Методическая работа "Специфика работы с детьми дошкольного возраста (5–6 лет) на уроках сольфеджио"

Разделы: Музыка


Введение

Тема музыкального воспитания детей дошкольного возраста была и остается актуальной в наше время. Уже признано и доказано учеными, что обучение детей музыкальному воспитанию нужно начинать с раннего возраста, до 10 лет. Учащиеся с музыкальной подготовкой показывают лучшие знания по общим предметам, чем те, кто никогда не занимался музыкой. Дети, слушающие классическую музыку менее агрессивны, более уверены в себе и окружающей обстановке. Музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. В детские дошкольные учреждения приходят маленькие дети, они на музыкальных занятиях получают первые навыки музыкального воспитания. Обучаясь в подготовительных классах музыкальных школ и школ искусств, “организованные” дети более свободны в общении, легко идут на контакт. А те дети, которые не посещают детские дошкольные учреждения, как правило, замкнуты, не знают детских песен, игр, им тяжело общаться в коллективе. Некоторые преподаватели не могут заниматься с детьми дошкольного возраста, т. к. этот контингент требует особого подхода, и нужны знания и умения, чтобы понимать психологию ребенка 5-6 летнего возраста. Это не просто. А начинающие преподаватели порой затрудняются и в подборе материала.

Цель этой работы – показать, как можно начать и осуществить учебный процесс, какие примерные модели можно применять в своей работе, чтобы заинтересовать детей, привить любовь к музыкальному искусству. По ступенькам накапливать музыкальный багаж детей, от простого к сложному, как на простых примерах быстро научить коллективному пению, музицированию, применяя игровые приемы на начальном этапе обучения.

1. Музыкальное искусство как единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Хорошо известна роль, которую играет музыка в эстетическом и нравственном воспитании ребенка.

Музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Именно средствами и образами искусства происходит самое интенсивное воздействие на психику дошкольника, обогащение его духовного мира. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Прививать интерес к хорошей музыке нужно с раннего детства. Музыка в детстве закладывает жизненные навыки. Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальные ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению.

2. Три базовых компонента музыки: звук + ритм + мелодия

Детская школа искусств является проводником в мир прекрасного и выполняет задачи профессионального обучения ребенка музыке. В ДШИ происходит комплексное развитие юных музыкантов. При музыкальных школах и школах искусств организованы подготовительные группы для дошкольников. Главная задача преподавателей – найти собственно подход, методически правильное, соответствующее возрасту педагогическое воздействие. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.

У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.

  • Звук

Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Например: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе? Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки. Целью звука является вовсе не создание “красивой музыки”, а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

  • Ритм

Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком. Пусть дети поют (играют) в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом. Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, например, капания воды из крана или тиканья часов. Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах? Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

  • Мелодия

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции. Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п. Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.

3. Игровые приемы на начальном этапе обучения

Введение в урок сольфеджио. Знакомство с понятием “Звук”

“Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира”, – так утверждали древние мудрецы. Преподаватель обращается к учащимся: “Вслушайтесь в дождь, как он льет сегодня”. И они вслушиваются. А потом каждый предлагает свой способ подражания звукам дождя: можно пальцами часто и негромко барабанить по парте – это напомнит звуки капель, падающих по крыше и т.д. Все это дети сами пробуют сделать, пробуют коллективно. Дождь может быть спокойным или сильным. Нетрудно изобразить и ветер, подуть губами. Преподаватель продолжает свой рассказ: “Ну вот, пришел вечер, затих ветер, успокоился дождь, на небе засверкали тысячи звезд. Когда всматриваешься – вслушиваешься в них, кажется, что они звучат, как прекрасная сказочная музыка. Закройте глаза, сосредоточьтесь и представьте себе небо, усыпанное звездами!” Дети все это выполняют. А затем выясняется, что музыку звезд лучше всего изобразить на металлофонах и треугольниках. И ученики только ждут, когда учитель направит их. Когда вступать, кому играть. Педагог может предложить побывать ученикам в его роли и предоставляет им эту возможность. Так, через игровые приемы, преподаватель начинает введение в такой обычно “нелюбимый” предмет как СОЛЬФЕДЖИО. Казалось, и без того не хватает времени для развития слуха, изучения нотной грамоты и пр. Но стоит серьезно во все это вдуматься и самому попробовать так проводить уроки, как убеждаешься, что именно такой путь – путь, стимулирующий творчество, фантазию и поиски, – один из самых эффективных: он учит детей мыслить, познавать подлинные истоки музыки, ее выразительную силу и взаимосвязь с окружающей жизнью.

Русский композитор и педагог Н.Римский – Корсаков называл сольфеджио “гимнастикой слуха”. На начальном этапе обучения нужно помнить, что предмет сольфеджио – это не обычная дисциплина, а комплексное музыкальное развитие ребенка в целом.

Одна из задач подобных занятий – дать детям как можно больше музыкальных впечатлений при самых скромных и элементарных средствах исполнения. Но основная цель – обратить внимание на воспитательную силу музыки и музицирования. В любой модели необходимо различать ее содержание (т.е. что она выражает) и ее форму (т.е. способы и приемы, с помощью которых оно выражено).

Всюду и везде – в повседневной жизни мы получаем массу знаний и сведений. И этот “бесконечный поток информации” приучил нас все и вся воспринимать поверхностно, и мы нередко равнодушно проходим мимо самых чудесных и прекрасных явлений. Почему? Потому что знания эти преподносятся нам сухо. Но стоит детям преподнести информацию эмоционально и облечь в художественную форму, как они начинают вслушиваться и находить красоту там, где с первого взгляда ее не замечали.

4. Активизация музыкально-творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста

Хочу остановиться на собственных примерах из своего опыта работы с учащимися дошкольного возраста. Недавно меня пригласили принять участие в Городском методическом объединении музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений г. Норильска. Мне предложили провести занятие с воспитанниками подготовительной группы МДОУ “Детский сад №99 “Топ-Топ”. Передо мной стояла цель: за минимальное время подготовить и создать детский шумовой оркестр, показать материал музыкальным работникам детских садов, которым пользуюсь сама, и который, возможно, заинтересует музыкальных работников ДДУ. Выяснилось, что почти все музыкальные руководители применяют в своей работе методику Татьяны Боровик. Но выяснилось, что на одном и том же материале стало неинтересно работать. А молодые специалисты, которые только начинают свою трудовую деятельность в детских учреждениях, порой не знают с чего начать музыкальное занятие, как заинтересовать маленького ребенка и организовать процесс воспитания. Существует множество методик именитых педагогов, но из массы методической литературы надо отбирать только тот материал, который будет “работать” и который поможет вам в обучении детей и даст результат.

Для семинара я выбрала тему “Активизация музыкально-творческих проявлений у детей дошкольного возраста”. Первой, самой сложной задачей было: наладить контакт и расположить к себе детей. Подготовить к пению и последующей работе. На уроке, в классе, это сделать проще. Обычно я играю с детьми в игру “Что у кого внутри” (стихи О.Вациетис) из сборника Т.Боровик Рисунок 1.jpg. Дети раскрепощаются мгновенно. А в данной аудитории, в актовом зале в присутствии большого количества взрослых, задача была непростой. Вошли 9 робких ребятишек. Я с ними поздоровалась, представилась и предложила сыграть вместе со мной в игру.

  • Модель 1. Организация контакта с детьми. Игра “День и Ночь” (по методике Т.Боровик)

Дети (стоя) руки поднимают вверх и поют самые высокие звуки: “тянутся к солнышку”. Затем опускают руки и присаживаются на корточки. Поют низкие звуки: “солнышко село, на Землю опустилась ночь”. Затем выполняют голосом глиссандо от низкого звука к высокому, и, наоборот, с выученными движениями. И конечная цель – выстраивание унисона. Например – на звуке “соль”.

Цель упражнения: подготовка голосового аппарата к пению (разогрев связок), развитие диапазона голоса, распределение дыхания, выстраивание интонационного слуха, знакомство с высотой звука, регистрами.

  • Модель 2. Коллективное разучивание попевки с элементами ролевой игры.

Детская песня “Андрей-воробей” Рисунок 2.jpg Разучиваем первый куплет коллективно с точным ритмом. Для точности исполнения ритма используется жест “погрозить указательным пальчиком” Поем сначала на одном звуке (“ми”-“соль”). Затем я даю задание: спеть сердито, ласково и т.д. Второе задание: придумать каждому свою роль (сестренка, папа, мама). Можно задать интервал восходящий или нисходящий (например: ч.4 на звуках “ре-соль”) – дети поют индивидуально.

Цель упражнения: добиться точного исполнения ритма, учиться сливать свой голос в общий унисон, передавать различный характер при помощи интонаций, развивать образное мышление.

В методической разработке по развитию музыкального слуха и творческих способностей детей Г.Шатковского есть сказка “Андрей-воробей” Рисунок 3.jpg, сочиненная Сашей Петрожицким (6 лет). Опираясь на этот материал, можно дать задание детям сочинить свою сказочку и сыграть ее на фортепиано.

  • Модель 3. Сочинение куплетов песни в процессе исполнения.

Песня “Ёжики”, музыка А.Березняк Рисунок 4.jpg (из учебного пособия для учащихся подготовительных групп “По ступенькам музыкальных знаний” Б.Цейтлин). Предлагаю детям повторить вместе со мной первый куплет песни “Ёжики”: “До, ре, ми, до, ре , ми, ко мне ежики пришли. А я ежиков люблю, молочка я им налью”. А затем предлагаю спеть “про белочку” и задаю вопрос детям: “Чем мы будем ее кормить?” Дети активно включаются в работу, предлагают свои варианты. Поем 2-ой куплет. После 3-го куплета, предложенного мною “про козочку”, дети сами хотят “сочинять”. Они называют своих зверей, придумывают, чем будут их кормить. Можно исполнить песню различными вариантами. Первый вариант: куплета исполняется коллективно. Второй вариант: первое предложение поют все дети, а “сочинивший” поет второе предложение (соло). Каждый куплет исполняется, как распевка в подвижном темпе (от звука “до” вверх по полутонам). Еще я предлагаю детям изображать персонаж во время исполнения. Дети показывают руками у зайчика ушки, у ежика колючки (произвольно) и т.д. Они делают движения на каждую долю такта. Задаю домашнее задание: нарисовать понравившийся сюжет (куплет) песенки. На последующих уроках дети поют песенку по своим рисункам в произвольном порядке.Цель упражнения: активизация творческого мышления, воображения, развитие чистоты интонирования, внимания, памяти, чувства метра, дать возможность каждому ребенку проявить себя.

  • Модель 4. Разучивание песни со словами и работа с ритмом в процессе ее исполнения.

Песня “Поиграем в эхо” Музыка и слова С.Беляева Рисунок 5.jpg (из методических материалов преподавателей из Екатеринбурга – песни и игры для детей дошкольного возраста для вокально-интонационной работы). Журнал “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки”. Рекомендации автора: педагог исполняет песню. Дети изображают эхо, повторяя всю фразу педагога или ее часть или выполняя по его просьбе различные движения. Я добавила еще варианты исполнения песни, каждый раз немного усложняя задачи. Дети делятся на две группы и встают напротив друг друга на большом расстоянии и поют самостоятельно. А затем за педагогом уже поют “двойное” эхо. Повторяют фразы поочередно группами. Любимое место детей в этой песне на словах “А теперь похлопаем”, а особенно “А теперь потопаем”. Я хлопаю разные варианты ритма, дети повторяют, затем топаем в том же порядке. Цель упражнения: добиваться чистоты интонирования, активизировать внимание детей, научить их слушать ПАУЗУ, развивать чувство ритма.

  • Модель 5. Совмещение пения с игрой на детских шумовых инструментах.

Песня “Чей там стук?” Музыка и слова С.Беляева. Рисунок 6.jpg Рекомендации автора: педагог и дети исполняют песню. В этой песенке-игре с вопросом “Кто ты?” педагог обращается по очереди к каждому ребенку. Свои имена дети поют на звуках, услышанных ими в вопросе, или импровизируют другую мелодию. Я каждому ребенку раздала детские инструменты. Дети сидят на стульях. На словах “Тук-тук” дети поют вместе со мной и играют на инструментах. В момент вопроса ребенок встает, затем поет свое имя одновременно с игрой на инструменте. Варьируем текст. Простые имена, например, Ма-ша, заменяем на Ма-шень-ка, а если имена повторяются – на “тоже Маша”, тем самым непринужденно усложняя и изменяя ритм. Цель упражнения: развивать творческие способности, внимание, вокально– интонационные навыки, чувство метро-ритма, координацию движений.

  • Модель 6. Коллективное музицирование (шумовой оркестр) с определенными задачами: точной пульсацией и ритмическими группами.

И.Гайдн. Анданте (отрывок из симфонии).Рисунок 7.jpg Я показываю портрет Й.Гайдна и рассказываю кратко в общих чертах о композиторе и его оркестре. Акцентирую внимание на характере композитора и исполняю отрывок пьесы. Дети находятся рядом с инструментом. Это у них вызывает больший интерес. Затем я рассказываю о том, что у композитора в оркестре играли не только взрослые, но и дети. И сейчас мы тоже попробуем создать свой оркестр и исполнить музыку Гайдна. Главная задача, чтобы дети исполнили четко свою партию. Сначала я объяснила, что такое пульс. Мы представляли ровное тиканье часов, биение сердца. Дети “проверили все это на себе”. Затем началась “игра”. Сначала представили себя “петушками” и махали воображаемыми крыльями под музыку, показывая сильную долю такта – пульс. Затем представили себя “курочками” и хлопками изобразили ритм, под музыку прохлопали ритмический рисунок. Я использовала прием подтекстовки (это облегчает задачу справиться с ритмическими трудностями), маленьким детям намного легче запомнить и правильно исполнить ритм. После такой “репетиции” – разделяю детей на две команды. Первая команда – “петушки”, выбирают бубны, а вторая команда – “курочки”, шумовые яйца-шейкеры. Под музыку те и другие “проиграли” свои партии. Затем все вместе. Получилась двухголосная ритмическая партитура. Дети справились с задачей хорошо. Цель упражнения: освоение метра и ритма через музыкальный образ в процессе игры на музыкальных инструментах, знакомство с творчеством композитора-классика, расширение кругозора.

  • Модель 7. Коллективное музицирование. Импровизация.

“Колыбельная медведицы” из м/ф “Умка” Е.Крылатова. Рисунок 8.jpg Дети слушают пьесу в исполнении педагога. Обсуждается характер пьесы, жанр. Дети сами рассказывают, что они представляют. Звездное небо, океан, тихую спокойную ночь, сверкающий снег. Выбирают музыкальные инструменты. Отдают предпочтение треугольнику, бубенцам и металлофону. Я показываю, как исполнять глиссандо на металлофоне. Каждый сначала хорошо “знакомится” со своим инструментом. Играю вступление и исполняю пьесу, а дети импровизируют в характере на своих инструментах, при исполнении получается своеобразный музыкальный фон. Как оказалось – такое импровизированное музицирование – самое любимое занятие. Дети слушали музыку и старались передать своей игрой конкретный образ, создаваемый непосредственно в процессе исполнения, не хаотично, а выдерживая темп, попадая в сильную долю такта, сливаясь в общий ансамбль. Цель упражнения: проявление творческих навыков в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие образного мышления, самовыражения, умение слушать музыку, свой инструмент, передавать характер пьесы, сливаться в общий ансамбль.

5. Заключение.

О важной роли музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Музыка полезна для детей. Как говорит Гордон Шоу, профессор физики при Калифорнийском Университете. Обучаясь игре на музыкальном инструменте, 3-4 летние дети учатся рассуждать и мыслить. Согласно исследованию, обнародованному в феврале 1997 года, музыкальное воспитание, особенно в дошкольный период, способствуют позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Эта способность очень важна для всего процесса образования в будущем и изучения таких предметов, как математика, естественные науки, а также игры в шахматы и усвоения сложных технических устройств. Ученые установили, что дети слушающие музыку Моцарта, Гайдна, Шуберта, т.е. классическую музыку менее агрессивны, более уверены в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации. Большая часть исполнителей высокого уровня начинала занятия музыкой в возрасте до 10 лет. Новые исследования показывают, что ранние музыкальные уроки помогают создавать и поддерживать определенные связи в головном мозге ребенка, которые в ином случае просто бы не сформировались. Давно известно, что музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. По наблюдениям ученых и социологов новое поколение отличается от предыдущего, но почему то во всем наблюдается всеобщий хаос, который чреват пренебрежением к искусству. Уменьшается стремление людей дать своим детям музыкальное образование. Это связано с бытовыми трудностями, но хочется верить, что XXI век будет веком гуманизма и возрождения искусства.

Список литературы

  1. Г.Шатковский, “Развитие музыкального слуха”, Москва, “Музыка”, 1996г
  2. Н.Кононова, “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, Москва, “Просвещение”, 1990г
  3. М.Михайлова, “Развитие музыкальных способностей детей” (Популярное пособие для родителей и педагогов), Ярославль, “Академия развития”, 1997г
  4. И.Москалькова, М.Рейниш, “Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ”, Москва, “Музыка”, 1998г
  5. Е.Королева, “Музыка в сказках, стихах и картинках” (Книга для учащихся и учителей), Москва, “Просвещение”, 1994г
  6. Н.Минина, “Давайте поиграем” (Музыкальный альбом-раскраска), Москва, “Композитор”, 1993г
  7. Г.Боровик “Звуки, ритмы и слова” I часть, Минск, “Книжный дом”, 1999г
  8. Л.Абелян, “Забавное сольфеджио” (Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста), Москва, “Композитор”, 1992г
  9. Л.Алексеева, “Музыкальная азбука” 1 класс (Учебник-тетрадь), Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, 2000г
  10. Журналы “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки”, Москва, “Либерея-Бибинформ”, 2003г, 2004..
  11. Б.Цейтлин, “По ступенькам музыкальных знаний” (Учебное пособие для учащихся подготовительных групп), 1994г
  12. М.Белованова, “Музыкальный учебник для детей” из серии “Мир вашего ребенка (сборник для детей 5-7 лет), Ростов-на-дону, “Феникс”, 2004г
  13. И.Н.Нестерова, Н.Селиверстова “Ребятам о зверятах”, песенки в сопровождении фортепиано, Санкт-Петербург, “Композитор”, 1998г
  14. Интернет-ресурс: материалы сайта babiesonline.com и Steinway.com