Межпредметная взаимосвязь на уроках музыки. Урок по теме «О подвигах, о доблести, о славе. Звучащие картины». 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5

Ключевые слова: музыка, защитники Отечества


Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, учебник музыка 5 класс.

Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Задачи:

  • показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;
  • осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи;
  • закрепить понятия: симфония, кантата;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.
  • формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – проблемное изучение.

Оборудование: Стереоколонки, компьютер, ноутбук, презентация, учебная доска.

Организация урока: вход в класс под хор «Вставайте, люди русские!» С.С.Прокофьева из кантаты «Александр Невский», музыкальное приветствие.

Ход урока

Эпиграф:

Нету счастья выше, нету чести выше,
Чем любимой Родине служить!
А.С.Ерикеев

Формулирование темы урока

I. Вступительное слово учителя

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. (слайд №3) Почему? С чем это связано?

(Ответы учащихся) - Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Формулирование темы урока

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся) О подвигах, о доблести, о славе. Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.

Ответы уч-ся: - Как разные искусства раскрывают тему защиты Родины.

Актуализация

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на наших уроках, посвященных теме защитников Родины.

Презентация «Образ защитника Отечества в искусстве».

  • Былины о русских богатырях (слайд № 4, 5)
  • С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» (слайд №6)
  • Русские народные солдатские песни (слайд №7)
  • Песни о полководцах и русских воинах (слайд №8, 9, 10)
  • М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» (слайд №11, 12)
  • Песни Великой Отечественной войны (слайд №13, 14)

II. Изучение нового материала

1. Анализ музыкального произведения С.С.Прокофьева. Сопоставление его с картиной П.Корина «Александр Невский».

Наш урок начался с музыки С.С.Прокофьева кантата «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские!»

Внимательно посмотрите на репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский».

Вопросы и задания:

1. Каков характер музыки? Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? Ответы учащихся (Мужественная, маршевая, призывная. Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие. Мужские и женские голоса звучат в унисон, что характерно для  эпического повествования).

2. Какие краски использовал художник? Ответы учащихся (Суровые, мрачные, т.к. время было суровое).

3. Соответствует ли характер музыки с изображенным образом на картине?

4. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин? Ответы учащихся (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).

5. Что вы знаете об Александре Невском? Почему его так называют? Ответы учащихся

Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя - Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке.

6. Повторное слушание фрагмента кантаты. Постарайтесь представить себе образ русского война, защитника Отечества.

Русские композиторы в своем творчестве неоднократно обращались к теме защитника Родины.

2. Рассказ о русском композиторе А.П.Бородине.

«Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым»- Ильин М.

Александр Порфирьевич Бородин- русский композитор, который жил на 100 лет раньше С.С.Прокофьева в 19 веке. Он был ученым-химиком, композитором, педагогом, общественным деятелем. Окончил Медико-хирургическую академию, не прекращая заниматься музыкой. Сочинил оперы, симфонии, квартеты, романсы. Писал статьи о музыке, научные работы.

3. Слушание и анализ фрагмента симфонии №2 часть 1.

Вопросы и задания:

1. Менялся ли характер музыки? Сколько тем прозвучало? Охарактеризуйте их.

Ответы учащихся (1 тема - сильная, песенно-маршевая, богатырская; 2 тема - нежная, лирическая, напевная, тема родины, души богатырей).

2. Какие инструменты исполняют эти темы?

3. Какое название вы могли бы дать этой музыкальной картине?

Ответы учащихся (Современники дали название «Богатырская», а А.П.Бородина в мировой музыке называют богатырем русской музыки.)

Демонстрация репродукции картины В.Васнецова «Богатыри».

Вопросы:

1. Кто изображен на картине? Ответы учащихся (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2. Кто они такие и как их называют? Ответы учащихся (Это богатыри, защитники своей земли).

3. Как вы думаете, кого называют богатырем? Ответы учащихся (Сильного, мужественного человека, богатый).

4. Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? Ответы учащихся (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).

5. На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? Ответы учащихся (Только сила, ум и доброта вместе).

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

Прекрасные произведения великих мастеров В.Васнецова и А.П.Бородина, П.Корина и С.С.Прокофьева рассказывают нам о Древней Руси. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий ,происходивших  в 19 и 20 веках.

Проблемный вопрос: Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков.

В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встал весь народ.

Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?

Знаете ли вы песни о юных героях и защитниках? Ответы учащихся («Песня о маленьком трубаче», «Сыны полков»).

Ребята, предлагаю Вам составить музыкальный образ героя, защитника  подобрав оптимальный вариант звучания музыки.

Путем применения знаний средств музыкальной выразительности и анализа образа героя учащиеся приходят к оптимальному решению. Выполнить задание можно в форме предлагаемой таблицы.

Средство музыкальной выразительности

Вариант ответа

характер

Решительный, песенно-маршевый

лад

мажор

регистр

средний

темп

умеренный

динамика

громко

штрихи

подчеркнуто

ритм

ровный

Исполнение песни «Сыны полков» муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова.

1. Какие выразительные средства музыки позволяют передать отважный, решительный характер песни?

2. Проверим, соответствует ли образ в песне с составленным музыкальным портретом защитника?

3. Можем ли мы назвать богатырями-героями сынов полков?

4. О ком говорят «Мал золотник да дорог»?

(Слайд 11) Настало время обратиться к творчеству литовского художника Стасиса Красаускаса. Мы рассмотрим репродукции гравюр из циклов «Реквием» и «Вечно живые». Сформулируйте идею этих произведений, и проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть главную мысль.

Ответы уч-ся: Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей.

- Какая идея воплощена в гравюрах художника?

Ответы уч-ся: Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...

- Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые», вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…»

III. Обобщение. Рефлексия

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Тест для проверки знаний

Вставьте пропущенные слова.

На уроке прозвучала музыка русских композиторов. Композитора 19 века (фамилия) и композитора 20 века (фамилия). Мы услышали произведения А.П.Бородина (название) и С.С.Прокофьева (название). Симфония №2 А.п.Бородина  получила название … .

  • Симфония – это ….
  • Кантата – это …

Их сходство заключается в … .

А их различие в … .

Также на уроке мы познакомились с картиной русского художника 19 века (фамилия) , которая называется …. .

Защитником Отечества могут быть не только взрослые. О юных защитниках Отечества поётся в песне … .

(Слайд 11) Настало время обратиться к творчеству литовского художника Стасиса Красаускаса. Мы рассмотрим репродукции гравюр из циклов «Реквием» и «Вечно живые». Сформулируйте идею этих произведений, и проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть главную мысль.

Ответы уч-ся: Выделяются два горизонтальных плана: на нижнем изображен погибший солдат, на верхнем – эпизоды из жизни людей.

- Какая идея воплощена в гравюрах художника?

Ответы уч-ся: Безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат, будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты...

- Художник писал: «Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые», вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…»

IV. Итог урока

И в наше время есть герои: совсем еще юные и многое повидавшие. Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

1. Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости. А может быть кто-то из вас сам сочинит стихотворение?

Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звездного крыла,
И взгляни – все то же небо синее
И над Волгой та же тень орла
И еще немало будет пройдено
Коль зовут в грядущее пути,
Но святей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет и умирает с ним.
Все пройдет, а Родина –
Останется,
Если мы то чувство сохраним.
В.Фирсова «Чувство родины»

2. Выход под музыку. Звучит хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Используемая литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Windows DVD-2006.
  2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987.
  3. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа.
  4. Пузицкий В. Родная история. Саратов «Детская книга» 1994.
  5. Сергеева Г., Критская Е. Музыка. Учебник для 5-го класса. М-2003.
  6. Слово о музыке. Хрестоматия М-1990.
  7. Терехов В. Александр Невский. М-1990.