Мелодический контраст в творчестве В.А. Моцарта

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с мелодиями контрастного характера и содержания на примере творчества одного композитора, интонационным и стилевым разнообразием творчества В. –А. Моцарта.

Задачи:

- познакомить учащихся с примерами мелодий разного содержания и характера, с творчеством композитора, его произведениями “Маленькая ночная серенада”, “Лакримоза”;

- развивать познавательный интерес к классической музыке;

- развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкальную память;

- воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям.

Ход урока

У: ребята сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой и вновь окунемся в удивительный мир музыки. О музыке говорили многие выдающиеся деятели искусств. Вот как об этом высказывался поэт Евгений Винокуров:

Ученик:

Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома
Как соль в воде, растворена во всем.

У: а сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения.

Звучит “Маленькая ночная серенада”.

У: какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что можно сказать о ней?

Д: светлая, радостная, счастливая, танцевальная, звучит на балу.

У: как вы считаете, по интонации это современная музыка или нет?

Д: нет, это старинная музыка, возможно XVIII век. Кажется, что танцуют на балу.

У: в какое время суток устраивались балы?

Д: вечером или ночью.

У: скажите к стилю какого композитора вы могли бы отнести это произведение? Вам подсказка: перед вами портреты композиторов XVIII века И. С. Бах, Л. Бетховен, В. –А. Моцарт. Вспомним творческий стиль каждого из них.

Д: И.С. Бах - музыка сосредоточенная, произведения многоголосного склада для органа, полифония.

У: значит мы исключаем этого композитора. (Убирает портрет)

Д: Л. Бетховен- музыка мужественная, героическая, сильная, мощная.

У: значит авторство этого композитора мы тоже исключаем. ( убирает портрет)

Д: В.-А Моцарт - музыка радостная, светлая.

У: так кому же принадлежит прослушанная музыка?

Д: В.- А. Моцарту.

У: как можно охарактеризовать время В. Моцарта? Назовите отличительные черты того времени. Постарайтесь подобрать более точные слова.

Д: проходили балы, танцевали старинные бальные танцы, мода на парики, камзолы.

Показ слайдов.

У: а теперь еще раз прослушаем фрагмент произведения. Ребята, подумайте какая это музыка? Самые яркие и интересные сравнения я запишу на доске.

Звучит “Маленькая ночная серенада ”, высказывания детей записываются на доске.

В.-А. Моцарт

“Маленькая ночная серенада”      Реквием “Лакримоза”

У: ребята, а как бы вы назвали это произведение?

Д: в а р и а н т ы .

У: ваши высказывания мне понравились. Это произведение Моцарта называется “Маленькая ночная серенада” (запись на доске названия произведения).

“Маленькая” - это понятно, “ночная” - звучит ночью, а что такое “серенада”? Ребята готовили сообщение об этом понятии. Предоставим им слово.

Д: п о д г о т о в л е н н о е с о о б щ е н и е.

У: итак, что у нас получилось:

Серенада - (франц. serenade итал .serenata) – теплая, вечерняя погода, ночная прохлада. Музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого – нибудь лица в знак почтения или любви (песня в честь возлюбленной).

Слайд

Итак, мы с вами прослушали фрагмент произведения В. –А. Моцарта “Маленькая ночная серенада”. Такие сочинения раньше писали специально для ночных праздников. Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи.

Любой человек мечтает о радости, счастье. Какая жизнь была у Моцарта? Вспомним некоторые моменты его биографии.

Д: рано пришел успех, много занимался творчеством...

У: я хочу познакомить вас с историей происшедшей с Моцартом в Париже. Послушайте фрагмент из книги Г. Цыферовой “Тайна запечного сверчка”.

О поездке Моцарта в прекрасный Париж

Париж! Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц.

Улица Старой голубятни, улица Кошки, играющей в мяч! Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах. Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут: куда влетит мячик, к тому придет счастье! Ну не сказочно ли это?

А вот что писали в своих письмах иностранцы, которым посчастливилось побывать в Париже в те времена: “ Сам воздух Парижа веселит нас!” Более того. Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский…. Воздух! И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться. Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. “Такой младенец - и талантливее многих старых! Ну, разве это не забавно!” - смеялись парижане. И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нем заговорил весь Париж.

А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король спрашивал:

- Скажите мой друг, что вы думаете о музыке?

Моцарт с поклоном отвечал:

- Музыка, Ваше величество, это голос нашего сердца!

Король улыбался и милостиво кивал, а следом за королем улыбались и кивали все придворные. Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали: “Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт – паж Его Величества!” Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шел и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия оборвалась, Моцарт остановился. На набережной Сены , возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там и сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать…

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!

“Музыка - это голос нашего сердца!” - сказал королю Моцарт.

У: Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности, в ней были радость и грусть, печаль и надежда. Ребята сейчас мы прослушаем это произведение, текст песни перед вами и вы можете принять участие в ее исполнении.

Звучит “Колыбельная песня” ребята подпевают.

У: музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь. А сейчас мы прослушаем еще один фрагмент.

Звучит Реквием “Лакримоза”.

У: а об этой музыке можно сказать, что она светлая и радостная?

Д: нет, это грусть, скорбь, увядает цветок, уходит из жизни что-то красивое.

У: и это тоже музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания.

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Ничего удивительного в этом не было. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра. Удивило Моцарта то, что заказ был не совсем обычным. Незнакомец в черном заказал траурную музыку, хотя Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями.

“Черный человек” был немногословен. Безмолвно отсчитал крупную сумму, которую озадаченный и несколько растерянный Моцарт запросил как задаток, и удалился. В это время болезнь уже подтачивала силы композитора, но он с увлечением принялся за сочинение этого произведения. Какие интонации вы здесь услышали?

Д: интонации плача, вздоха, слышна тоска.

У: вы точно почувствовали музыку, и самые яркие сравнения запишем на доске.

Заполняет второй столбец таблицы.

У: с чем в жизни человека связаны горе и плач?

Д: со смертью.

У: произведение, которое было заказано незнакомцем называлось “Реквием” Реквием – (лат. покой) – заупокойное песнопение, которым провожали усопшего.Вы услышали одну из частей которая называется “Lacrimosa” - “Слезный день”.

Слайд.

Запись названия произведения на доске.

У: вначале Моцарт задумал 12 частей, но так как сам был тяжело болен, он успел написать 7 частей. Реквием закончил его верный ученик Зюсмайер. Моцарт пишет другу: “В моей голове хаос. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих, он требует работы. Чувствую, мое состояние подсказывает мне: мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Итак, я заканчиваю свою погребальную песню. Я не вправе оставить ее незавершенной…” Оказалось, что это было его последнее творение.

А тайна “черного человека” раскрылась очень просто. Оказывается к Моцарту в тот памятный вечер приходил всего – навсего слуга, которого послал граф Вальзегг фон Штуппах. Этот сиятельный господин был большим меломаном и хотел прославиться как сочинитель. Он уже неоднократно покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои. И тут у графа случилось горе - умерла жена. И, потрясенный, он решил увековечить ее память реквиемом собственного сочинения, для чего и заказал втайне это сочинение Моцарту. Заплатив за “Реквием” деньги, граф полагал, что этот “товар” становится его собственностью.

У: и так о чем мы говорили сегодня на уроке?

Д: познакомились с разной музыкой одного композитора.

У: что же могло повлиять на создание такой разноплановой музыки?

Ответы детей и запись на доске, например:

- состояние души

- настроение

- заказ

- болезнь…

У: жизнь не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты, ошибки, разочарования. Именно в искусстве наиболее ярко проявляются чувства и раздумья, которыми живет человек. И поэтому не следует удивляться, когда Моцарт, написавший “Маленькую ночную серенаду”, тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом - богом солнца музыки, о котором восклицал: “Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!”, создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием.

У: ребята, мне понравилось как вы сегодня работали на уроке, как чувствовали музыку. Как бы вы назвали наш урок?

Д: в а р и а н т ы .

У: а я вас дополню: Мелодический контраст в творчестве Моцарта.

Запись темы урока на доске и слайд.

У: мы сегодня познакомились с разной музыкой одного композитора. Музыка Моцарта, воспевающая красоту жизни, победу света над властью тьмы, всегда будет с нами. Хочу предложить вам несколько строк из стихотворения поэта Виктора Набокова:

… Счастье!

Звучит нестареющей Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.

Я хочу пожелать, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта!