Мерцающие блики французского импрессионизма в живописи и музыке

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 7, 8, 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (119 МБ)


Слайд 1

 «Импрессионизм»… Какое красивое французское слово - impressionnisme, от фр. impression — впечатление. Многим, конечно, приходилось его слышать, но глубокое понимания смысла, значения этого термина есть не у всех. Попробуем разобраться, что обозначает данный термин в искусстве. Попробуем научиться находить отличительные черты импрессионизма в живописи и в музыке, изучив творчество ярких представителей данного направления.

Рассмотрим несколько объектов в живописи и музыке для исследования, изучения и анализа; для «глубокого погружения» и осознания стилистических особенностей импрессионизма.

Энциклопедия по искусству даёт следующее определение импрессионизма:

Импрессионизм (от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизма нашли своё воплощение в живописи, литературе и музыке.

Слайд 2

Такому названию отдельного направления в искусстве мы обязаны французским художникам, а именно – Клоду Моне. Это его работа “Впечатление. Восход Солнца”, представленная на независимой выставке, вызвала фурор у критиков. Один из них написал разгромную статью, в которой обозвал художников – импрессионистами. Если перевести это слово на русский язык получится «впечатленщики». Статья, была напечатана в газете и называлась — «Выставка впечатленщиков» («Выставка импрессионистов»). Тогда, в знак протеста, импрессионисты выбрали именно это слово в качестве названия коллектива единомышленников.

Слайд 3

Их имена: Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро. Итак, рождению нового направления в искусстве мы обязаны группе французских художников, искавших новый взгляд на живопись, новые методы и формы работы. Но почему у них возникло такое желание перемен? Что подвигло на поиски нового? Рассмотрим некоторые причины.

Слайд 4 (видео запускается автоматически без звука)

Общественные сотрясения конца XVIII столетия (буржуазные революции) изменили культуру, общество и искусство. Многие художники потеряли свою работу, не имея возможности участвовать в Салоне (выставка картин, организованная властью, находящаяся под ее строгим контролем). Основным клиентом в новом рынке искусства становиться средний класс – торговцы и предприниматели, не способные оценить исполнительское мастерство. Им не хватало культуры, воспитания и знаний в области искусства. Они могли ориентироваться только на мнение Салона и газетные статьи. Получался замкнутый круг: необходимость участия в Салоне, чтобы приковать внимание к своим произведениям, и невозможность туда попасть. Картины, не соответствующие привычным канонам, вызывали скандал в художественной среде и оказывались отвергнутыми.

Слайд 5

В 1863 году вынужден был вмешаться император Наполеон III. Он лично поддержал идею о создании еще одной выставки, где зритель мог бы увидеть отклоненные работы. Выставка стала называться «Салон Отверженных» и довольно быстро стала очень модной. Свершилось главное – у художников появилось место для выставки своих полотен, не зависимо от мнения жюри.

Другой причиной зарождения импрессионизма стали фотографические аппараты, изобретенные в 1839 году. У художников отпадает необходимость увековечивать места и людей, необходимости срисовывать объект. Фотоаппарат мог выхватить из общей суеты моменты жизни людей, животных, улиц. Эти простые композиции сдвинули приоритеты восприятия окружающего мира. То, что считалось техническим несовершенством в фотоискусстве – бликующая туманность и размытость в черно-белом изображении, натолкнула художников на мысль перенести нечто подобное на холсты. Цвета при этом не смешивались, а накладывались рядом друг с другом.

Придавая важное значение свету на своих полотнах, художники покинули мастерские и вышли на природу и улицы с треножниками-этюдниками (пленэр). Сюжет уходит на второй план, уступая место игре переливающихся красок, зрительному наслаждению. Многие живописцы устремились к передачи собственного, субъективного, выражению на полотне эмоций.

Благодаря выше перечисленным обстоятельствам, в искусстве в конце XIX века создались все условия для зарождения нового направления в искусстве – импрессионизм.

Слайд 6

Попробуем сформулировать стилистические особенности импрессионизма в живописи. Что отличает импрессионизм от классической живописи?

У импрессионистов картина не мораль, не нравоучение. В их полотнах нет социального подтекста (бедность, богатство). Они просто пишут жизнь вокруг себя, выхватывая фрагмент времени, фрагмент пространства, движения. Это цирк, шапито, улочки Парижа.

Слайд 7

кафе… Это реальная жизнь, живой и дышащий мир. Зритель как бы наблюдает этот мир, иногда подглядывает, он там - в картине, здесь и сейчас, на улочках Парижа, в кафе, в цирке.

Слайд 8

Главным героем картины становится свет, а не человек. Некая светоцветовая субстанция. Ясная палитра пейзажей производит впечатление живых, мерцающих, дышащих образов. Они искали свет и пытались запечатлеть на полотне мгновения. В этой игре света контуры часто нечеткие, размытые.

Добивались художники таких световых ощущений с помощью особой техники: пятна цвета наносятся на полотно быстрыми, мелкими, вибрирующими мазками, движениями кисти и сливаются воедино, если рассматривать их с определенного расстояния. Картина как бы проявляется, глаз смотрящего дополняет работу художника. Все оттенки разделяются на основные и дополнительные цвета. Белый и черный сведены к минимуму. Работали художники на пленэре, получая впечатления от света, тени на поверхности предметов. Возникало ощущение  растворения формы в окружающем воздушном-световом пространстве.

Слайд 9

Рассмотрим картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1873). Эта картина дала название отдельному направлению в искусстве. На полотне изображен порт и гавань Гавра. Слово «изображен» не совсем точное, скорее обозначен легкими мазками. Моне не ставил задачу изобразить гавань, он хотел передать лишь своё впечатление, сам момент, его сущность. Мы можем предполагать продолжение таинственного образа в утренней дымке. Важную роль в картине играет цвет. Тусклое солнце отражается в воде, такое же тусклое сумеречное небо. Много воздуха в картине, но он сырой, влажный. Удивительно, но Моне использовал здесь яркие, насыщенные краски, накладывая мелкие мазки на холст без смешивания их между собой. Именно это создает объемность, ощущение момента, мгновения.

Слайд 10

Еще одна картина великого мастера «Дама с зонтиком». Бросается в глаза обилие синего цвета на полотне. Оттенки данной гаммы имеет общий фон, небо, одежда дамы, зонтик. Но изображены оттенки синего цвета по-разному. Синяя палитра размыта поверх белой, получается как бы сплетение цвета. Лицо дамы туманно, в нем загадка. Может не все спокойно у нее на душе? Мазки кисти размашисты, энергичны, что создает ощущение движения в картине. В движении находится весь сюжет: облака, дама и даже зонтик. Великий мастер Моне, посредством красок не только  создал образ, но и передал настроение и даже состояние души изображённой героини.

Угадывается неповторимый почерк импрессионизма, не правда ли?

Слайд 11

Музыкальный импрессионизм - направление, аналогичное импрессионизму в живописи. Представители - Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель. Композиторы усиленно искали новые, необычные средства музыкальной выразительности и по аналогии находили их в полотнах художников-импрессионистов. В своей статье Эрик Сати пишет: «Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?».

Термин «импрессионизм» по отношению к музыке носит условный, ассоциативный характер. Стилистические особенности импрессионизма в музыке: передача настроений, психологических нюансов, впечатлений, пробуждающих фантазию слушателя; образы произведений зыбки и завуалированы. Ведущая роль мелодии ослабляется гибкими нюансами; ритмический рисунок становится разнообразным, размытым; утрачивается центральная роль одной тональности; колористические приёмы в гармонии расцвечивают музыку яркими бликами; становится более тонкая трактовка тембровой фактуры.

Слайд 12

Один из самых ярких представителей музыкального импрессионизма – Клод Дебюсси. Рассмотрим его пьесу «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» и постараемся найти импрессионистические черты в музыке.

Обратимся к нотной партитуре. Быстрое чередование рук создает ощущение непрерывности течения музыки, неустойчивости, недосказанности, зыбкости. Выдержанные ноты, а затем аккорды лишь иногда притягивают к себе кружащиеся звуки.

Взлетающие  трели в конце фраз создают ощущение  бликующих искринок. Тремоло в движущемся басу, обилие хроматизмов создает ощущение вибрирующей неустойчивости, причудливости. Кульминация – резкие аккорды, но реприза возвращает нас в прежнюю атмосферу воздушного кружения. Заключительные мерцания построены на чередовании большой и малой секунды.

Мерцающая, бликующая,  неустойчивая, ускользающая, зыбкая, неопределенная, недосказанная, воздушная – все это характеристика пьесы «Снег танцует». Разве это не импрессионизм в музыке?

Слайд 13 (видео/музыка запускается автоматически)

Давайте послушаем пьесу «Снег танцует.

Слайд 14 (видео/музыка запускается автоматически)

В симфонической музыке К.Дебюсси выделяются ярко живописным колоритом «Ноктюрны». Это три симфонические картины, объединенные в сюиту единым сюжетом и образным содержанием: «Облака», «Празднества», «Сирены». Рассмотрим первый ноктюрн – «Облака». Композитор создал музыкальный образ бездонной глубины неба – мягкий, «пастельный». В музыке незаметное развитие, ощущение застывшего простора, лишь изредка меняющего оттенки. Переходы от одной тембровой краски к другой, от одной гармонии к другой звучат очень мягко, деликатно. Здесь нет ярких контрастов. Музыка звучит как «фон». Смена его «освещения» (тембр, динамика, гармония) происходит мягко. Нет мелодического развертывания с яркой кульминацией. Ощущение растворения облаков создается угасающей динамикой и инструментовкой. В «Облаках» есть тембровые полутени, неуловимые переходы, мелодическая размытость, воздушность, пейзажная образность – и опять мы узнаем стилистические черты импрессионизма.

Слайд 15

Общие стилистические черты импрессионизма есть в различных видах искусства (отражение впечатлений, ощущений реального мира в изменчивости движения, мимолетности). В каждом из искусств есть свои средства выразительности, способные дать человеку подобные ощущения. Ярким доказательством тому работы великих художников и композиторов.