, одиннадцать, семеро,
3 . Словарная работа.
Диктор.
- Поясните смысл слова.
- Дайте толкование его лексического значения.
- Прочитайте в толковом словаре значение слова “диктор”. Диктор-человек, ясно, чётко проговаривающий слова для большой аудитории.
- Побуквенно проговорим слово по слогам.
- Запишите слово в тетрадь.
- Закройте глаза, постарайтесь запомнить орфографический облик слова, (шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая.
- Составьте со словом “диктор” словосочетание или предложение.
4.Устный диктант. Мы дикторы. Задача. Правильно проговорите сочетание числительного и существительного. Определите разряд количественного числительного.
Разность 200-100
Частное 99:11
Сумма 120+25
5 целых две пятых + 4 целых 2/4
Из 11-7
Отношение 99 к 11
- Убедились в том, что без грамматики не выучишь математики?
5. Прочитай текст. Какой это тип текста? В каком стиле он написан? Числа запиши словами. Определи разряд количественных числительных.
Территория Красночикойского района составляет 28 тысяч квадратных километров, что составляет 6,6% территории Забайкальского края. По общей конфигурации район представляет вытянутый с запада на восток неправильный четырёхугольник протяжением в этом направлении около 250 километров, и с севера на юг около 160 километров. Хребты в верховьях рек Чикой и Чикокон имеют высоты около 2000-2250 метров.
IV. Итог урока.
1. Назовите разряды количественных числительных.
2. Дайте развёрнутое определение количественных числительных с указанием изученных постоянных признаков.
3.Что общего у целых, дробных, собирательных числительных?
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание:
1. Правило с. 93. 2. Закончить работу с текстом.