УМК: учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык» 6 класс. М.:Просвещение, 2014 г.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
- образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.
- развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.
- воспитательная - воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.
Оборудование: карточки-тесты для индивидуальной работы, таблица, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.
УУД:
Предметные – применять при письме основные правила орфографии и пунктуации; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Метапредметные:
- познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имён числительных;
- регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- коммуникативные – участия в обсуждениях, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- личностные – формирование навыков анализа, самопроверки, взаимопроверки.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрыми и ласковыми глазами. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
- При какой погоде мы испытываем радость, тепло? Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.
1-й слайд (Солнышко)
- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги. Сколько цветов у радуги? (7) Значит, вы должны очень постараться работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг. За каждое правильно выполненное задание - полоска радуги.
2. Повторение
- Послушайте стихотворение. - О какой части речи рассказывает автор?
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
П.Чесноков
- Правильно.
- Ребята, давайте повторим некоторые правила.
Игра «Скажи да или нет».
- наша речь состоит из предложений? (да)
- предложения состоят из слов? (да)
- слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)
- это числительные? (да)
- порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)
- на вопрос, который? (да)
- количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)
- составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)
- простые числительные состоят из одного слова? (да)
- числительные могут быть разными членами предложения? (да)
- есть ли среди этих слов числительные? (тройка, тройной, утроить, втрое, втроём (нет)
- Молодцы! И вот уже первая дуга радуги появилась на экране. Какого она цвета, вспоминаем!
2-й слайд (красная)
- Продолжим урок. У вас на парте есть лист с заданием №1. Прочитайте текст и задание к нему.
Выпишите из текста числительные. Работаем по вариантам.
- 1 вариант - простые
- 2 вариант - простые составные
Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.
У медоносных пчел пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.
(По материалам книги Б.Ржевского «Мозаика живых загадок»)
- О чем этот текст? (О строении глаз насекомых)
- Определите тип речи? (Описание)
- Определите стиль? (Научный)
- Синтаксическая пятиминутка. (Один учащийся у доски)
Запишем предложения и сделаем их синтаксический разбор.
- Два сапога – пара.
- Семеро одного не ждут.
- Двум смертям не бывать.
- Доброе дело три века живёт.
Проверка.
- Хорошо! За выполнение этого задания показалась… Дуга, какого цвета?
3-й слайд (оранжевая)
3. Объяснение нового материала
- А теперь мы с вами проведем небольшое исследование. Запишем под диктовку слова в два столбика. Ученик у доски.
Ь на конце слова |
Ь в середине |
Рожь |
письмо |
Ночь |
тоньше |
Степь |
дальше |
Кость |
альбом |
Семь |
просьба |
|
ПЯТЬСОТ |
|
СЕМЬСОТ |
- Что это за орфограмма? Как называется? (Употребление и неупотребление Ь знака для обозначения мягкости согласных)
- Отлично! А вот и еще одна дуга радуги просто спешит к своим подругам. Какого она цвета?
4-й слайд (желтая)
- А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите.
- Где пишется ь знак?
- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
4. Сообщение темы
- Сегодня мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных. - Рассмотрим таблицу в учебнике и на доске.
Ь знак на конце |
Ь знак в середине |
От 5 до 20 |
От 50 до 80 |
- Вы заметили, что в одних числительных мягкий знак пишется в середине слова, в других – в конце. Что по этому поводу говорит нам учебник? Обратимся к нему.
5. Физкультминутка
Раз подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Ребята, как вы думаете, где чаще всего употребляются числительные?
- В считалках.
- Правильно.
Считалка
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот скоро в лес попадет.
- Услышали ли вы числительные? Назовите. Где пишется Ь знак?
- А ещё где встречаются числительные?
- В пословицах и поговорках.
- Правильно. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
- Подскажи словечко.
(?) раз отмерь – (?) раз отрежь. |
Семь раз отмерь – один раз отрежь. |
(?) в поле не воин. |
Один в поле не воин. |
Не имей (?) рублей, а имей (?) друзей. |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. |
(?) бед – (?) ответ. |
Семь бед – один ответ. |
(?) сапога - пара. |
Два сапога - пара. |
(?)пятниц на неделе. |
Семь пятниц на неделе. |
(?) ум хорошо, а (?) лучше. |
Один ум хорошо, а два лучше |
(?) ложками кашу не едят. |
Двумя ложками кашу не едят. |
- Умницы! И вот за хорошую работу к вам спешит… дуга?
5-й слайд (зеленая).
6. Закрепление
Упр. 353.
- Работа ученика у доски по карточке №2.
Записать словами числа: 70, 19, 11, 15, 500, 900, 12, 13, 17, 20, 300.
- Когда пишем Ь знак в числительных?
- Запись по памяти.
У имён числительных
Мягкий знак один:
Либо он в конце стоит,
Либо посреди.
- Хорошо! Голубой цвет радуги радует нас.
6-й слайд (голубая).
- Ой, а кто это в гости пришел? Веселый львенок, который любит солнышко, а еще он хочет научиться грамотно писать. Поможем ему?
Карточка №3.
- Прочитайте шуточный рассказ. К какой части речи относятся выделенные слова? Вставьте пропущенные буквы.
Товарищи одноклассники! В этом мес.це наш шестой «А» класс добился огромных успехов. Мы зав.евали первое место в соревновании с шестым «Б» классом за лучшую усп.ваемость и лучшее пов.дение. В этом мес.це нами получено сто пят.десят сем. двоек.
Это на две двойки меньше, чем в шестом « Б» классе. Количество окон, разбитых в этом мес.це составило девятнадцат. штук. Это на три окна меньше, чем в «Б» классе… В этом мес.це мы дернули девчонок за косички три тысячи сем.сот раз. Это на двести к.сичек больше, чем в прошлом мес.це, но зато на восем. к.сичек меньше, чем в «Б» классе.
И, наконец, в этом мес.це мы дрались тридцат. один раз. Правда, этот показатель у нас одинаков с шестым «Б», потому что дрались мы всегда только с ними.
- Молодцы! Еще один цвет прибавится сейчас к нашей радуге.
7-й слайд (синяя)
7. Тесты
Уровень 1
а) Дополнить данные определения.
1) Числительные, состоящие из ________________ называются составными.
2) Числительные, состоящие из ________________ называются простыми.
б) Написать примеры:
1) простого числительного: _____________________
2) составного числительного: ____________________
Уровень 2
Соотнеси формы числительных с примерами 43,20,13,236,4,90.
- Простые
- Составные
Уровень 3
Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.
5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.
8. Рефлексия
- Ребята!
- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- С какой частью речи мы работали весь урок?
- Что нового узнали на уроке?
- Сколько цветов у радуги?
- Ну вот и последняя дуга радуги.
8-й слайд (фиолетовый)
9. Итоги урока, оценки, д/з
Впишите в клетки этой фигуры количественные числительные с ь на конце. Числительные не должны повторяться.
Разместите в этих клетках количественные числительные, которые пишутся с ь в середине.