ЦЕЛЬ УРОКА Углубить знания учащихся о предложениях с обращениями.
ЗАДАЧИ УРОКА
- Научить учеников находить обращения в предложении (распространенные и нераспространенные).
- Формировать умение правильной постановки знаков препинания при обращениях.
- Развивать речь.
- Воспитывать любовь к театру, прививать чувство прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- Средства ТСО (телевизор, видеомагнитофон, компьютеры, аудиомагнитофон)
- Раздаточный материал (“программка” с краткими теоретическими сведениями).
- Аншлаги со словами и знаками препинания.
- Цветы, вырезанные из цветной бумаги, с домашним заданием.
ПЛАН УРОКА
- Вступительное слово учителя о театре и форме организации урока.
- Повторение изученного ранее о синтаксисе и
пунктуации.
- Слова потерялись…
- Проблема (почему в одном предложении есть запятая, а в другом нет).
- Формулирование цели урока.
- Изучение нового материала.
- Вхождение в образ (“научно-практическая конференция лингвистов”).
- Урок сценической речи (произношение отчеств).
- Музыка в театре (спеть фрагмент песни с обращением).
- Закрепление изученного.
- Ролевая игра “Занимательные истории со знаками препинания”.
- Деловая игра “Корректор”.
- Тест.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Добрый день, ребята!
(Просмотр видеосюжета с открывающимся занавесом и звуки шума перед представлением).
Как вы думаете, куда это мы с вами попали? (В театр). Совершенно верно.
А что такое театр? (Театр – это великое искусство перевоплощения, подобия жизни, загадка и таинственность происходящего) Наблюдая в театре, как другие представляют, чем жив человек, мы как будто в зеркало смотрим на себя. Поэтому каждый из нас может лучше присмотреться к самому себе, увидать, что есть в душе грешного и светлого. И тогда нам хочется плакать и смеяться. А ведь и то, и другое – и смех и слезы – очищает душу, одаряет её светлым праздником, освобождает от тяжелых будничных забот. Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в волшебную атмосферу театра. Знаете ли вы, что должен уметь артист театра? (изображать что-либо, правильно говорить, петь и танцевать). Насколько вы владеете артистическими умениями, мы выясним на уроке. Для начала посмотрим ваши данные. Сможете ли вы изобразить отвлеченные понятия – слова? (Раздаются аншлаги со словами и знаками препинания из предложений: Великий театр, сколько сердец ты покорил! Театр – чудесный мир слёз и улыбок. - нужно мимикой и жестами передать значение слов).
СЛОВА ПОТЕРЯЛИСЬ…
- Ребята, что можно сделать с этими словами? (распределить по частям речи)
- Какие группы получились? Почему? (самостоятельные и служебные)
- Какой раздел науки о языке нам помог? (морфология)
- Что еще мы можем сделать? (собрать предложение)
ВЕЛИКИЙ ТЕАТР СКОЛЬКО СЕРДЕЦ ТЫ ПОКОРИЛ
ТЕАТР ЧУДЕСНЫЙ МИР СЛЕЗ И УЛЫБОК
- Какой раздел лингвистики нам в этом помог? (синтаксис)
- А чего еще не хватает? (знаков препинания)
- Как правильно их расставить?
ВЕЛИКИЙ ТЕАТР, СКОЛЬКО СЕРДЕЦ ТЫ ПОКОРИЛ!
ТЕАТР – ЧУДЕСНЫЙ МИР СЛЕЗ И УЛЫБОК.
- Какая наука нас выручила? (пунктуация)
- Почему в одном случае слово “театр” выделено запятой, а в другом – после него стоит тире? (1) обращение, 2) тире между подлежащим и сказуемым)
- А знаете ли вы, какое это обращение? (распространенное)
- Попробуйте определить цель нашего урока (узнать новое о предложениях с обращениями).
- Вы отлично справились с проверкой ваших данных, и особенно отличились…(отметить лучших)
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЛИНГВИСТОВ “ВСЁ ОБ ОБРАЩЕНИИ”
- А теперь прелагаю вам войти в роль ученых-лингвистов. Вы приглашены на научно-практическую конференцию “Все об обращении”. Вы должны подготовиться к выступлению по параграфу 28 [2] и принять активное участие в работе конференции. Времени на подготовку – 10 минут.
- (В ходе дальнейшего обсуждения необходимо отметить: 1) определение; 2) звательная роль; 3) оценочная роль; 4) изобразительная роль (риторическое обращение, обращение-олицетворение); 5) по составу – распространенное и нераспространенное; 6) не является членом предложения; 7) звательная интонация; 8) знаки препинания – запятая или восклицательный знак).
- Итак, начинаем нашу конференцию…
- Наиболее эрудированными показали себя следующие лингвисты…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ИГРА-ЭТЮД “Из семени в цветок” [1]
(музыкальный фрагмент – Скрябин “Этюд. Маргаритки”)
Слова учителя | Действия |
|
|
УРОК СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ (ПРОИЗНОШЕНИЕ ОТЧЕСТВ)
Артист театра должен научиться правильному произношению слов, в том числе и трудных русских отчеств, которые часто используются как раз в предложениях с обращениями. Каковы же нормы произношения, характерные для разговорной речи?
Иванович – Иван[ыч’] | Андреевна – Анд[p’эвн]а |
Михайлович – Михал[ыч’] | Николаевна – Нико[лавн]а |
Алексеевич – Алексе[ич’] | Александровна – Алекс[анн]a |
Николаевич – Никола[ич’] | Михайловна – Мих[aлн]a |
Александрович – Алексан[ыч’] | Фоминична – Фомини[шн]а |
Проговорите, пожалуйста (по очереди). Составьте по предложению, употребляя обращения с этими отчествами, и обратитесь к соседу по парте. (Работа в парах)
Все молодцы, но особенно речь развита у таких, как…
МУЗЫКА В ТЕАТРЕ
Очень значимо в театре музыкальное сопровождение. Музыка позволяет создать нужное настроение у зрителей, полнее воплотить замысел автора. И поэтому актеры должны понимать музыку, уметь петь. Каковы же ваши музыкальные способности? Вспомните песни, где есть обращения.
Запишите строчку в тетрадь, правильно расставив знаки препинания. Попробуйте исполнить.
Я вижу, ваш класс достаточно музыкален, хочется отметить…
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ СО ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ
(САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕАТР – раздаются роли и сценки исполняются экспромтом под руководством учителя)
Указ царя.
Действующие лица: царь, писарь, 2 стражника, осужденный.
Картина 1. (Царские палаты)
Царь. Писарь, пиши наше высочайшее волеизъявление: “Казнить нельзя помиловать”. (писарь пишет, задумывается) Передать указ начальнику стражи.
Картина 2. (Чистое поле)
1-ый стражник. Что тут понаписано, ничего не понимаю.
2-ой стражник. А читать-то ты умеешь? Давай я прочитаю. (Читает, задумывается)
Осужденный. Дайте хоть мне приговор-то свой посмотреть. (Незаметно ставит запятую)
Картина 3. (Царские палаты)
Царь. Ну раз ты своею грамотностью сумел себя спасти, будешь моим секретарем.
Завещание отца.
Действующие лица: отец, адвокат, мать, дочь, сын.
Картина 1. (Спальня)
Отец. Петр Алексеевич, пиши последнюю просьбу: “На могиле поставить статую золотую пику держащую” (адвокат пишет, торопясь)
Картина 2. (Семейный совет)
(После прочтения завещания разгорелся спор о последней воле отца)
Мать и дочь. Надо поставить золотую статую.
Сын. Золотая должна быть только пика.
Картина 3. (У могилы)
Адвокат. Как я виноват перед вами… Моя поспешность и невнимательность всего лишь к какой-то запятой привели к семейной ссоре.
ВЫВОД: много недоразумений в жизни людей возникает потому, что говорящие или пишущие не умеют правильно сочетать и располагать слова в высказывании, правильно расставлять знаки препинания.
КОРРЕКТОР
- Театр не может существовать без сценариев, пьес. А иногда случается так, что литературное произведение скомкано, непонятно именно из-за того, что неправильно расставлены знаки препинания и неверно выделены абзацы. Еще Пушкин говорил, что знаки препинания существуют для того, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они как нотные знаки, твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
- Сумеете ли вы разобраться с текстом, в котором не расставлены знаки препинания и не выделены абзацы? (работа у компьютера)
- Текст для корректировки
ТЕСТ
(смотри приложение 2 или приложение 3 в формате WORD)
ИТОГ УРОКА
Какой вывод вы можете сделать, откорректировав текст?
Что нового узнали на уроке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ребята, вы прекрасные артисты. А в конце представления артистам дарят цветы. У меня для вас тоже есть цветы, но не простые, а с домашним заданием. Спасибо за ваш артистизм, проявленные способности, крепкие знания. Желаю вам дальнейших успехов!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабкина М.М., Скрипкина В.В. Интегрированный урок – подготовка к сочинению “Цветок” / “Русский язык в школе” 1998 г., № 2, с. 37.
- Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000-2003.