Метод проектов на уроках "Методики музыкального развития"

Разделы: Музыка


В настоящее время от будущего специалиста требуется готовность профессионально действовать в новых условиях, быть ответственным, мобильным, инициативным, социально и творчески активным, прогностически - мыслящим. На занятиях по методике музыкального развития, при подготовке будущих воспитателей, наиболее эффективно зарекомендовал себя метод проектов. Метод проектов - система организации воспитательно-образовательного процесса, где способ достижения дидактической цели производится через детальную разработку проблемы.

Проект предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.

Этапы работы над проектом:

  1. Предпроектный этап (подготовительный). Предложение темы исследования. Выбор проблемы проекта.
  2. Этап реализации проекта. Организация работы. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.
  3. Промежуточный этап. Рекомендации по полученным результатам. Предзащита.
  4. Презентация (завершающий этап, этап практического использования проекта).
  5. Рефлексия (обсуждение презентации и полученных результатов).

На открытом уроке представлен завершающий этап работы среднесрочного проекта:

Презентация и рефлексия.

Вид проекта:

  • практико-ориентированный;
  • творческий.

Открытый урок проводился для специальности "Преподавание в начальных классах" с дополнительной подготовкой "Воспитание детей дошкольного возраста".

Тема урока: Музыкальное исполнительство. Пение.

Содержание: представление продуктов проектной деятельности.

Проект: пение - как вид музыкальной деятельности в детском саду.

Форма занятия: комбинированный урок, технология метода проектов.

Цель занятия: провести завершающий этап проекта (презентацию и рефлексию по теме урока: "Музыкальное исполнительство. Пение"). Закрепление полученных знаний по теме, умение применять их на практике.

Оборудование: диапроектор, компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал: анкеты, музыкальные инструменты (фортепиано, баян), атрибуты к инсценировке, музыкальная лесенка.

Схема выполнения проекта: четыре пары групп студентов, сформированные в микрогруппы, производили презентацию как продуктов теоретического материала по теме (в виде электронных пособий и печатного материала), так и презентацию продуктов творческой деятельности.

Первая микрогруппа представляла продукт проекта в виде печатного материала по теме: "Пение как вид музыкальной деятельности".

Была произведена защита данного продукта проекта.

Вторая микрогруппа разрабатывала репертуарный список по пению в каждой возрастной группе с алгоритмом приёмов при их разучивании.

Третья микрогруппа выступала с разработкой методических рекомендаций в певческой деятельности дошкольников.

Четвёртая микрогруппа представляла методику разучивания песен поэтапно.

Презентацию творческих работ показывали следующие пары студентов совместно с группами поддержки. Ими были представлены, самостоятельно приготовлены и исполнены произведения на музыкальных инструментах с комментариями о возможностях применения этих произведений на практике в работе с детьми. Студенты указывали, как необходимо применять ту или иную песню, давая методические рекомендации по исполнению, при этом, уточняли в какой возрастной группе у дошкольников необходимо её использовать.

Первая микрогруппа представляла песню - инсценировку: "Урожайную" муз. Филиппенко, где студенты самостоятельно, аккомпанируя себе на фортепиано, пели и выполняли движения согласно сюжету песни. Ими были использованы атрибуты (шапочки с изображением овощей, сделанные своими руками).

Вторая микрогруппа демонстрировала песню - имитацию: "Я на скрипочке играю". Студенты пели под баян и выполняли имитацию движений тех инструментов, которые указывались в песне.

Третья микрогруппа показывала песню - игру: "Ходит Ваня". Студенты водили хоровод, пели под баян, выполняли движения по содержанию песни.

Четвёртая микрогруппа иллюстрировала песню - распевку: "Лесенка" - это песенное упражнение на развитие точного определения и интонирования поступенного движения мелодии снизу вверх и сверху вниз. В качестве наглядности использовалась изготовленная студентами музыкальная лесенка.

Рефлексия:

  1. Обсуждение презентаций и полученных результатов.
  2. Работа с анкетами по критериям и самооценке своего труда.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Выставление оценок.

Анкета
Критерии оценивания самих участников проекта

1. Полнота реализации проектного замысла. Оценка "1" Оценка "2" Оценка "3"
2. Степень новизны.      
3. Практическая и теоретическая значимость.      
4. Эстетичность.      
5. Удовлетворённость участием в проекте.      

Поставьте "+" в шкалу оценивания:

  • "1" - высокий;
  • "2" - достаточный, средний уровень;
  • "3" - низкий уровень.

Анкета
Экспертная оценка

Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный.

Поставьте "+" в шкалу оценивания:

  • "3" - высокий;
  • "2" - достаточно высокий;
  • "1" - низкий.
Диагностические параметры. "1" "2" "3"
1. Мотивационный аспект.      
1.1.Активность студентов в проекте.      
1.2.Заинтересованность присутствующих, наблюдающих.      
1.3.Эмоциональность выступлений.      
1.4.Оформление полученных результатов.      
2. Ценностный аспект.      
2.1.Содержательность материала.      
2.2.Личностно-ориентированный характер заданий.      
2.3.Соответствие приёмов поставленным задачам.      
3. Познавательный аспект.      
3.1.Творческая активность студентов.      
3.2.Умение оперировать приобретёнными знаниями в повседневной жизни, игровой деятельности      
3.3.Осуществление междисциплинарного переноса знаний.      
4. Коммуникативный аспект.      
4.1.Речевая направленность.      
4.2.Целеноправленность.      
4.3.Новизна ситуации.      
4.4.Индивидуализация.      
5. Организационный аспект.      
5.1.Четкость работы по плану.      
5.2.Согласованность всех участников в группе.      
5.3.Результативность в выборе соответствующего материала.      

Ваши собственные выводы.

Презентация.