Цель: Через все формы общения детей с музыкой направить их на постижение её интонационного строя, через осознание собственного настроения и нахождения адекватного воплощения в жесте, звуке, краске, слове.
Задачи:
- Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
- Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
«Музыка – художник, у неё свои краски – звуки»
Учитель: Мы с вами на прошлых уроках встречались с различной музыкой. Она рассказывала вам о чувствах людей, рисовала их портреты, изображала движение , а сейчас мне хочется, чтобы вы на миг представили себя художниками. Скажите, какую картину нарисовали бы вы к этой музыке, какие краски использовали бы (звучит пьеса «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» П.Чайковского).
Дети: Зелёные, голубые, жёлтые.
Учитель: Зелёные – темные или светлые?
Дети: Светлые, потому что музыка была нежная.
Учитель: Какие из этих картин больше раскрывает эту музыку? (Предлагает ряд пейзажей местных художников , среди которых «Чанчик», «Облака» Кудрина, пейзажи Куинджи, И.И. Левитана).
Ребята выбирают наиболее близкую по настроению, объясняют свой выбор. Они должны сказать, что к полотну Куинджи должна звучать другая музыка, более сочная.
Учитель: Композитор музыкально нарисовал полянку с подснежниками, мы даже почувствовали их встречу с солнышком, увидели нежную зелень, ощутили шелест и трепет первых листочков, голубенький ,чистый подснежник цветок. Сейчас мы исполним романс М.Глинки «Жаворонок», и пусть каждый из вас представит свой образ пробуждающейся природы, ощутит нетерпение от ожидания встречи
Дети поют.
Учитель: Мы живем в удивительном крае, на берегу красавицы Лены, где суровый климат украсил сопки лиственницами да елями ,а равнины белыми березами. Весной воздух опьянен запахом цветущей черемухи. Пусть сейчас прозвучит песня А.Мамонтова «Лена» (во время исполнения показываются слайды с местными пейзажами)
Учитель: Какие уголки нашей природы вам нравятся? (ответы детей)
А теперь я предлагаю показать маленькие пластические миниатюры , в которых мы узнаем березки ,северные березки ,растущие в нашем краю ,а поможет вам в этом пьеса «Березы» Н.Артемьева.
Во всем многообразии пластических воплощений музыкального образа березок нужно предложить выбрать те варианты, которые помогут детям наиболее выразительно показать выбранный образ . взлет рук к солнцу как бы подготавливает квартовый широкий ход мелодии , тихое похлопывание в ладоши (трепетание листьев) передает тембровое чутье детей. Важно видеть это многообразие воплощение образа и находить в чем оно созвучно замыслу композитора.
После этого можно резко сменить фактуру, насытить аккомпанемент плотным звучанием низкого регистра.
Учитель: А сейчас какое утро встречают наши берёзки?
Дети: Хмурое… Перед дождем.
Учитель: У наших березок настроение изменилось, какое оно стало?
Дети: Взволнованное, мрачное, тревожное… (исполнение песни с другой интонацией).
Учитель: Композитор нарисовал нам пейзаж, только вместо красок у него было что?
Дети: Звуки… Музыка… Мелодия… Ноты… (можно оркестровать вариации)
Учитель: Мне хочется предложить вам еще одну музыкальную картинку. (Звучит «Утро в лесу» В. Салманова, название не сообщается). Как вы думаете, какое время дня хотел нарисовать композитор?
Дети: Утро, день.
Учитель: А почему вы так решили?
Дети: Музыка была нежная, лёгкая, прозрачная, светлая…
Учитель: Вы когда-нибудь замечали, какой воздух, утром и какой днем? А свет? А краски? А звуки?
(Идет сравнение дневных и рассветных признаков, и дети должны сами прийти к выводу, что только раннему утру – началу дня – созвучна эта музыка).
Учитель: Как вы думаете, что за звуки услышал и записал композитор?
Дети: Пение птиц.
Учитель: А сейчас закройте глаза и слушайте.
Дайте название музыке. (вторично звучит пьеса)
Учитель: Предлагает зарисовать увиденные в воображении картины и дать своим картинам название.
Во время творческой работы, используется музыка Свиридова, Чайковского, Вивальди. Затем дети оформляют выставку своих работ.
Учитель: Музыка, как и живопись, имеет свои краски-звуки, и палитра у неё тоже цветная: от самых нежных оттенков до самых сочных и ярких.