Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о деепричастии"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Образовательные:

Познакомить учащихся с основными понятиями по изучаемой теме.

Воспитательные:

В полной мере использовать межпредметные связи при работе над изучаемым материалом.

Развивающие:

Предупреждение ошибок при употреблении деепричастий в речи, развитие их творческих способностей.

Задачи урока:

  1. Изучить основные понятия по теме.
  2. Научить учащихся отличать деепричастия от слов других частей речи.
  3. Сформировать у учащихся целостное представление о деепричастии как самостоятельной части речи, а так же о его морфологических признаках.
  4. На примере произведений русской классической литературы развить речь учащихся. (Указать верные способы употребления деепричастий в речи).

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал для учащихся.
  2. Оформленная к уроку классная доска.
  3. Компьютер.
  4. Проектор.
  5. Экран.
  6. ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, его целей и задач. Оформление рабочих тетрадей учащихся и классной доски.

III. Анализ предыдущего домашнего задания (повторить морфологические признаки глагола) проходит в процессе урока.

IV. Актуализация и концентрация учащихся перед изучением новой темы.

1. Комплексная работа с текстом (текст воспроизведен через проектор на экран).

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на казацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

Задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Как вы думаете, из какого произведения взят этот отрывок? (Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”)

3. Определите тему текста (о выступлении неприятельского войска).

4. Определите основную мысль текста (автор хочет показать, что войско было большое и хорошо вооружено).

5. Определите стиль текста (стиль художественной литературы).

6. Какие действия совершает неприятельское войско?

7. Найдите и выпишите эти действия (у доски работает один ученик). (Выступало, выезжали, стали выступать, палили)

8. Почему вы выписали именно эти слова? (Они обозначают действие)

9. На какие вопросы они отвечают? (Что делали?)

10. Есть ли в тексте еще слова, которые обозначают действия? (Есть, а именно: гремя, подбоченясь, грозя, нацеливаясь, блеща)

Учитель: Но эти слова не являются глаголами, они составляют особую группу слов, которые в русском языке относятся к незнакомой еще вам части речи - ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

V. Совместное определение цели урока.

Задание классу: ребята, попытайтесь определить роль и место деепричастия в ряду других самостоятельных частей речи.

Вывод по итогам этой части урока:

Значит перед нами цель: познакомиться с новой самостоятельной частью речи - деепричастием.

VI. Изучение нового материала.

1. Работа в парах, а затем в группах. (Ребята получают карточки, два варианта)

Карточка 1

  1. Прочитайте теорию по учебнику в § 26.
  2. Дайте определение деепричастия.
  3. Запишите признаки глагола и наречия у деепричастия в форме алгоритма.
  4. Дайте характеристику деепричастию гремя.
  5. Выполните упражнение № 159 (1-е предложение).

Карточка 2

  1. Прочитайте теорию по учебнику в § 26.
  2. Дайте определение деепричастия.
  3. Запишите признаки глагола и признаки наречия у деепричастия в форме алгоритма.
  4. Дайте характеристику деепричастию подбоченясь.
  5. Выполните упражнение № 159 (2-е предложение).

(К доске приглашаются по одному учащемуся из каждого варианта из числа первых справившихся с заданием)

2. Построение схемы-алгоритма морфологического разбора деепричастия. Приложение 3

(Работа строится на примере первого предложения из текста)

Вывод по итогам этой части урока:

- какое действие главное? (выступало);

- какое - добавочное? (гремя)

Следовательно, главное действие может выражаться глаголом, добавочное – деепричастием.

VII. Первичная проверка знаний по изученному материалу. (Фронтальная письменная работа по изученной теме)

Задание классу:

1. Произведите синтаксически разбор деепричастия из первого предложения текста;

На доске ученик записывает:

гремя - деепричастие, отвечает на вопрос Что делая?, несовершенного вида, невозвратное, непереходное, неизменяемое, настоящего времени, в предложении является обстоятельством.

Вывод по итогам этой части урока: При употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие при основном действии, а действующий предмет у них один.

VIII. Закрепление изученного материала.

Задание классу:

Выполните упражнения № 159 - 3-е предложение - I вариант; 4-е предложение - II вариант.

IX. Резервное задание. (Творческая работа)

(Учитель зачитывает начало предложения, ребята заканчивают его и записывают)

  1. Под голубыми небесами великолепными коврами... (блестя на солнце снег лежит).
  2. Раз царевна молодая, милых братьев ... (поджидая, пряла, сидя у окна).
  3. Волк ночью … (думая залезть в овчарню, попал на псарню).

X. Подведение итогов урока, выставление оценок.

XI. Объяснение нового домашнего задания: § 26, упр. № 161. Приложение 1