Методика использования песенного материала на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

Разделы: Иностранные языки, Технология, Музыка, Внеклассная работа, Профессия — педагог

Ключевые слова: английский язык


«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» — гласит китайская поговорка. В контексте современного образования этот афоризм обретает особый смысл, подчеркивая ценность не просто знания языка, но и погружения в живую культурную среду его носителей.

Введение

В условиях глобализации владение английским языком стало не столько престижным атрибутом, сколько насущной необходимостью. Несмотря на множество существующих методик, от традиционных до инновационных, поиск средств, способных повысить мотивацию и эффективность обучения, остается актуальным. Одним из таких средств, обладающим значительным образовательным потенциалом, является музыка.

Эмпирическим путем было установлено, что использование на уроках популярных и современных песен зарубежных исполнителей не только вызывает живой интерес у учащихся, но и напрямую способствует улучшению произносительных навыков, расширению словарного запаса в актуальном контексте и знакомству с живым, развивающимся языком, включая современный сленг.

Дидактические преимущества песенного материала

Интеграция песен в учебный процесс предоставляет учителю multifunctionalный инструмент для решения широкого спектра педагогических задач:

  1. Фонетический аспект. Песни способствуют совершенствованию иноязычного произношения и развитию музыкального слуха. Ритм и мелодия песни помогают усвоить правильную артикуляцию звуков, особенности фразового ударения и интонационные модели (восходящие и нисходящие). Учащиеся, подражая исполнителю, непроизвольно преодолевают психологический и фонетический барьер.
  2. Лексико-грамматический аспект. Песенный жанр служит средством для прочного усвоения и расширения лексического запаса. Новая лексика запоминается легче в ритмическом и мелодическом контексте, а знакомые слова встречаются в новом окружении, что способствует их активизации. Кроме того, в песнях естественным образом усваиваются и повторяются грамматические конструкции.
  3. Мотивационный и лингвострановедческий аспект. Красивая, захватывающая песня является мощным стимулом для познавательной деятельности. Желание понять содержание мотивирует учащихся обращаться к словарям, искать оригинальные тексты и их переводы. Таким образом, они приобщаются к культуре страны изучаемого языка, знакомятся с ее социальными реалиями и актуальными темами.
  4. Коммуникативный аспект. Музыка создает благоприятный психологический климат на уроке, снижает напряжение и способствует раскрепощению учащихся. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат отличным поводом для дискуссий на социальные, лирические или политические темы, развивая как подготовленную, так и спонтанную речь.

Методические этапы работы с песней на уроке

Эффективность использования песни зависит от продуманности каждого этапа работы. Предлагается следующая последовательность:

  1. Вводный этап. Краткое сообщение учителя о песне (стиль, история создания, исполнитель), установка на первое восприятие.
  2. Первичное восприятие. Учащиеся прослушивают песню, знакомясь с ее мелодией и ритмом.
  3. Содержательный анализ. Проверка понимания общего содержания. Возможен дословный перевод текста с помощью учителя.
  4. Фонетическая отработка. Работа над произношением и интонацией текста песни, чтение с дальнейшей отработкой сложных звуков.
  5. Повторное прослушивание. Закрепление содержания и звукового образа с опорой на текст.
  6. Исполнение. Совместное разучивание и исполнение песни с использованием фонограммы для закрепления материала.

На последующих уроках рекомендуется повторять песню для прочного запоминания.

Примеры практических заданий

Работа с песней не ограничивается ее разучиванием. Вот несколько вариантов заданий:

  • Для песни «Little Brown Jug»:
    • Фонетическое задание: Найдите и сопоставьте рифмующиеся слова (alone - own; foes - goes).
    • Содержательное задание: Ответьте на вопросы: Is the singer married? What`s his wife's favourite drink?
  • Для современных песен:
    • Дискуссия: Предложите учащимся принести свои любимые песни. Обсудите содержание, отношение к поднятой проблеме, манеру исполнения.
  • Ассоциативные задания:
    • Развитие спонтанной речи: «Прослушайте музыкальный отрывок и опишите настроение и чувства, которые он у вас вызвал» или «Составьте рассказ по ассоциации с услышанной музыкой».

Музыкальные произведения, созвучные темам учебника («Времена года», «Спорт», «Искусство»), могут служить отличной основой для проектной деятельности, например, для создания виртуальной экскурсии по картинной галерее.

Заключение

Опыт применения песенного материала на уроках английского языка демонстрирует его высокую эффективность. Песня является не просто приятным дополнением к уроку, а полноценным дидактическим средством, которое комплексно воздействует на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы учащихся. Систематическое и целенаправленное использование песен способствует созданию authentic language environment, что в конечном итоге ведет к формированию устойчивой коммуникативной компетенции.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 6. – С. 32-38.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.
  3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
  4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – 4-е изд. – М.: Филоматис, 2020. – 480 с.
  5. British Council: Teaching Resources [Электронный ресурс]. – URL: https://www.teachingenglish.org.uk/resources
  6. Using Songs in the EFL Classroom // FluentU English Educator Blog [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fluentu.com/blog/educator-english/using-songs-in-efl-classroom/