Цель:Научиться выражать своё понимание красоты посредством музыки, литературного чтения, хорового пения, ИЗО.
Задачи:
образовательная - учить обобщать и анализировать содержание прочитанного литературного и хорового произведений;
развивающая
- формировать навык правильного, осознанного хорового и вокального пения и выразительного чтения стихов;
- осуществлять интеграцию различных предметов: хоровое пение, литература, музыка (игра на музыкальных инструментах), развитие речи, изобразительное искусство, ИКТ;
воспитательная - воспитывать эстетическое чувство прекрасного, т.е. умение показать красоту окружающего мира средствами литературы, музыки и живописи; воспитание доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за мир, в котором мы живём.
Оборудование и материалы:
- стенд с творческими работами учащихся: стихи, рисунки о лете на тему “Звучит природы волшебство”;
- сборник песен для детей М.Лёвкиной - “Музыкальная шкатулка”;
- “Волшебство релаксации или волшебные сказки Вечности” авторская книга И. Маншилиной;
- песни: “Незабудка” - музыка М.Лёвкиной, слова Н.Колова; “Дарю тебе сердце” - музыка М.Лёвкиной, слова М.Фельдека; “Бабочка” - музыка М.Лёвкиной, слова Н.Гугляра; “Грибной дождик” - музыка М.Лёвкиной, слова А.Смирнова; “Синий медвежонок” - музыка М.Лёвкиной, слова Н.Тополева; “Всё живое хочет жить” - музыка С.Гаврилова, слова С.Никольского.
- фортепиано;
- ИКТ: DVD-фильм “Планета Земля”; CD “Песня о земной красоте”, музыка Я. Дубровина, слова В. Суслова
Тип урока: урок-концерт.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока.
Учитель: - Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем говорить о красоте, великой красоте природы, окружающей нас, об умении видеть эту красоту и человеке, живущем в этой земной красоте. “Мелодией лета сердце звучит” - тема нашего урока. Пусть радость эхом в сердце отзовётся!
CD Звучит фрагмент музыки “Песня о земной красоте”.
Учитель: - Знакома вам эта музыка, о чём она рассказывает?
Учащиеся называют авторов песни и вспоминают слова:
“...Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы
И до земли ей поклонись”.
DVD “Планета Земля” (фрагмент)
Учитель: Музыка! Это самое древнее и удивительнейшее искусство. Природа часто выступает вдохновителем творчества композитора, источником тех или иных чувств, эмоций, настроений, которые ложатся в основу музыкального произведения.
Учащийся исполняет на фортепиано “Элегию” Т. Салютринской.
Во время исполнения музыкальных произведений, песен и стихов на экране демонстрируются картины природы в течение всего урока.
Учитель: Сейчас мы совершим путешествие в волшебный мир ваших рисунков. Расскажите, пожалуйста, почему они объединены одним названием: “Звучит природы волшебство”?
Учитель обращает внимание на стенд.
Учащиеся: - Летом природа одевается в прекрасные, яркие и необычные краски и дарит нам свою красоту. Лето - удивительная, весёлая пора. Так радует глаз её разнообразие цветов и оттенков, что хочется всё зарисовать, а душа просто поёт от восторга.
Учащийся читает фрагмент стиха из песни “Незабудка”:
- “Сколько воздуха и света
Говорю: “Спасибо, лето!”
Лейся песня веселей,
Пригласи сюда друзей!”
Солист исполняет песню “Незабудка”, учащиеся подхватывают пение припева.
Учитель: - Природа летом проявляет чудеса волшебства: она не только сказочно красива, она ещё и звучит в пространстве переливами звуков леса, пением птиц в небесной лазури, горных ручьёв, стрекотанием кузнечиков на лугах в разнотравье полевых цветов. А как в музыке передаётся вся эта палитра красок и звуков?
Учащиеся: - Чтобы выразить эмоции человека от ощущения звучания природы композитор использует при сочинении музыки различные гармонические обороты. Гармония и тембр звучания могут передать радость и печаль, порывы ветра и лунный свет, летную грозу и переливы радуги, восход или закат солнца.
Учащийся читает отрывок из стихотворения “Песня весеннего дождя” (“Волшебство релаксации”):
“Шелест листьев на берёзе,
Ливень солнечного света,
Искры радужного цвета
Птицы в радости полёта –
Всё живёт одним дыханьем,
Наполняя мир игрою
Буйства красок. А порою,
Звуков изменяя ритмы,
Ливень хлещет, возбуждая
Напряженье”...
Хор исполняет песню “Грибной дождик”.
Учитель: - “Песня весеннего дождя” и “Грибной дождик” - что их объединяет, какие средства выразительности использовались для передачи смысла этих произведений?
Учащиеся: - Ритм стиха передаёт напряжение в природе во время ливня. В песне музыка выразила мир природы своим языком, созвучным словам. Гармония стиха и музыки, соединяясь в песне, передают эмоциональное состояние человека от общения с природой.
Учащийся читает отрывок из стихотворения “Песнь утра” (“Волшебство релаксации”):
“Случайно встретившись, однажды
Пчела и шмель в потоке счастья
Присели на цветок ромашки,
Что солнцем выращена. В чащеИх диалог звучал игриво
И ветер песню пел им. Мягко
Стелился плющ в лесу прохладном
И россыпь брызг, искрясь, взлетала
В потоке бурном водопада.Луч солнца, отраженный в искре
Кристально чистого потока,
Взметнулся радостью полёта
И песней в небе растворился.Мир и любовь здесь жили. Вместе
Красоты мира пробуждали
У человека восхищенье
Сей жизни чудом”!...
Хор исполняет песню “Бабочка”.
Учитель: - Прозвучало несколько песен. Назовите, пожалуйста, авторов этих песен.
Учащиеся перечисляют авторов слов и музыки, исполненных песен.
Учитель: - Всё верно. Авторы слов песен разные, а вот музыку к этим песням написала московский композитор Марина Михайловна Лёвкина. Она сегодня у нас в гостях.
М.М. Лёвкина – Ребята, мне очень понравилось с каким настроением вы исполняли мои песни. Прекрасно, когда детские годы проходят с пением, играми, веселыми праздниками. В подарок я принесла вам сборник песен “Музыкальная шкатулка”. Исполняйте эти песни в школе, дома, на концертах. Настроение бывает разным, но всегда доброжелательным и жизнерадостным. И в этом вам помогут наши песни, которые мы вместе с моими друзьями – поэтами из разных стран мира: России, Чехии, Дании, Германии, Белоруссии, Кении, Грузии, написали для вас с лучшими добрыми чувствами. Пойте их, танцуйте под них.
Хор исполняет песню “Синий медвежонок” из сборника песен Марины Михайловны Лёвкиной “Музыкальная шкатулка”.
Учитель: - Большое количество произведений программной музыки и песен, посвященных природе, подтверждают, что природа и музыка между собой тесно связаны.
Хор исполняет песню “Всё живое хочет жить”.
Учитель: - Ребята, на уроке сегодня часто звучат слова: красота, доброта, а как вы понимаете значение этих слов, в чём их смысл? Вспомните ваше домашнее задание: найти в словарях значение этих слов.
Учащиеся говорят о значении слов: доброта, добро - это стремление делать добро другим; отзывчивость; душевное расположение к людям; чувство положительного, безвозмездного отношения к людям. В словаре Даля В.И. - добро относится к любви (предложение на экране).
Красота – это эстетическое чувство человека. В окружающем нас мире мы говорим о красивом звуке в хоровом пении, красивой картине, природе, музыке. Всё красивое, прекрасное. Человек красив делами своими, поступками (предложение на экране).
Учитель: - Но есть ещё и третья составляющая – истина. Истина - это знание. В словаре Владимира Ивановича Даля такое значение этого слова: правдивость, справедливость, правосудие. Истина относится к уму и разуму (предложение на экране).
На экране появляются значения слов: красота, доброта, истина.
Учитель: - Какие основные музыкальные жанры существуют в музыке?
Учащиеся - Три кита - три жанра в музыке: песня, танец, марш.
Учитель: - Это основа, на которой строится вся музыка. А древние мудрецы говорили: “Цивилизация людей строится на трёх китах: истина, красота и доброта”. Красотой и добротой делится человек со всеми – это его естественное состояние, гармония нашего внутреннего мира создаёт гармонию вокруг нас.
Учащийся:
“Где красота - там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём,
Ни днём дождливым.
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись”.
Хор исполняет песню “Дарю тебе сердце”.
М.М. Лёвкина: - Дорогие ребята! Я приглашаю ваш хор для участия в концерте “Дарю тебе сердце”, который организовали московские композиторы для детей в Международном Доме Музыки этой осенью. Творческих вам успехов и всегда светлого, прекрасного настроения!
Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
Учитель: - Сегодня на уроке звучали замечательные песни и музыка. Они никого не оставили равнодушными. Слушая стихи, мы увидели, как можно описать природу и внутреннюю музыку, звучащую в человеке, словами.
Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал: - “Учитесь у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её небо, её реки, её язык и искусство”.
Дома, пожалуйста, нарисуйте героев любимых песен. Спасибо всем за работу!