Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования

Разделы: Музыка


Введение

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать, но нужно принимать
меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.А.

Актуальность исследования темы статьи обусловлена тем, что в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно образование – это фундамент для формирования всесторонне развитой, цельной личности. Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребенка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования. Значимую роль в достижении успеха в решении вышеуказанных задач имеет система дополнительного образования детей.

Одним из направлений в развитии ребенка является привитие ему любви к искусству, в том числе музыкальному.

Особое место в музыкальном образовании ребенка играет обучение игре на фортепиано. “Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое”, писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение филигранной фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.

Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее ни взрослые, ни ребенок в себе не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимул в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Исследование общей системы дополнительного образования позволяет определить следующие задачи, решению которых способствует обучение игре на фортепиано:

Общественная (социальная):

  • раскрытие заложенных, в т.ч. генетически творческих способностей ребенка;
  • совместный поиск ребенка с педагогами и родителями направлений для развития его творческого потенциала;
  • социальная адаптация ребенка, в т.ч. формирование в нем духовно-нравственных начал, позволяющих принимать окружающих и свободно реализовывать свои интересы;
  • обеспечение заинтересованной занятости ребенка, что особо важно особенно в периоды физиологической и психологической перестройки организма подростка;
  • посредством обращения при обучении игре на фортепиано к различным произведениям обеспечение культурного развития ребенка, в т.ч. познания особенностей развития культуры в различные эпохи, изучение биографических сведений выдающихся людей мира музыки;
  • формирование навыков самостоятельного обучения, в т.ч. числе посредством отработки домашних заданий, аудио прослушивания и видео просмотра музыкальных перфомансов как классических, так и современных.

Педагогических:

  • раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка, индивидуальных способностей;
  • обучение навыкам игры на фортепиано, постановка техники исполнительского мастерства;
  • обращение внимания ребенка на слуховой контроль, мускульную и психическую свободу, необходимость понимания сиюминутных настроений;
  • формирование и поддержание рабочей дисциплины как во время занятия в классе, так и во время самостоятельной подготовки ребенка к уроку;
  • воспитание в ребенке таких качеств как точность, целеустремленность, филигранность, профессионализм в исполнении музыкальных произведений, а также артистизм, импровизация, ассоциативность и конечно, ответственность за свой труд, и труд, вложенный в него другими людьми.

Методика классной работы и развитие навыков самостоятельной внеклассной работы ученика

Не верьте тому, что человек может понять
музыку сразу. Это невозможно.
К ней надо сначала привыкнуть.

(В.Ф. Одоевский)

Общедидактическими принципами обучения необходимыми для результативной реализации задач, приведенных в 1 части настоящего исследования являются:

  • постепенность и последовательность в переходе от простого к сложному;
  • индивидуализм и дифференцированность в подходе к обучаемым, исходя из уровня природных способностей ребенка, успеваемости, занятости, музыкальной подготовки на момент поступления в учреждение дополнительного образования;
  • вариативность и разносторонность в обучении: подборе репертуара, системы организации урока с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей обучаемого;
  • обеспечение общения на уровне взаимоуважения и взаимопонимания ученика и учителя, принятия демократического стиля общения, принятие инициатив обучаемого;
  • привлечение дополнительных форм образования: воспроизведение музыкальных произведений, просмотр постановок, посещение культурных мероприятий: концертов, открытых уроков и т.п.
  • заимствование опыта работы у других творческих коллективов, непрерывная работа над расширением собственного кругозора, не только в музыкальной сфере;
  • понимание социальной среды, из которой происходит и в которой воспитывается ребенок;
  • использование нетрадиционных способов и методов в обучении. Например, при работе с малолетними детьми отведение времени для игровой деятельности, изображения и представления образов музыкальных произведений.

Общеизвестно, что во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, улучшается психосоматика ребенка, существенно повышается работоспособность ребенок, возрастает интерес к чтению, счетной арифметике, письменности, рисованию, пению, танцам.

Музыка, безусловно, положительно влияет на общее развитие личности. “Музыка – высшее в мире искусств”, писал Лев Толстой, “Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой”, – Уолтер Патер, “Мою музыку лучше всего понимают дети и животные”, – Игорь Стравинский.

При работе в классе значительное внимание отводится формированию зрительных образов у учеников.

Обращаю внимание учеников на необходимость при самостоятельном разборе произведений формировать образы, в некоторых случаях путем изображения их на рисунке.

Собственно музыкальное мышление – это способность оперировать звуковыми образами. Пианистическое мышление – это уже оперирование звуковыми образами с одновременно двигательным ощущением процесса возникновения звуков. Следовательно, при обучении ребенка управлению слуходвигательными представлениями, педагогу целесообразно:

  • развивать слуховые представления на основе понимания музыкального языка;
  • развивать двигательные представления, предоставив ученику возможность ощутить различные движения во время исполнения произведения;
  • создать гармонию между слуховыми и двигательными представлениями ученика.

Во время работы в классе приходится сталкиваться с необходимостью применения нетрадиционных подходов в обучении.

Например, у всех детей природа рук разная, при игре на фортепиано у некоторых детей формируется свой индивидуальный, излюбленный способ ведения кисти. Способ ведения кисти этих детей обусловлен природными, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. При работе над постановкой рук мною используются сравнительные образы. Ценным является использование опыта великого Шопена, который так относился к проблеме постановки рук: “Исходя из различия в строении пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное в “Методе” многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки” (монография В. Николаева “Шопен – педагог”).

Для развития свободы исполнения применяю “игру вслепую”. Рекомендую использовать такой метод и во время домашних занятий.

Стремлюсь, чтобы у ребенка не произошло чрезмерной фиксации внимания на клавиатуре и пальцах. Дети растут – растет рука, меняется конфигурация ладони, относительная длина ладони и пальцев. Отчетливо это наблюдается после продолжительного перерыва в занятиях. Ребенку необходимо чувствовать свободу в поиске удобного положения рук, способствующую улучшению техники движения пальцев, кисти рук, глубинному извлечению звука.

Стараюсь обратить особое внимание ребенка как на уроках, так при его самостоятельной подготовке к звукоизвлечению. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: “Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант”. Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте – сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом – светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый: как о предмете, имеющем объем, вес, длину – круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий.” Такие сравнительные образы значительно облегчают понимание у ребенка какое качество звука необходимо достичь.

Музыкальные способности обучающихся игре на фортепиано и их развитие. Особенности учащихся

Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления “опыта”, овладение знаниями, умениями, навыками, – это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от “накопления” знаний и умений.

Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие “неразвивающаяся способность”.

Так что же такое способности? Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности.

В своей книге “Психология музыкальной деятельности” Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.

Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом: музыкальные; лингвистические; интеллектуальные; творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье “О музыкальном образовании”, делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии “Музыкальное развитие ребенка” делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические; специальные.

Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально – и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

Обращаясь к непосредственному составу класса моих учеников и их индивидуальным особенностям, хотелось бы отметить. В моем классе 16 человек. Возраст учащихся от 6 до 14 лет. В классе обучаются дети – выходцы и из многодетных семей, из полных, а также неполных семей. Программа обучения рассчитана на 7 лет обучения. Форма занятий индивидуальная. Уроки по 1 часу 2 раза в неделю. Внеклассные занятия проходят в основном на фортепиано, однако некоторые дети в домашних условиях занимаются и на синтезаторе. При обучении наличие домашнего инструмента обязательно.

При поступлении в класс у ребенка проверяется наличие музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, музыкальная память, гармонический слух.

Заключение

В системе дополнительного образования детей педагоги дорожат индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя они открывают мир и находят свое место в нем.

На практике много внимания уделяется школьному образованию, а система дополнительного образования часто считается чем-то второстепенным, хотя на самом деле дополнительное образование – это важнейший инструмент воспитания и образования, так как позволяет с одной стороны выявить талантливых детей, а с другой стороны – развивать талант.

Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрить самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство, в том числе музыкальное нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений. Кружки, студии, секции, объединения дополнительного образования, работающие в школе, воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.

Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрить самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации. Именно здесь искусство, в том числе музыкальное нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений. Кружки, студии, секции, объединения дополнительного образования, работающие в школе, воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного творческого процесса.

Список литературы

  1. Алексеев А.Д. “Методика обучения игре на фортепиано” – М., 1978.
  2. Алексеев А.Д. “История фортепианного искусства” – М., 1988.
  3. Артоболевская А.Д. “Первая встреча с музыкой” – М., 1989.
  4. Бочкарев “Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.
  5. Ветлугина Н.А. “Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978.
  6. Калачева С.В. “Стих и ритм” – М., 1978.
  7. Кончаловская Н. “Нотная азбука” – М., 1997.
  8. Лившиц И. “Ритмика” – М., 1999.
  9. Ляховицкая С. “Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре” – Л., 1970.
  10. Милич Б. “Воспитание ученика – пианиста” – К., 1997
  11. Нейгауз Г.Г. “Об искусстве фортепианной игры” – М.,1982
  12. Перфильева И.Д. “Метод игры с параллельной декламацией” – рукопись.
  13. Перфильева И.Д. “Словарь музыкальной грамоты” – рукопись.
  14. “Ребенок за роялем” под ред. Ян Достал – М., 1981.
  15. Теплов Б.М. “Психология музыкальных способностей” – М., 1978.
  16. Холопова В.Н. “Музыкальный ритм” – М.,1980.