Цели урока:
- Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн (звук [Ч'] - мягкий, сочетания пишутся без ь);
- Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН ;развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: рисунки солнца, осени, тучи, плакаты, осенние листья.
Ход урока
1. Оргмомент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Учитель: Наступила осень. И дни бывают солнечные и пасмурные. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось до конца урока.
Сегодня на уроке мы будем учиться читать и правильно писать сочетания ЧК, ЧН.
Откройте тетради, положите их наклонно, пропустите одну строчку и запишите сегодняшнее число и классная работа.
2. Каллиграфическая пятиминутка.
Учитель: С наступлением осени мы часто можем наблюдать интереснейшее явление в природе, которое становится возможным только в это время года - листопад. Посмотрите на наше дерево, оно так же изменилось в цвете. И дерево это у нас не обычное, а с заданиями. Вот подул ветер и сорвал 1-ый листочек. Что ж на нем написано? (Каллиграфическая пятиминутка). На каллиграфической минутке в гостях у нас буква Ча [Ч'].. Произнесите звук [Ч']. Чем он особен? (Он всегда мягкий).
Назовите ещё звуки, которые всегда мягкие. (Щ, Й). Запишите одну строчку букву Ча.
Знаете, ребята, а ведь Осень принесла нам задание, которое выполнил Незнайка:
Чя, чю, чящя, чясы.
Посмотрите, правильно ли он всё написал?! Допустил ли он ошибки?.. Какое же правило забыл Незнайка? Давайте поможем ему!?
(Учащиеся находят ошибки и исправляют их.) Как соединяем букву ча с буквой а? Запишите. Спинки у всех прямые. Пишем красиво.
3. Фонетический разбор
Учитель: Ветер сорвал с дерева второй листок. Сделайте фонетический разбор слова Чаша.
Чаша - 2 слога, ча-ша.
ч [ч'] - согласный, глухой, мягкий
а [а] - гласный, ударный
ш[ш] - согласный, глухой, тверд.
а [а] - гласный, безударный.
4б,4зв.
4. Работа над новой темой.(3-ий листочек срывается).
Учитель: Внимание, Новая тема! (На доске слова)
тучка печник
белочка скучная
листочки сочный
Учитель: Прочитайте слова из первого столбика. Что вы заметили общего во всех этих словах? (ЧК) Правильно.
Прочитайте слова из второго столбика. А что в них общего?
Произнесите звук [Ч'].
-Какой это звук? (согласный, мягкий, непарный глухой)
-Есть ли у [Ч'] парный согласный по твердости? (Нет)
-Нужно ли обозначать мягкость этого согласного на письме? (Не нужно)
-Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах на доске? (Без Ь)
-Какой вывод можно сделать о написании сочетаний ЧК, ЧН?
(Звук всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без Ь).
Запишите эти слова. Подчеркните орфограмму.
5. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебники на странице 47 .Найдите и прочитайте вывод.
Коллективное выполнение упр.№83
6. Физминутка (4-ый листочек)
7. Закрепление (5-ый листочек - измените выделенные слова так, чтобы в них была буква Ча.)
Кормить белку, красивая свеча, выпить молоко, нарисовать лисицу, поймать щуку.
Пишите с красной строки на следующей строчке.(К доске выходят по одному) Запись в тетради: Кормить белочку, красивая свечка, выпить молочко, нарисовать лисичку, поймать щучку.
Учитель: Этим заданием мы закрепили с вами новую тему урока. Какой вывод можно сделать из этого задания? (Так как пишутся сочетания ЧК, ЧН?)
8. Игра(6-ой листочек)
Разгадайте Шараду:
1) С О - я вам рассказ кончаю
С У - дождем вас поливаю
С А - ваш груз перевожу
С К - с волнами я дружу
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.(Точка, тучка, тачка, качка.)
Учитель: Запишите эти слова. Выделите все орфограммы в словах.
2) С буквой "Р" - она течет.
С буквой "П" для вас печет
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки. (Речка, печка.)
Учитель: Запишите эти два слова. Выделите орфограммы.
3) Игра "Кто это? Что это?"
В этой почке нить накала - - - почка (лампочка)
Эта почка из металла - - почка (цепочка)
Это пика не остра - пи - ка (спичка)
(Это ключик от костра)
Учитель: Итак, как пишутся сочетания ЧК, ЧН?
9. Поэтическая минутка(7 листочек)
Учитель: Очень много художников с любовью написали картины, а поэты посвятили свои стихотворения прекрасной поре - осени. Знаете ли вы стихотворения о осени? (Дети рассказывают стихотворения)
10. Творческая работа (8 листочек)
Учитель: Напишите небольшой рассказ о осени.
Чтение нескольких работ
11. Домашнее задание Упр.№87, стр 48
12. Итог урока.
Учитель: Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились? Какое у Вас сейчас настроение, покажите. Молодцы, спасибо за урок.