Мероприятие "Программная и непрограммная музыка" (для детей младшего школьного возраста)

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


(Ведущий на фоне приглушенной музыки “Апрель” П.И. Чайковского)

– Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!

В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимают как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка помогает людям лучше понимать друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются исторические события, явления природы.

И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием “Апрель” великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Времена года”.

– Какая музыка по характеру?

– Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из-под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.

– Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.

– У Петра Ильича Чайковского есть замечательный “Детский альбом” для фортепиано, где каждая музыкальная пьеска с такими названиями как “Мама”, “Марш деревянных солдатиков”, “Новая кукла”, “Баба-Яга” – более подробно раскрывают содержание музыкального произведения. Такие произведения называют программными. Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень много.

Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать...

А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии “Лира”, и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.

Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием “Этюд”.

– Как вы думаете, “Этюд” – это программная музыка или непрограммная?

– Правильно…непрограммная.

Французское слово “Этюд” означает “учеба”. А учеба в искусстве – дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит пишет с натуры, делает наброски, зарисовки, эскизы к будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет этюды…, значит упражняется в игре на своем инструменте. Ему нужны гибкие пальцы.

Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.

Прослушаем “Этюд” датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.

(Исполняется этюд Л. Шитте)

– А какой характер у этой музыки?

– Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.

– А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.

– Творческое наследие этого композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно фортепианное творчество, в особенности – сборники его этюдов, представляющие большую ценность для пианистов. Этюды  и упражнения К. Черни – фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками и пианистическим мастерством.

(Исполняется этюд К.Черни)

Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?

– Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..

Ребята, что такое “Этюд” мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.

Полифония (греч.) – многоголосие. Это как “беседа” друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.

Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.

Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) составило целую эпоху в развитии музыкального искусства. И.С. Бах был и замечательным педагогом. И для своего первенца – старшего сына Вильгельма Фридемана, впоследствии знаменитого композитора, И.С. Бах сочинил 2-х и 3-х голосные инвенции. Их теперь играют дети всего мира.

Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. “подражании”.

Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха

(Исполняется 2-х голосная инвенция “фа-мажор” И.С. Баха)

– Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?

Правильно, это 2-х голосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.

– Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием “Фуга” выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.

“Фуга” – в переводе с итальянского означает бег, где один голос как бы догоняет другой.

(Исполняется Фуга Н. Мясковского)

– Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое “полифония”, но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.

– Продолжаем знакомство с непрограммной музыкой и прослушаем “Пьесу” – современного композитора Манфреда Шмитца.

Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм – свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.

– Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.

(Исполняется “Пьеса” М. Шмитца)

Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце.

Танец – искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец – неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.

Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!

Старинный придворный танец “Куранта” пользовался в XVI-XVII веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.

А давайте, представим “Бал”… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие.

Кто хорошо танцевал “Куранту”, тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.

Прослушайте пожалуйста “Куранту” из французской сюиты №2. до-минор И.С. Баха.

(Слушание в записи)

Ну и как же нам не поговорить о “Вальсе”?

Своим рождением этот бальный танец обязан многим танцам разных народов Европы.

Первое упоминание о танцах, которые были похожи на вальс, относится к XII-XIII столетиям. В конце XVIII века наибольшую популярность вальс получил в Вене, столице Австрии и быстро стал излюбленным развлечением светской публики. Микроб Вальса оказался ужасно заразным и уже в XIX веке, эпидемия, под название Вальс охватила весь мир.

Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.

(Слушание в записи: Вальс “На голубом Дунае” И.Штраус)

– А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.

– Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его “Сказка о короле-волшебнике”. И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку”.

(Исполняется муз. пьеса А.Томази “Сказка о короле-волшебнике”)

– А какой характер у этой музыки?

– Правильно, музыка тяжеловесная, властная, неторопливая....на низких звуках, а название пьесы настроило нас на восприятие музыкального образа – “короля-волшебника” – повелителя сказочной страны.

Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке – Япония. В этой стране в ней много гор, зелени. В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…

Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина “Давным-давно” и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.

(Исполняется муз. пьеса “Давным-давно К.Бин)

– А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?

– Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.

– В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни..,но человеку свойственно и грустить, печалиться.

У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием “Грустная песенка”

И, конечно же, название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию.

(Исполняется “Грустная песенка” В.Калинников)

– Ребята, а вот если бы вы были художниками, какое бы время года вы нарисовали?

– Я с вами согласна… я бы тоже нарисовала “Осень”... дует ветерок… опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно… Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!

– А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год – самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.

“На елке у Гюзель” – так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.

Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?

– Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.

(Исполнеяется муз. пьеса “На елке у Гюзель” Р.Яхин)

И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно “Учитель и ученик”

(Исполняется муз. пьеса “Учитель и ученик” Й. Гайдн)

– Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?

– Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.

И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.

Вот и закончился наш концерт, – и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.

Но самое главное, дорогие слушатели, слушая инструментальную музыку, не стесняйтесь.., по-своему фантазируйте. Слушая музыку, зная ее выразительные средства, мы научимся не только слушать, но и слышать, понимать, следить за ее развитием музыкального образа, научимся, огорчаться, радоваться, любить.

Спасибо всем! До свидания!

Список литературы:

  1. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1998. 367 с.: ил.
  2. Творческие портреты композиторов: Популярный справочник. – М.: Музыка, 1990. – 444 с.
  3. Финкельштейн.Э. “Занимательное чтение с картинками и фантазиями”.