Открытый урок русского языка по теме "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели.

Образовательные:

1. Усвоить сходства и различия между частями речи.

2. Формировать умение правильно и точно использовать имена существительные и прилагательные в устной и письменной речи.

Развивающие:

  1. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  2. Развивать творческое и логическое мышление, память, внимание, воображение

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных видов деятельности.

2. Воспитывать в детях нравственно-этические качества через понятие “здоровье”.

Тип урока: обобщающий урок (систематизация изученного материала).

Учебная задача: уметь находить сходства и различия между частями речи.

Контрольный вопрос: чем сходны и чем различаются имена существительные и имена прилагательные?

Ход урока

I. Организация начала занятия.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, пошлите свою улыбку гостям и начинаем наш урок.

Снова нам звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы умными нам стать,
Надо многое узнать.

II. Подготовка к основному этапу занятия.

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня наш урок русского языка будет посвящен обобщению об имени прилагательном и имени существительном.

- Ребята, хором прочитаем нашу тему. Какая перед нами стоит учебная задача? На какой контрольный вопрос мы должны ответить в конце урока? (Дети читают с доски).

2. Актуализация опорных знаний и умений.

На доске:

а) Игра: “Найди сходства и различия между частями речи”.

Дети делятся на две команды. Ребята одной команды по очереди выходят к доске и находят сходства между частями речи и соединяют линией, а другой находят различия и их подчеркивают.

Имя существительное Сходства Имя прилагательное

 

1. часть речи   1. часть речи
2. кто? что?   2. какой? какая? какое? какие?
3. предмет   3. признак предмета
4. изменяется по числам,

по родам в ед. ч.,

по падежам.

4. изменяется по числам,

по родам в ед. ч.,

по падежам.

 

б) Фронтальный опрос детей и вывод хором.

- Что такое имя существительное?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Что обозначает?

- Как изменяется?

- Каким членом предложения чаще всего является?

- Расскажите правило полностью.

Вывод: Имя существительное – это…

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Что обозначает?

- Как изменяется?

- С какой частью речи чаще всего связано в предложении?

- Каким членом предложения является?

- Расскажите правило полностью.

Вывод: Имя прилагательное – это…

III. Обобщение и систематизация знаний по теме “Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном”.

1. Самостоятельная работа по вариантам. (Цель: как дети усвоили различие имен прилагательных и имен существительных)

Задание 1. (Слова на доске).

1 вариант: выписывает имена существительные.

2 вариант: выписывает имена прилагательные.

Здоровый, старание, красота, радость, добрый, больной

Самопроверка. (Дети проверяют свои записи.)

Учитель: Назовите имена существительные. (Дети 1 варианта по одному называют выписанные слова.)

1 вариант: Радость, старание, красота.

Учитель: На какие вопросы отвечают имена существительные? Что обозначают? Имя существительное – что это? (Дети делают вывод).

Учитель: Назовите имена прилагательные. (Дети 2 варианта по одному называют выписанные слова.)

2 вариант: Здоровый, добрый, больной.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что обозначают? Имя прилагательное – что это? (Дети делают вывод).

Рефлексия. Дети, оцените себя на листах самооценки. Кто выписал правильно все три слова, ставьте 3 балла, кто 2 – 2 балла, кто 1 слово - 1 балл.

Задание 2. (Цель: формировать умение правильно и точно использовать имена существительные и прилагательные в устной и письменной речи.)

1 вариант: образуйте от имен существительных имена прилагательные.

2 вариант: образуйте от имен прилагательных имена существительные.

Взаимопроверка. (Дети меняются тетрадями, проверяют задание.)

Учитель: Назовите имена прилагательные, которые образовали.

1 вариант: радостный, старательный, красивый.

- Назовите окончания имен прилагательных? Какого рода имена прилагательные с окончаниями -ый, ий, ой-? (Дети 1 варианта отвечают).

Учитель: Назовите имена существительные, которые образовали.

2 вариант: Здоровье, добро, боль.

- Какого рода имена существительные?

Учитель: Какие окончания имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода? (Дети отвечают)

- Ребята, какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего рода? Как определить род имен прилагательных?

Вывод: Какого рода имена существительные, такого же рода имена прилагательные.

Рефлексия. Кому было трудно работать над этим заданием? Ребята, кто легко справился с заданием? Оцените себя. Одно слово 1 балл (Дети на листах самооценки ставят баллы.).

2. Словарно-орфографическая работа. (Цель: уточнить знания детей подбирать проверочные слова и закрепить знания об именах прилагательных и именах существительных).

а) Учитель: Найдите в задании антонимы.

Здоровый – больной.

- Какой звук в словах произносится не так как пишется? Как проверить?

Здоровый – здорово, больной – боль.

- Запишите слова.

б) Учитель: Какого человека называют здоровым человеком? (Ответы детей).

Учитель: Здоровым можно назвать не только человека, который не болеет. Человек, который много читает, старается учиться, правильно поступает, все успевает, занимается и спортом, и танцами, всем интересуется, добрый, честный, умный – его тоже можно назвать здоровым. Здоровый человек красив во всем и телом, и душой, и разумом.

в) Учитель: Прочитайте о здоровье высказывания и объясните их значение.

На доске:

Здоровье – это то, что нужно беречь.

Здоровье – это сила и ум.

Здоровье – это красота.

Здоровье – это мы и природа.

Здоровье - это спорт и все получается.

В здоровом теле - здоровый дух.

(Дети читают вслух и объясняют их значение).

г) Учитель: Составьте предложения со словом здоровье. (Дети устно составляют свои предложения, затем выбирают лучшее предложение).

Учитель: Запишите это предложение.

- Найдите в предложении имя прилагательное, подчеркните его.

- Какого рода имя прилагательное? Почему? Выделите окончание.

(Дети объясняют).

Вывод: имя прилагательное такого же рода, что и имя существительное.

3. Физминутка. (Цель: снять утомляемость детей).

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп. Шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем пред собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.

IV. Контроль и самопроверка знаний. (Цель:Обобщить умение правильно определять род имен существительных и имен прилагательных)

1. Индивидуальная работа. (Русский язык, Рамзаева Т.Г., 4 класс)

(Учебная задача: уметь самостоятельно работать с учебником, подбирать имена прилагательные к именам существительным и правильно выделять окончания).

Упр. № 359.

а) Чтение задания детьми. К именам существительным нужно подобрать имена прилагательные и выделить окончания.

Учитель:

- А какого рода бывают имена существительные?

- Имена прилагательные изменяются по родам?

- Как узнать род имени прилагательного?

- Напишите три словосочетания. С существительным мужского рода, среднего рода, женского рода и подберите к ним прилагательные.

б) Самостоятельная работа. (Дети выполняют задание)

в) Фронтальная проверка. (Дети читают свои словосочетания и объясняют)

Рефлексия. Ребята, оцените себя, как вы справились с заданием? За каждое словосочетание с правильными окончаниями ставьте 1 балл.

2. Работа с тестом. (Форма организации познавательной деятельности: работа в группах). (Учебная задача: закрепить знания о различении имен существительных от имен прилагательных).

Учитель: Ребята, выберите в тесте правильный ответ и объясните, почему?

1. Имя существительное – это…

а) член предложения

б) часть слова

в) часть речи

2. Имя прилагательное – это…

а) предмет

б) признак

в) действие

3. Какое слово лишнее?

а) добро

б) доброта

в) добрый

4. Какое окончание лишнее?

а) ая, яя,

б) ое, ее

в) ые, ие

Проверка. (С каждой группы один ученик объясняет, почему они выбрали этот ответ и делает вывод по своему тесту).

Рефлексия. Ребята, оцените свою работу в группе и занесите на лист самооценки. 1 балл за правильный ответ.

3. Самостоятельная работа. (Форма организации познавательной деятельности: работа в парах). (Учебная задача: развивать умение распознавать число, род имен прилагательных и имен существительных и правильно писать их окончания).

Учитель: К имени прилагательному подберите имена существительные м. р., ж. р., ср. р. и имя существительное множественного числа. Запишите словосочетания в тетрадь.

Интересн…

муж.р. жен. р. ср. р. мн. ч.

Взаимопроверка. Дети в паре проверяют и обсуждают свои записи.

Учитель:

- Как определить род им. прилагательного?

- Какое правило мы знаем? (Дети говорят правило).

Рефлексия. Что для вас было трудным? За каждый правильный ответ ставьте – 1 балл на своих листах самооценки).

V. Подведение итогов занятия.

1. Учитель: Ответим на контрольный вопрос. В чем же различие и сходство между именем существительным и именем прилагательным?

Назовите сходства: Имя существительное и имя прилагательное – это часть речи, изменяются по числам, по родам в единственном числе и по падежам.

Назовите различия:

Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? В предложении является подлежащим.

Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении является второстепенным членом.

2. Д/з: (Инструктаж по выполнению домашнего задания. Цель: закрепить знания о сходстве и различении имен прилагательных от имен существительных)

Учитель: Дети задание на дом такое же, что мы делали на уроке по учебнику.

1. Из словаря выписать по три имени существительных мужского рода, женского рода, среднего рода, подобрать к ним имена прилагательные и выделить окончания.

2. Повторить еще раз правило на стр. 158.

3. Рефлексия. Ребята, посчитайте свои баллы на своих листах самооценки. Оцените себя, как вы работали на уроке? Кто получил 14 -1 2 баллов, ставьте себе на листах самооценки отметку 5. Кто получил 11 - 9 баллов, ставьте 4, а кто получил 8 - 6 баллов - 3, у кого меньше 6 баллов, он ставит 2. Ребята, поднимите руки, кто получил оценку 3? Нам еще придется потрудиться.

- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.

Приложение