(Ведущий на фоне приглушенной музыки “Апрель” П.И. Чайковского)
– Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!
В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимают как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка помогает людям лучше понимать друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются исторические события, явления природы.
И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием “Апрель” великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Времена года”.
– Какая музыка по характеру?
– Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из-под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.
– Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.
– У Петра Ильича Чайковского есть замечательный “Детский альбом” для фортепиано, где каждая музыкальная пьеска с такими названиями как “Мама”, “Марш деревянных солдатиков”, “Новая кукла”, “Баба-Яга” – более подробно раскрывают содержание музыкального произведения. Такие произведения называют программными. Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень много.
Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать...
А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии “Лира”, и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.
Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием “Этюд”.
– Как вы думаете, “Этюд” – это программная музыка или непрограммная?
– Правильно…непрограммная.
Французское слово “Этюд” означает “учеба”. А учеба в искусстве – дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит пишет с натуры, делает наброски, зарисовки, эскизы к будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет этюды…, значит упражняется в игре на своем инструменте. Ему нужны гибкие пальцы.
Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.
Прослушаем “Этюд” датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.
(Исполняется этюд Л. Шитте)
– А какой характер у этой музыки?
– Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.
– А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.
– Творческое наследие этого композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно фортепианное творчество, в особенности – сборники его этюдов, представляющие большую ценность для пианистов. Этюды и упражнения К. Черни – фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками и пианистическим мастерством.
(Исполняется этюд К.Черни)
– Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?
– Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..
– Ребята, что такое “Этюд” мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.
Полифония (греч.) – многоголосие. Это как “беседа” друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.
Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.
Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) составило целую эпоху в развитии музыкального искусства. И.С. Бах был и замечательным педагогом. И для своего первенца – старшего сына Вильгельма Фридемана, впоследствии знаменитого композитора, И.С. Бах сочинил 2-х и 3-х голосные инвенции. Их теперь играют дети всего мира.
Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. “подражании”.
Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха
(Исполняется 2-х голосная инвенция “фа-мажор” И.С. Баха)
– Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?
Правильно, это 2-х голосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.
– Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием “Фуга” выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.
“Фуга” – в переводе с итальянского означает бег, где один голос как бы догоняет другой.
(Исполняется Фуга Н. Мясковского)
– Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое “полифония”, но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.
– Продолжаем знакомство с непрограммной музыкой и прослушаем “Пьесу” – современного композитора Манфреда Шмитца.
Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм – свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.
– Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.
(Исполняется “Пьеса” М. Шмитца)
– Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце.
Танец – искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец – неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.
Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!
Старинный придворный танец “Куранта” пользовался в XVI-XVII веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.
А давайте, представим “Бал”… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие.
Кто хорошо танцевал “Куранту”, тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.
Прослушайте пожалуйста “Куранту” из французской сюиты №2. до-минор И.С. Баха.
(Слушание в записи)
– Ну и как же нам не поговорить о “Вальсе”?
Своим рождением этот бальный танец обязан многим танцам разных народов Европы.
Первое упоминание о танцах, которые были похожи на вальс, относится к XII-XIII столетиям. В конце XVIII века наибольшую популярность вальс получил в Вене, столице Австрии и быстро стал излюбленным развлечением светской публики. Микроб Вальса оказался ужасно заразным и уже в XIX веке, эпидемия, под название Вальс охватила весь мир.
Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.
(Слушание в записи: Вальс “На голубом Дунае” И.Штраус)
– А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.
– Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его “Сказка о короле-волшебнике”. И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку”.
(Исполняется муз. пьеса А.Томази “Сказка о короле-волшебнике”)
– А какой характер у этой музыки?
– Правильно, музыка тяжеловесная, властная, неторопливая....на низких звуках, а название пьесы настроило нас на восприятие музыкального образа – “короля-волшебника” – повелителя сказочной страны.
Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке – Япония. В этой стране в ней много гор, зелени. В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…
Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина “Давным-давно” и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.
(Исполняется муз. пьеса “Давным-давно К.Бин)
– А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?
– Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.
– В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни..,но человеку свойственно и грустить, печалиться.
У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием “Грустная песенка”
И, конечно же, название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию.
(Исполняется “Грустная песенка” В.Калинников)
– Ребята, а вот если бы вы были художниками, какое бы время года вы нарисовали?
– Я с вами согласна… я бы тоже нарисовала “Осень”... дует ветерок… опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно… Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!
– А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год – самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.
“На елке у Гюзель” – так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.
Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?
– Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.
(Исполнеяется муз. пьеса “На елке у Гюзель” Р.Яхин)
И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно “Учитель и ученик”
(Исполняется муз. пьеса “Учитель и ученик” Й. Гайдн)
– Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?
– Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.
И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.
Вот и закончился наш концерт, – и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.
Но самое главное, дорогие слушатели, слушая инструментальную музыку, не стесняйтесь.., по-своему фантазируйте. Слушая музыку, зная ее выразительные средства, мы научимся не только слушать, но и слышать, понимать, следить за ее развитием музыкального образа, научимся, огорчаться, радоваться, любить.
Спасибо всем! До свидания!
Список литературы:
- Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1998. 367 с.: ил.
- Творческие портреты композиторов: Популярный справочник. – М.: Музыка, 1990. – 444 с.
- Финкельштейн.Э. “Занимательное чтение с картинками и фантазиями”.