Музыка
-
Методическая работа "Специфика работы с детьми дошкольного возраста (5–6 лет) на уроках сольфеджио" 2011
В методической работе автор рассказала о важном элементе современной музыкальной педагогики: работе с учащимися дошкольного возраста. Эта проблема актуальна была всегда. Сохранить интерес у детей к музыкальному искусству, потребность творчества – задача сложная, но необходимая, особенно на уроках сольфеджио в ДШИ.
-
Методическая работа "Чтение с листа и подготовительные упражнения к нему на уроках сольфеджио" 2012
Чтение с листа на уроках сольфеджио – один из главных способов развития музыкального слуха учащихся. Работа рассматривает различные аспекты методики подготовительных упражнений к чтению с листа на уроках сольфеджио. Значительная часть работы посвящена практическим упражнениям, результату работы с учащимися ДШИ, во многом отражающим личный педагогический опыт автора.
-
Методическая разработка "Достижение единства ансамблевого исполнения на примере изучения разнохарактерных пьес для домры и фортепиано" 2015
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей исторических эпох. Иными словами ансамблевая игра – постоянная и быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.
-
Методическая разработка "О некоторых принципах интонирования на уроках сольфеджио" 2021
Интонируемые упражнения – составная часть каждого урока сольфеджио. В то время как одни упражнения, проработанные в классе и дома, поются подолгу, постепенно становясь привычными для учащихся и могут быть спеты по первому требованию преподавателя (перед диктантом, перед сольфеджированием), другие быстро сменяются новыми. В свою очередь, эти «новые» через некоторое время становятся хорошо знакомыми и занимают свое место в строю слуховых и интонационных навыков, пополняя накопленный багаж знаний.
-
Методическая разработка "О проблеме формирования сценической выдержки юного исполнителя в ДШИ" 2021
Важные задачи педагога музыкальной школы – это формирование эмоционально-волевых качеств юного музыканта и, как следствие, качественная подготовка обучающегося к публичному выступлению. Игра перед публикой – это всегда испытание на прочность, в той или иной степени стрессовая ситуация. В этом случае очень важен психологический настрой ученика, стабильность и вера в свои силы. Необходимо найти золотую середину между чувством ответственности за качество исполнения перед слушателем, автором произведения, перед преподавателем и самим собой, и, вместе с тем, не потерять ощущение того, что каждое выступление – это праздник и лучшие минуты жизни музыканта.
-
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником" 2013
В воспитании голоса ученика основное место занимает совершенствование слуха, под контролем которого идет развитие всех вокальных качеств. Развитие голоса совершается на определенном целесообразно подобранном музыкальном материале. Педагог обязан уметь показать и рассказать то, чего он хочет добиться у ученика, владеть большим количеством мышечных приемов. Знать и уметь подбирать нужный музыкальный материал для занятий.
-
Методическая разработка "Основополагающие принципы вокальной методики в хоровом исполнительстве" 2014
Статья посвящена закономерностям исполнительской выразительности и вокальной методики, изучению стилистических особенностей музыки. Данную методическую разработку следует рассматривать как попытку обобщения закономерностей, связанных с исполнительской практикой.
-
Методическая разработка "Работа над музыкальным произведением" 2009
В процессе работы над произведением, начиная с его разбора до полного завершения, автор статьи применяет весь комплекс приемов. Причем способы их использования тесно связаны с точным "прочтением" авторского текста во всех деталях и служат конечной цели - раскрытию звукового образа. Такой принцип занятий способствует достижению технической свободы, мастерства.
-
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста" 2008
Обучение игре на фортепиано - очень сложный и длительный по времени процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным, несомненно, является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке. Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии.
-
Методическая разработка "Развитие фортепианной техники в младших классах ДШИ" 2023
Целью данной работы является изучение и дальнейшая разработка методических приёмов развития фортепианной техники и упражнений для обучающихся младших классов детской школы искусств, повышение интереса обучающихся к этому виду работы, а также стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками.
-
Методическая разработка "Я – концертмейстер" (для концертмейстеров ДМШ и ДШИ) 2021
Солист и концертмейстер – это единый целостный творческий союз. Не каждый пианист способен быть концертмейстером. Искусство аккомпаниатора требует наличия высокого уровня исполнительской культуры, профессионального мастерства и особого призвания. Концертмейстер должен уметь бегло читать с листа, транспонировать, быть эрудированным музыкантом. В поле его деятельности попадает большой и разнообразный репертуар. Работа пианиста-концертмейстера в детской музыкальной школе занимает важное место. Творческая собранность, воля, бескомпромиссность художественных требований, неуклонная настойчивость, ответственность в достижении нужных художественных результатов, собственное музыкальное совершенствование отличают концертмейстера, чья задача совместно с педагогом по специальности научить учащегося музицировать в ансамбле, познакомить их с разнообразным миром музыки.
-
Методическая разработка «Анализ ансамблей, вошедших в сборник "Фортепианная игра" под ред. А.Николаева» 2009
Игра в четыре руки широко практикуется в Новосильской ДШИ. Ежегодно в мае в школе проводится Фестиваль ансамблей, где выступают пианисты, баянисты, балалаечники. В 2008 году в рамках Года семьи в фестивале приняли участие семейные ансамбли. Дети и их родители были награждены дипломами.
-
Методическая разработка «Игры народов мира» в работе со старшими дошкольниками 2019
В нашем многонациональном мире очень важно, у взрослых и детей, развивать чувство толерантности. Очень удачно, в летнее время, посвятить неделю изучению наглядного, игрового и музыкального материала по теме «Народы мира». В предлагаемый методический материал входит сценарий летнего праздничного развлечения «Путешествие на воздушном шаре» для старших дошкольников, видеоролик сопровождающий праздник, а также картотека практического материала «Игры народов мира».
-
Методическая разработка «Использование способов реализации принципов индивидуального подхода в обучении и оказания дифференцированной помощи детям с ЗПР в освоении предметного материала на уроках музыки» 2020
Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
-
Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс) 2005
В статье представлена методическая разработка интегрированного урока литературного чтения и музыки для 3-го класса по теме “Осенняя природа в произведениях И.А. Бунина “Листопад” и П.И. Чайковского “Времена года””. Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделять главное.
-
Методическая разработка занятия по элективному курсу "Сокровища моего Я" в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов 2008
На занятиях по элективному курсу «Сокровища моего Я» учащиеся в процессе самопознания раскрывают индивидуальные особенности, осмысливают свои личностные качества, получают знания о резервах внутреннего мира, что поможет им в определении своего будущего.
-
Методическая разработка интегрированного занятия в группе раннего эстетического развития по теме «Ай да зимушка-зима!» для детей раннего дошкольного возраста 2015
Данная разработка может оказать методическую помощь преподавателям учреждений дополнительного образования в группах раннего эстетического развития, а также воспитателям детских садов. В разработке представлен сценарий интегрированного занятия с детьми 4-летнего возраста /музыкальное занятие + ИЗО/.
-
Методическая разработка интегрированного музыкального занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну музыкальных гномов" (из опыта работы музыкального руководителя) 2019
Цель мероприятия: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально-ритмические движения.
-
Методическая разработка интегрированного урока "Необычное, таинственное в культуре Урала" 2012
Интегрированный урок по музыке в 3-м классе. Цели урока: объяснить, что культура Урала необычна, таинственна и сказочна в музыке русских и уральских композиторов и сказках П.П. Бажова; научить слышать и интонировать нотный текст, графически представлять его в записи; познакомить с жанрами устного народного творчества, музыкой С.С. Прокофьева и уральского композитора А.Нименского.
-
Методическая разработка интегрированного урока музыка-самопознание. Тема: "Наша Родина – Казахстан". 5-й класс 2013
Урок является вводным при изучении раздела «Музыка казахского народа». Методическая разработка урока легко войдёт в систему календарно-тематического планирования уроков музыки в 5-х классах и даст возможность учителю увидеть панорамность изучаемого раздела. Урок обязательно поднимет настроение, разбудит патриотические чувства и не оставит школьников равнодушными.
-
Методическая разработка музыкальной игры-квест «Тайны города В» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 2023
Игра-квест помогает эффективно вовлечь детей дошкольного возраста в процесс, который развивает духовные, нравственные, эстетические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность.
-
Методическая разработка на тему "Личностно ориентированный подход в системе взаимодействия базового и дополнительного образования предметов художественно-эстетического цикла" 2010
Итогом объединения предметной деятельности с внеурочной деятельностью и занятиями по дополнительному образованию стало создание мюзикл-студии «Каприс» на базе школы с привлечением всё большего количества одарённых детей для занятий музыкально-художественным творчеством.
-
Методическая разработка на тему "Разновидности музыкальной деятельности на предмете «Музыкальный инструмент» (аккордеон, баян)" 2020
В настоящее время в детских музыкальных школах и школах искусств действуют две программы: предпрофессиональная и общеразвивающая. Если первая из них ставит целью выявление одаренных детей и их подготовку к получению профессионального образования в области музыкального искусства, то вторая нацелена на общехудожественное развитие обучающихся, на формирование их вкусов, эстетических запросов и потребностей. Поскольку цели и задачи этих программ различны, то различными должны быть и методологические подходы, обеспечивающие их реализацию.
-
Методическая разработка на тему "Специфика освоения основных приемов игры и штрихов на домре" 2022
Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности пришлись по душе вездесущим скоморохам. Если уж на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливою борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Собственно это и была главная причина гонения на скоморохов. В синтетическом искусстве были элементы цирка, драм, театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют народные инструменты, на которых играли скоморохи. А играли они на гуслях, свирелях, бубнах. Но самым популярным скоморошьим инструментам была домра.
-
Методическая разработка на тему "Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 4-го класса ОНИ, ОДИ ДМШ" 2014
Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 4-го класса ДМШ (народного и духового отделений) включает весь основной программный теоретический материал за 4-й класс и может служить одной из форм повторения и закрепления теории перед выпускным 5-м классом. Тест состоит из 7 разделов. Использовать его можно в текущем, промежуточном, итоговом контроле.
-
Методическая разработка на тему «Теоретический тест по сольфеджио для учащихся ДШИ, ФПО, ХСП, ОСИ». 1-й класс 2017
Тест по предмету сольфеджио для учащихся 1 класса ФПО, ОСИ, ХСП отражает основной материал учебной программы. Работа состоит из 66 вопросов-заданий для учащихся. I раздел – задания в до мажоре, II раздел – освоение мажорных тональностей до двух ключевых знаков. Тест построен, в основном, на практических заданиях. Преподаватель по мере изучения тем может тестировать учащихся на уроках, используя различное количество вопросов. Возможно применение заданий в текущем и промежуточном контроле.
-
Методическая разработка открытого урока по предмету "Башкирская музыкальная литература" на тему "Произведения для детей. Фортепианная музыка" 2024
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету «Башкирская музыкальная литература» у обучающихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
-
Методическая разработка по сольфеджио на тему «Теоретические вопросы, теоретический тест, кроссворды для учащихся 2 кл. ФПО, ОСИ, ХСП ДШИ» 2019
Методическая разработка по сольфеджио для 2-го класса ДМШ написана для учащихся ОНИ, ОДИ. Работа состоит из трёх разделов, направлена на изучение теории. I раздел – теоретические вопросы с краткими ответами, состоит из 5 частей: «Лад и тональности», «Метроритм. Паузы», «Интервалы», «Аккорды», «Общие теоретические вопросы». II раздел – теоретический тест, дополняющий первый раздел, закрепляющий темы: «Лад и тональность», «Метроритм», «Интервалы», «Аккорды. К ним добавляются темы: «Темпы», «Штрихи», «Нюансы». III раздел – кроссворды на темы: «Ладотональность», «Метроритм», «Интервалы», «Аккордика», «Строение мелодии».
-
Методическая разработка по сольфеджио на тему «Теоретические вопросы, теоретический тест, кроссворды по предмету сольфеджио для учащихся 1-го класса ОНИ, ОДИ ДШИ» 2018
В разработке - три формы работы с теоретическим материалом по сольфеджио для учащихся 1-го класса ОНИ, ОДИ: теоретические вопросы, теоретический тест, кроссворды. Использование разных форм работы по одним же темам помогает преподавателю добиться хорошего усвоения теоретического материала с разных сторон. Основные темы: «Фортепианная клавиатура», «Нотное письмо», «Лад и тональность», «Метр и ритм», «Строение мелодии», «Альтерация», «Интервал», «Выразительные средства».
-
Методическая разработка тематического вечера "Грустит романс тревожно и светло!" 2010
Романс – жанр музыкально-поэтического творчества, являющийся частью русской художественной культуры. Задача вечера – помочь музыке и словам выйти из глубины души и глубины вещей и объединить в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни.