Цели:
- Образовательная: обучение учащихся анализу музыкального произведения.
- Развивающие: продолжить формирование следующих умений: сравнение музыкальных, литературных и живописных произведений искусства; умение находить средства музыкальной и художественной выразительности; умения выразительно передавать свои впечатления о музыкальном произведении.
- Воспитательные: расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи; помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту зимней природы в художественных образах (в музыке, литературе, изобразительном искусстве).
Приемы и методы: эвристическая беседа, активный диалог, наблюдение, сравнение, сопоставление, творческая импровизация, активизация воображения, словесное рисование.
Музыка: В. Боганов “Пришла веселая зима”; П.И. Чайковский “Времена года” “Февраль”, “Масленица”; В. Ренев “Белая дорожка”; А. Вивальди “Времена года”; “Зима”; В. Бодренков “Зима в лесу”.
Наглядные пособия: портреты П.И. Чайковского, А. Вивальди, А.С. Пушкина, С. Есенина; нотный альбом П.И. Чайковского “Времена года”, репродукции картин: Б.М. Кустодиев “Масленица”, К.Ф. Юон “Волшебница зима”, И.Э. Граборь “Березовая аллея”, “Зимний пейзаж”.
Техническое оборудование: DVD-проигрыватель, mp 3-магнитофон, аудиозаписи, видеозаписи.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие
Учитель: Давайте вспомним, какие слова для распевания мы придумали на прошлом уроке? (“К нам пришла зима”, “Зимушка – зима”). Распеваемся, слушая друг друга, подстраивая свой голос к хору.
2. Сообщение темы урока
– Тема нашего урока: “Мелодии Зимы”. Она
совпадает со временем года за окном. Эпиграф тоже
на зимнюю тему: “Поет зима, аукает...”
На сегодняшнем уроке нам предстоит разобраться:
умеет ли зима звучать, какие у нее мелодии,
краски, оттенки.
Вы любите зиму?
За что вы её любите?
Задание: выберите картину, которая подходит к вашим словам.
– Что на ней изображено?
– А теперь давайте вспомним песню, которая совпадает с репродукцией и тем, что мы сейчас сказали. ( “Пришла веселая зима”).
– Какой характер у этой песни?
– Какой изображена зима? (Веселой, пестрой, озорной, шумной, яркой, красочной.)
У Пушкина об этом тоже есть свои строчки: “Опрятней модного паркета, блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед”.
3. Зиму изображали многие художники, поэты, композиторы. П.И. Чайковский очень любил русскую природу, он ее обожествлял, считал ее живым существом. И, наверное, неслучайно, из любви к природе сочинил он целый альбом, который назвал “Времена года”. Мы уже знакомы с этим альбомом. Что мы слушали уже из него? ( “Осеннюю песню”, Октябрь).
– Почему в этом альбоме 12 пьес? (По количеству месяцев в году.)
– К каждой пьесе композитор подобрал название и стихотворный эпиграф.
4. Сейчас мы послушаем одно из произведений, в котором Чайковский изобразил один из зимних месяцев. Эпиграф и название пьесы я вам пока читать не буду, скажу только название месяца – февраль. Потом мы сравним ваши впечатления, представления с названием пьесы и эпиграфом к ней. Кому из вас удастся увидеть то же, что изобразил композитор.
– Что же вы увидели и услышали?
– Какими средствами музыкальной выразительности пользовался Чайковский?
П.И. Чайковский большое внимание уделял мелодии, ее красоте, мелодичности, певучести. Он любил русские народные песни, старался подражать их напевности.
Эпиграф к пьесе раскрывает весь секрет звучания пьесы в народном стиле:
“Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир”.
То есть, Чайковский изобразил в своей музыке один из русских обычаев -Проводы зимы.
5. Многие композиторы черпали свое вдохновение в русской песенности, в народных обычаях и традициях. Вспомните, какую мы пели с вами песню, которая очень похожа на русскую народную, хотя ее сочинил композитор. (“Белая дорожка”)
– Какая мелодия у этой зимы? (Веселая, раздольная, яркая, колючая, морозная, размашистая.)
6. Но ведь зима бывает не только у нас в России. Приходит она и в другие страны, к другим людям. И сегодня мы побываем в Италии, посмотрим, какая там зима и как ее изображали итальянские композиторы.
А. Вивальди – итальянский композитор. И у него
тоже есть музыкальный цикл “Времена года”.
Давайте послушаем и скажем, какая зима у
Вивальди?
Сравните зиму Чайковского с зимой Вивальди.
Какая зима вам нравится больше и почему?
7. Давайте опять вернемся в свою русскую зиму. И сделаем мы это с помощью новой песни, которая называется “Зима в лесу”.
Но перед разучиванием ее слов и мелодии мы ненадолго превратимся в художников. Я прочту слова из песни, а вы с помощью “музыкальной кисти” покажите, каким жестом вы бы рисовали эту картину? (мягко, плавно, закруглённо).
А теперь вы – композиторы. Какая мелодия была бы у вашей песни? (легкая, кружевная, ажурная).
– Чем отличается эта песня от тех, что мы уже исполнили сегодня?
– Почему композитор Бодренков выбрал именно
вальсовые
интонации для своей песни?
8. Вывод: зима бывает разная, поэтому и мелодии у нее тоже разные. Она может кричать, кувыркаться, веселиться, озорничать, а может быть широкой, бескрайней, величественной, она может быть быстрой и непоседливой, а может – напевной, мелодичной, сказочной.
– Прав был С.Есенин, когда сказал, что “зима поет”?
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание: класс делится на три творческие группы, каждая из которых составляет музыкальную коллекцию:
1-я группа – из песен о зиме;
2-я группа – из стихотворений о зиме;
3-я группа – репродукции, иллюстрации на зимнюю
тему.