Чтение с листа на уроках сольфеджио предполагает способность ученика петь по нотам незнакомую мелодию. Естественно, что такая способность может появиться только на основе музыкально-слухового опыта. Этот опыт легче накапливается и прочнее закрепляется, если приобретается в исполнительской практике. На уроке сольфеджио ею служит, главным образом, хоровое и сольное пение. Но чтобы пение действительно обогащало музыкальный опыт ученика, оно должно быть выразительным.
В первую очередь надо добиться точной передачи интонации и ритма песен, без чего нельзя выявить смысл исполняемой мелодии.
Правильное музыкально-слуховое воспитание неотъемлемо от работы над чистым интонированием.
В нашей практике часто встречаются дети, которые даже при наличии хорошего звуковысотного слуха интонируют нечисто. У детей 6-7 лет грязная интонация часто является результатом недостаточно развитого ладового слуха. Они могут повторить за голосом учителя или вслед за фортепиано отдельные звуки, но не в состоянии спеть простейшую мелодию. Даже у детей с абсолютным слухом иногда отсутствует координация между слухом и голосом.
Некоторые дети неплохо интонируют в малой октаве, но не могут петь в обычном детском диапазоне. Музыкально развитые дети, играющие на музыкальном инструменте, знающие много музыки, могут плохо интонировать из-за отсутствия вокальных навыков. Наконец, причиной грязной интонации может быть больная гортань.
Внимательной, последовательной работой можно добиться чистой интонации у всех учеников, за исключением тех, у кого обнаружены больные связки.
Чтение с листа является одним из способов развития музыкального слуха учащихся. Оно представляет собой навык, который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио.
Чтобы успешно читать с листа, недостаточно обладать хорошими музыкальными данными, надо иметь следующие навыки:
- умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональности.
- умение видеть, понимать и представлять мысленно звучание мелодии, ее форму и логику развития.
- умение владеть своим голосом и петь без поддержки инструмента.
Все эти навыки вырабатываются как в самом процессе чтения с листа, так и в других формах работы в классе сольфеджио: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.
В работе над чтением с листа я использую разные приемы и формы, так как индивидуальные особенности ученика создают для каждого свои трудности: одному трудно дается ритм, другой не чувствует ладовой организованности звуков мелодии, третий не владеет голосом и т.д.
Но прежде, чем приступить к пению с листа в различных формах, учащиеся должны развить в себе необходимые вокальные навыки.
Первый вокальный навык, который дети должны усвоить - это медленное, распевное, связное пение. При исполнении быстрых песен ученикам труднее вести мелодию, следовательно, труднее чисто интонировать. Названный навык вырабатывается на песнях медленных, кантиленных, таких как колыбельные песни, песни ласкового звучания. Их образное содержание не позволяет детям " кричать", петь открытым звуком.
При воспитании чистой интонации необходимо учитывать диапазон детских голосов, вокальность мелодии.
Хорошие результаты дает разучивание песен, которые легко поются без инструментального сопровождения - это народные песни.
К моменту, когда дети начнут петь с листа, навык пения без поддержки инструмента должен быть в какой-то степени выработан. Используя же песни с аккомпанементом, целесообразнее выбирать те, у которых сопровождение не дублирует мелодию (Аренский "Кукушка", белорусская народная песня в обработке Полонского "Перепелочка").
Чистота интонации особенно зависит от того, насколько у ребенка развиты внутренние музыкальные представления, т.е. насколько он ясно представляет себе мелодию выученной песни, насколько ясны представления, которые вызывают у него незнакомый нотный текст. Поэтому, начиная с первого класса, я провожу с учениками наиболее часто используемую форму работы над внутренним слухом: пение знакомой песни частично вслух, частично "про себя" (по моему знаку). Если ученикам уже знакомы понятия запев и припев, можно дать задание: запев петь вслух, а припев - "про себя". Когда ученики научатся разграничивать на слух музыкальные фразы, им можно предложить чередовать таким же образом пение фраз.
В песнях, имеющих вступление, я играю первый аккорд, или первый звук вступления, остальную часть ученики должны прослушать внутренним слухом, а по окончании вступления вовремя запеть вслух.
Если задание дается группе детей, то я все время отмечаю рукой темп, так как у детей, особенно подвижных и возбудимых, имеется склонность ускорять ту часть песни, которая поется "про себя".
Успешной выработке внутренних представлений способствует пение песни "про себя" показом ритмического рисунка руками. Задания на выработку внутренних музыкальных представлений нужно усложнять по мере развития слуховых навыков: с помощью внутреннего слуха переключиться с мажора на минор и наоборот, в одноименных и параллельных тональностях спеть мелодию пройденного интервала или аккорда, не называя звуков, после выучить по нотам мелодию и спеть ее, не называя звуков; спеть выученную по внутреннему представлению песню со словами. Перед каждым заданием дается соответственная установка и время на обдумывание, и внутреннее слушание.
Такова предварительная, подготовительная работа перед чтением с листа.
Прежде чем начать петь с листа, ученики должны хорошо знать ноты в пределах первой октавы, ощущать разницу длительностей, пульсацию-долю в исполняемой песне и в прослушанной инструментальной пьесе, слышать тонику в знакомой песне и уметь завершить тоникой незнакомую мелодию. Нужно дать представление о нотном тексте, как о записи конкретной мелодии.
Чтобы преодолеть формальное отношение к нотному тексту, полезно исполнять знакомую песню, чередуя пение со словами и пение без слов - сольфеджио, но соблюдая ту же выразительность. Ведь ученики часто нарушают темп, мелодическую линию, ритмический рисунок, поют нотами с грязной интонацией даже знакомую песню.
Проверить, вызывает ли у учеников нотный текст правильные слуховые представления можно таким образом: дать звук "до", затем называть следующие звуки в поступенном движении то вверх, то вниз и предложить ученикам правильно их интонировать. Затем можно предложить по нотному тексту вести голос в поступенном движении, согласно мелодическому рисунку без названия нот, по нотному тексту узнать знакомую мелодию. Эти упражнения полезно проводить как со всей группой, так и с каждым учеником в отдельности.
Подготовительные формы работы над чтением с листа.
Их основная задача фиксировать внимание детей и отрабатывать процесс не весь сразу, а по частям.
а) Чтение нот в ритме, или сольмизация.
Этот прием помогает овладеть техникой называния нот, отсутствие которой часто тормозит чтение с листа. Полезно проводить его, меняя темп. При чтении нот обязательно дирижировать.
б) Отстукивание ритма примера.
в) Предварительное пропевание отдельных оборотов примера. Особенно этот прием нужен при освоении новых интонационных трудностей. (Работа проводится по нотному тексту)
г) Разучивание отдельных оборотов.
Я даю в настройке и в распевании особенно трудные места и непривычные обороты, которые встретятся в примере. Причем играю их, чтобы детей ознакомить с новой интонацией, а дети разучивают, запоминают их. Полезно разучивать эти обороты с соответствующей гармонической поддержкой.
Большое значение для чтения с листа имеет предварительный анализ.
Анализ должен быть простым, общим: тональность, размер, темп и обязательно структура мелодии - членение на фразы, наличие повторности, варьирование, в отдельных случаях - секвенции, ходов по звукам аккордов. Важно научить детей хорошо настраиваться в тональности: спеть гамму, трезвучие, отдельные ступени и т.д. Обычно настройка поется всей группой. Хорошо включить в нее интонации из последующего примера.
Полезно мелодию, прочитанную с листа в классе, дать ученикам выучить дома, чтобы добиться хорошего выразительного исполнения.
Разученные примеры полезно петь не только нотами, но и на слоги "ле", "та", и другие, с текстом, в другой тональности, что учит детей быстро ориентироваться в данной настройке.
При чтении с листа продолжается развитие внутреннего слуха при помощи мысленного пения. Следующие приемы способствуют воспитанию этого важнейшего навыка:
а) На доске записывается знакомая мелодия; задача учеников пропеть ее и узнать. (Чтобы дети не узнали ее зрительно, мелодию следует записать в другой тональности.)
б) На доске или в учебнике записана короткая попевка в 2-4 такта, незнакомая детям. Видя нотный текст, они должны мысленно представить ее звучание; затем я играю записанное, и дети проверяют свои представления. Иногда можно умышленно сделать ошибки, чтобы дети заметили их.
в) На доске пишется небольшой по объему пример (2-6 тактов), дети мысленно пропевают его. Затем пример стирается с доски, и дети поют его по памяти, с названием нот, или на слог "та", "ля". В первом случае, названия нот помогут детям спеть пример, то пение со слогами помогает проверить именно заполнение мелодии.
Важно в чтении с листа научит детей слушать себя и все время смотреть вперед.
В своем настоящем виде чтение с листа выступает в исполнении музыкальных примеров без подготовки, самостоятельно, после предварительной тональной настройки. В младших классах - вслух, а в старших - по одному, данному на инструменте звуку или спетому голосом, либо тоническому трезвучию.
Трудность чтения с листа в том, что дети должны выполнить одновременно несколько задач: интонировать мелодию, соблюдать ритмический рисунок, сохранять темп, слушать свое пение. И при этом все время смотреть вперед. Это дается не сразу. Поэтому примеры для чтения с листа должны быть легкими, состоять из знакомых интонаций и ритмических фигур.
Педагогу следует обратить особое внимание на равномерность пульсации, на соблюдение начального темпа. Если ученику мешает рука при дирижировании, можно разрешить просто отмечать рукой доли, не соблюдая схемы жестов. На ошибки при пении можно указать после исполнения мелодии, так как частые остановки, поправки приводят к искажению темпа, нарушению цельности исполнения мелодии. Можно помочь ученику, подпевая в трудных местах или указывать на дальнейший ход мелодии, лишь бы не нарушалась непрерывность течения мелодии.
Не следует слишком много заниматься индивидуальным чтением с листа. Для тренировки очень полезно беглое чтение проводить хором, группой. При этом слабые ученики будут тянуться за более сильными, точнее будет интонация. Для слабых учеников полезнее работать и добиваться нужного качества в других формах чтения с листа, которые были указаны ранее.
Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с названием нот, т.е. сольфеджирование. Приемы сольфеджирования могут быть разнообразными.
а) Пение "цепочкой", по группам или по 2-3 человека. Смена групп должна проводиться по фразам, не нарушая формы мелодии. Не поющие, в данный момент, ученики все равно мысленно воспроизводят мелодию, что активизирует работу класса, собирает их внимание.
б) Пение с гармонической поддержкой или с аккомпанементом. Помогая детям сохранять ладотональную перспективу при пении, этот прием хорошо развивает творческую инициативу, организует процесс пения во времени. Творческое воображение при чтении с листа воспитывает способность предслышать развитие мелодии.
в) Пение в разных темпах необходимо для развития техники сольфеджирования. Конечно, для чтения с листа в быстром темпе следует использовать более легкие примеры.
Кроме сольфеджирования очень полезно пение на слоги "та", "ле" и другие. Этот прием помогает проверить внутренние представления детей о звучании написанной мелодии, непосредственно связывая зрительные впечатления со звуковыми. При сольфеджировании названия нот помогают интонированию, но несколько отвлекают от вслушивания в мелодическую линию в целом.
Работая над чтением с листа, я стараюсь увлечь детей этой интересной формой работы, показать, как, глядя в ноты, озвучить и услышать написанную музыку, не прибегая к инструменту. Это очень важно - приучить детей к тому, что во время пения нельзя подыгрывать себе.
На каждом уроке следует отводить 20-25 минут работе над чтением с листа, используя разные приемы и формы. Петь, в основном, группой, а для контроля спросить несколько учеников индивидуально.
На контрольные уроки в конце четверти следует предложить пение одного или двух выученных примеров и одного, более легкого для пения с листа. В оценке музыкальных данных и успеваемости ученика уровень чтения с листа должен быть одним из основных критериев.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Е.Золина, Л.Синяева, Л.Чустова "Сольфеджио для 6-8 классов" Москва 2003-2004, изд. "Классика-XXI"
- В.Середа "Музыкальная грамота. Сольфеджио. Учебное пособие для 6 классов музыкальных школ. Теоретические сведения, практические, аналитические и творческие задания" Москва 2003-2004, изд. "Классика-XXI"
- Г.Фридкин "Чтение с листа на уроках сольфеджио" Москва 1982, изд. "Музыка"
- Е.Давыдова "Сольфеджио 5 класс ДМШ. Методическое пособие" Москва 1981, изд. "Музыка"
- М.Мешкова "Чтение с листа на уроках сольфеджио" Москва 2007, изд. "Классика-XXI"
- М.Мешкова "Чтение с листа на уроках сольфеджио на материале диатонических ладов" Москва 2007, изд. "Классика-XXI"
- В.Вахромеев "Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ" Москва 1978, изд. "Музыка"
- В.Серединская "Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио" Москва 1962, изд. "Музыка"
- И.Русяева "Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио" Москва 1989, изд. "Музыка"