В настоящее время от будущего специалиста требуется готовность профессионально действовать в новых условиях, быть ответственным, мобильным, инициативным, социально и творчески активным, прогностически - мыслящим. На занятиях по методике музыкального развития, при подготовке будущих воспитателей, наиболее эффективно зарекомендовал себя метод проектов. Метод проектов - система организации воспитательно-образовательного процесса, где способ достижения дидактической цели производится через детальную разработку проблемы.
Проект предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.
Этапы работы над проектом:
- Предпроектный этап (подготовительный). Предложение темы исследования. Выбор проблемы проекта.
- Этап реализации проекта. Организация работы. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.
- Промежуточный этап. Рекомендации по полученным результатам. Предзащита.
- Презентация (завершающий этап, этап практического использования проекта).
- Рефлексия (обсуждение презентации и полученных результатов).
На открытом уроке представлен завершающий этап работы среднесрочного проекта:
Презентация и рефлексия.
Вид проекта:
- практико-ориентированный;
- творческий.
Открытый урок проводился для специальности "Преподавание в начальных классах" с дополнительной подготовкой "Воспитание детей дошкольного возраста".
Тема урока: Музыкальное исполнительство. Пение.
Содержание: представление продуктов проектной деятельности.
Проект: пение - как вид музыкальной деятельности в детском саду.
Форма занятия: комбинированный урок, технология метода проектов.
Цель занятия: провести завершающий этап проекта (презентацию и рефлексию по теме урока: "Музыкальное исполнительство. Пение"). Закрепление полученных знаний по теме, умение применять их на практике.
Оборудование: диапроектор, компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: анкеты, музыкальные инструменты (фортепиано, баян), атрибуты к инсценировке, музыкальная лесенка.
Схема выполнения проекта: четыре пары групп студентов, сформированные в микрогруппы, производили презентацию как продуктов теоретического материала по теме (в виде электронных пособий и печатного материала), так и презентацию продуктов творческой деятельности.
Первая микрогруппа представляла продукт проекта в виде печатного материала по теме: "Пение как вид музыкальной деятельности".
Была произведена защита данного продукта проекта.
Вторая микрогруппа разрабатывала репертуарный список по пению в каждой возрастной группе с алгоритмом приёмов при их разучивании.
Третья микрогруппа выступала с разработкой методических рекомендаций в певческой деятельности дошкольников.
Четвёртая микрогруппа представляла методику разучивания песен поэтапно.
Презентацию творческих работ показывали следующие пары студентов совместно с группами поддержки. Ими были представлены, самостоятельно приготовлены и исполнены произведения на музыкальных инструментах с комментариями о возможностях применения этих произведений на практике в работе с детьми. Студенты указывали, как необходимо применять ту или иную песню, давая методические рекомендации по исполнению, при этом, уточняли в какой возрастной группе у дошкольников необходимо её использовать.
Первая микрогруппа представляла песню - инсценировку: "Урожайную" муз. Филиппенко, где студенты самостоятельно, аккомпанируя себе на фортепиано, пели и выполняли движения согласно сюжету песни. Ими были использованы атрибуты (шапочки с изображением овощей, сделанные своими руками).
Вторая микрогруппа демонстрировала песню - имитацию: "Я на скрипочке играю". Студенты пели под баян и выполняли имитацию движений тех инструментов, которые указывались в песне.
Третья микрогруппа показывала песню - игру: "Ходит Ваня". Студенты водили хоровод, пели под баян, выполняли движения по содержанию песни.
Четвёртая микрогруппа иллюстрировала песню - распевку: "Лесенка" - это песенное упражнение на развитие точного определения и интонирования поступенного движения мелодии снизу вверх и сверху вниз. В качестве наглядности использовалась изготовленная студентами музыкальная лесенка.
Рефлексия:
- Обсуждение презентаций и полученных результатов.
- Работа с анкетами по критериям и самооценке своего труда.
- Подведение итогов урока.
- Выставление оценок.
Анкета
Критерии оценивания самих участников
проекта
1. Полнота реализации проектного замысла. | Оценка "1" | Оценка "2" | Оценка "3" |
2. Степень новизны. | |||
3. Практическая и теоретическая значимость. | |||
4. Эстетичность. | |||
5. Удовлетворённость участием в проекте. |
Поставьте "+" в шкалу оценивания:
- "1" - высокий;
- "2" - достаточный, средний уровень;
- "3" - низкий уровень.
Анкета
Экспертная оценка
Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.
Поставьте "+" в шкалу оценивания:
- "3" - высокий;
- "2" - достаточно высокий;
- "1" - низкий.
Диагностические параметры. | "1" | "2" | "3" |
1. Мотивационный аспект. | |||
1.1.Активность студентов в проекте. | |||
1.2.Заинтересованность присутствующих, наблюдающих. | |||
1.3.Эмоциональность выступлений. | |||
1.4.Оформление полученных результатов. | |||
2. Ценностный аспект. | |||
2.1.Содержательность материала. | |||
2.2.Личностно-ориентированный характер заданий. | |||
2.3.Соответствие приёмов поставленным задачам. | |||
3. Познавательный аспект. | |||
3.1.Творческая активность студентов. | |||
3.2.Умение оперировать приобретёнными знаниями в повседневной жизни, игровой деятельности | |||
3.3.Осуществление междисциплинарного переноса знаний. | |||
4. Коммуникативный аспект. | |||
4.1.Речевая направленность. | |||
4.2.Целеноправленность. | |||
4.3.Новизна ситуации. | |||
4.4.Индивидуализация. | |||
5. Организационный аспект. | |||
5.1.Четкость работы по плану. | |||
5.2.Согласованность всех участников в группе. | |||
5.3.Результативность в выборе соответствующего материала. |
Ваши собственные выводы.