Открытый урок русского языка на тему "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
  • Расширять знания детей об окружающей жизни, о необходимости охраны растительного мира родного края.

Оборудование: Таблицы, рисунки первоцветов, гербарии первоцветов, перфокарты, тест, аудиозапись.

Приложение 1.

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о первых весенних цветах, о необходимости их охранять и беречь. Одновременно повторим все изученное об имени прилагательным, обобщим значение имен прилагательных в нашей речи. Давайте, ребята, улыбнемся, пожелаем, друг другу удачи и будем работать дружно, весело, быстро.

II. Работа над темой урока

– Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью прилагательных.

Д. Ясный, светлый, солнечный, прекрасный. (Пасмурный, облачный, хмурый, ветреный, печальный, снежный.)

– Да, сегодня чудесная погода. А теперь отгадайте загадку.

Рыхлый снег
На солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…

Что? (Весна)

– Да, это весна. Замечательное и прекрасное время года. В это время природа оживает после долгого зимнего сна.

Весна приходит к нам не одна, а с друзьями.

Угадайте, кто они?

Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился
Что за цветок?

Д. Подснежник.

У. Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. А это что за цветок?

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

Д. Одуванчик

– Это тоже один из первых цветов.

III. Работа в тетрадях

– Запишите предложение.

Первый весенний цветок – нежный подснежник.

Разберем слово по составу: П О Д С Н Е Ж Н И К

– С помощью, какой частью речи показана отличительная черта подснежника?

Д. Нежный. Имя прилагательное.

У. Что такое имя прилагательное?

Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано?

Как определить род, число, падеж прилагательных?

Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
Имеет связь с именем существительным
Изменяется по числам, родам, и падежам
Мужской род: какой? -ой, -ый, -ий
Женский род: какая? -ая, -яя
Средний род: какое? -ое,-ее

Вывод делают учащиеся.

– Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. Март, апрель, май.

– Сколько в слове апрель букв и звуков?

Д. В слове апрель 6 букв и 5 звуков.

– Почему букв больше чем звуков?

Д. Потому что буква Ь не обозначает звука.

У. Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, ветреница, прострел или сон-трава, лапчатка, одуванчик, подснежник.

– А теперь запишем предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Разберите предложение по членам и по частям речи.

– Посмотрите на доску.

Скворцы, утки, ландыши, одуванчики, подснежники, жаворонки, сороки.

– Прочитайте. На сколько групп можно разделить эти слова.

Д. На две.

– Какие?

– Птицы и цветы.

Объедините слова в группы по темам и назовите их.

IV. Разговор о первоцветах родного края

– Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах. (Выставка рисунков и гербариев первоцветов.)

– А что же такое первоцветы?

У. Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

– Прочитайте предложение и запишите.

Цветут синие подснежники, белые ветреницы, желтые одуванчики.

– Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Определите их число.

– Что обозначают эти имена прилагательные?

– Цвет.

– С какой частью речи они связаны?

– С именем существительным.

– В чем они согласуются?

– Они согласуются во множественном числе.

– А как бы выглядело предложение без имен прилагательных?

– Прочитайте.

– Какова же роль прилагательных в нашей речи?

– Они украшают нашу речь.

V. Физкультминутка

– С первыми цветами просыпаются и бабочки. Представьте себе, что вы бабочки, а на поле под вами цветут первоцветы.

Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
На четыре улетела.

А теперь упражнение для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, а теперь на свои пальчики. Ладошки прикасаются так: Левая рука сжата в кулак, а правая прикрывает ее сверху. Раскрывайте свои пальчики, как будто бутон раскрывается на заре, теперь сложите пальчики, как вечером закрываются лепестки цветка. (Повторить 2–3 раза.)

VI. А теперь запишем названия первоцветов нашего края

Мать-и-мачеха, прострел, ландыш, подснежник, ветреница, лапчатка, одуванчик и другие.

– Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях цветут разнообразные растения. Давайте посмотрим и прочитаем текст. Выделите прилагательные с именами существительными.

Первые цветы.

Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. С каждым годом их все меньше. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

После выполнения задания учитель говорит.

У. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красный» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Поэтому нельзя рвать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Заполните правило: «Находясь в природе нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком». Сейчас ребята мы посадим рассаду.

(Показ семян цветов, которые выращивают около дома.) Это семена цветов. Они очень красивые цветы, астры, георгины, китайские розы. Мы посадим георгинов. В конце мая, в начале июня вы их посадите в клумбы на пришкольном участке. Осенью, когда они зацветут, вы из них можете сделать букет и подарить своим близким или учителям. (Посадка семян на готовую почву.)

VII этап

– А теперь я вам дам 3 задания, внимательно послушайте и выберите кто, что хочет.

1. Тест.

1. Как изменяется имя прилагательное?

А) По родам и падежам
Б) По падежам
В) По родам, числам и падежам.

2. Кто хочет, нарисуйте, понравившийся вам первоцвет.

3. Кто желает, напишет мини-сочинение.

Во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»

VIII. Итог урока

– Что мы делали на уроке? (Ответы детей.)

IX. Домашнее задание

Придумать 3-4 предложения о первоцветах.

– Спасибо, ребята, за хорошую работу.

Использованная литература:

  1. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Учим русский с увлечением -2» Москва, 2005г.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Москва «Первое сентября» 2000г.
  3. Игры, ребусы загадки для младших школьников. Ярославль. Академия развития, 2004г.
  4. Журнал Начальная школа №2 1997
  5. Учебник Р.Р.Бегзи «Русский язык. 4 кл для тувинских школ.