Цели:
1.Соотнести теоретический материал русского языка с практикой на основе художественных произведений.
2.Отработка навыка самостоятельной работы.
3.Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: портрет Гоголя, картина Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.
Эпиграф: “Мысли мои, мои труды будут принадлежать народу” (Н.В.Гоголь)
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 Постановка цели и задачи урока их мотивация.
Итак, ребята, мы изучили односоставные предложения. Сегодня мы еще раз повторим сведения об односоставных предложениях, поучимся находить их в тексте художественных произведений, для того чтобы вы употребляли их в различных видах своей речи (сочинение, изложение, рассказ, пересказ). А на следующий урок у нас будет контрольная работа по данной теме, где и будут проверены ваши знания и умения.
3.Открываем тетради, записываем число, тему урока.
а) Буквенный диктант.
Определите вид простого предложения.
- Роняет лес багряный свой убор.
- Пахнет вербой и сосной.
- Едем бором, черными лесами.
- Ночная тень.
- На корабле постоянно следят за состоянием погоды.
На обратной стороне доски записаны виды предложений: 1 – двусоставное; 2 – безличное; 3 – определенно-личное; 4 – назывное; 5 – неопределенно-личное.
Самопроверка. У кого нет ни одной ошибки? У кого 1 – 2 ошибки? Каждый из вас увидел свою ошибку и понял над чем ему еще надо поработать.
б) Работа с таблицей.
На каждой парте лист с таблицей.
Односоставные предложения | |
С главным членом сказуемым | С главным членом подлежащим |
Определенно-личное Неопределенно-личное Назывное |
Безличное |
Это обобщающая таблица по односоставным предложениям. Посмотрите внимательно. Замечаний нет? (Исправление ошибок).
в) Беседа. Актуализация знаний с привлечением домашнего задания.
- Какие предложения называются определенно-личными? (примеры из домашнего задания).
- Какие предложения называются неопределенно-личными? (примеры из домашнего задания).
- Какие предложения называются безличными? (примеры из домашнего задания).
- Какие предложения называются назывными? (примеры из домашнего задания).
4.Сегодня мы с вами будем работать с текстами произведений Н.В.Гоголя, постараемся увидеть и почувствовать, как удается творить чудеса великим писателям, буем учиться строить свою речь также правильно и красиво. Открываю портрет Гоголя, читаю эпиграф.
а) А теперь послушайте высказывание А.С.Пушкина о “Вечерах на хуторе близ Диканьки”: “... Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов”.
б) Записать последнее предложение, подчеркнуть грамматическую основу, определить вид предложения, объяснить знаки препинания. Как отличить неопределенно-личное предложение от определенно-личного?
в) Прочитайте текст (размножен на ксероксе).
И присудили сжечь его живого на виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костер.
Определите, откуда взят этот отрывок. Запишите отрывок, указывая грамматическую основу предложений и определяя вид предложения.
Почему Гоголь использует именно неопределенно-личные предложения?
г) Теперь откройте текст повести “Тарас Бульба”, найдите описание светлицы.
Работа со словарем. Светлица – светлая, парадная комната.
Найдите и зачитайте назывные предложения. Какова их роль в данном отрывке?
д) На доске записаны предложения:
1. Мороз увеличился.
2. Вверху сделалось очень холодно.
3. Черт перепрыгивал с одного копытца на другое.
Выпишите односоставное предложение и определите его вид.
5.Самостоятельная работа.
Через мультимедийную установку показываю картину А.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Ученики рассматривают картину.
а) Ученик читает отрывок: “Знаете ли вы украинскую ночь!...”
б) Рассказ ученика о данной картине.
в) Учащиеся читают текст Гоголя (размножен на ксероксе).
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина. И чудится, будто весь вылит он из стекла и будто зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реется и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи свои в холод стеклянных вод.
г) Беседа. Похожи ли описания природы у Гоголя и у Куинджи?
д) Составьте миниатюру о природе, используя в своей работе односоставные предложения.
е) Чтение учащимися своих миниатюр.
6. Домашнее задание: выписать из произведений Н.В.Гоголя по одному предложении на каждый вид односоставных предложений.