… Человек без родины сирота, потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву, и, если вырвать ее, высохнут корни, будет перекати-поле…
Борис Шергин.
Цель: Обобщить и систематизировать сведения по теме: «Главные и второстепенные члены предложения», продолжать формирование умений выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и определять способы их выражения, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений, различать простые, составные глагольные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые; продолжать формирование умений определять роль второстепенных членов в предложении, различать согласованные и несогласованные определения, распознавать приложения среди других членов предложения, использовать приложение как средство выразительной речи, правильно ставить знаки препинания при приложении, различать виды обстоятельств по значению; привить любовь к малой родине, интерес к изучению ее славных страниц.
Оформление урока. Выставка книг астраханских писателей: Н. Травушкина, А. Маркова, А. Шадрина.
План урока.
- Организация класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа по теме: «Систематизация знаний, умений и навыков учащихся».
I. Опрос.
Ребятам предлагается собрать лотос, правильно продолжив строчку и закончив формулировку.
- Подлежащее – главный член…
Подлежащее может быть выражено… - Сказуемое – главный член…
Оно может быть выражено… - Сказуемое может быть простым и составным…
Различаем три типа сказуемых… - Определение – второстепенный член…
- Приложение – определение, выраженное…
- Дополнение – второстепенный член…
- Обстоятельство – второстепенный член…
Обстоятельства делятся на следующие основные виды…
(На партах лежат лепестки лотоса с заданиями. Кто правильно отвечает, тот прикрепляет лепесточек на место).
II. Синтаксический разбор предложения.
Сказочно красивый лотос является украшением Волжской дельты.
III. Объяснительный диктант.
Задание: Объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым. Назвать приложение. Установить согласованные и несогласованные определения, назвать дополнение.
Я люблю землю своих предков. Моя малая Родина – это Астрахань. Она стоит на берегу великой судоходной и рыбной реки. Эту удивительную реку величают Волгой – матушкой.
IV. Ребятам предлагается порыбачить. На доске прикреплены рыбки на магнитах.
Задание: В предложениях, написанных на обратной стороне рыбок, найти обстоятельство и определить вид.
- Мы отправились в лес.
- На улицах, несмотря на ранний час, было уже людно.
- Ребята поспешили на речку порыбачить.
- Девочки быстро приготовили уху.
- При тихой погоде мы готовим на костре.
- От радости мы запели песни.
- На природе мы были целый день.
- Лотос, как сказка, радовал нас.
Вывод.
V. Задание: распространить предложения согласованными и несогласованными определениями.
Ребята получают карточки с заданиями.
- Возносит город … … свои святые купола.
- … улицы выглядят празднично.
Улицы … выглядят празднично. - Желание … … места овладело мною.
- … город расположен на берегу …
- Я знаю Астрахань …
Я знаю город … - Астраханцы каждый год отмечают день …
… жители готовятся к празднику. - Мы каждый год посещаем … музей.
Встреча … состоится в субботу.
Вывод.
VI. Проверочная работа в форме теста.
1. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.
- a) Ночной город прекрасен.
- б) Астрахань ночью горит разноцветными огнями.
- в) Звезды продолжают сверкать над ночным городом.
2. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.
- а) Астрахань с каждым годом обновляется.
- б) Астрахань продолжает обновляться.
- в) Астрахань стала краше.
3. Задание: выписать предложение с составным глагольным сказуемым.
- а) Во все концы нашей страны астраханцы поставляют овощи, осетровых рыб, консервы, шерсть.
- б) Астраханцы продолжают трудиться на благо Родины.
- в) Астраханцы отличаются трудолюбием.
4. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.
- а) Лотос из легенды пришел и в наше село.
- б) Мы не перестаем удивляться этим чудесным цветком.
- в) Лотос – это гордость нашего села.
5. Задание: выписать предложение с простым глагольным сказуемым.
- а) Мы любим отдыхать всем классом в нашем лесу.
- б) У нас там есть свой любимый уголок.
- в) В нашем уголке уютно.
6. Задание: выписать предложение с составным глагольным сказуемым.
- а) К нам в Тумак приезжают полюбоваться лотосом.
- б) В наше село едут со всех сторон.
- в) Наш Тумак известен знаменитым лотосом.
7. Задание: выписать предложение с простым глагольным сказуемым.
- а) Мы любим свою школу.
- б) Она нам очень дорога.
- в) Мы продолжаем озеленять школьный двор.
8. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.
- а) Осенью в нашей школе проходит традиционная ярмарка «Дары осени».
- б) Мы с удовольствием начинаем готовиться к ней.
- в) Все участники ярмарки становятся продавцами и покупателями.
VII. Вывод.
Обобщение.
VIII.Комментирование оценок.
IX. Домашнее задание:
выписать из стихотворений астраханских писателей предложения с приложениями.