Литература
-
"Интегрированный урок литературного чтения (с музыкой, ритмикой и информатикой) на тему «А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино». 2-й класс" 2010
Урок обобщает знания учащихся по прочитанному произведению. Расширяет кругозор по теме "Авторские сказки" и продолжает знакомство с понятием "повесть-сказка".
-
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист" 2011
Цели урока: изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина; дать историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф. Рылеева "Гражданин"; составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева; воспитывать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
-
Интегрированный урок истории и литературы "Чудовищная нелепица войны". Исторический и художественный взгляд на Кавказскую войну (по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат") 2009
Настоящий урок призван показать исторический и художественный взгляд на одно из событий эпохи Николая I - Кавказскую войну. Историческая реальность предстает в ходе урока в виде академических исторических справок и исторических эпизодов, художественно воплощенных на страницах повести Толстого "Хаджи-Мурат". Урок помогает осмыслить отношение писателя к эпохе Николая I и Кавказской войне как исторической необходимости и "чудовищной нелепице", способствует пониманию понятий нравственности и власти, их роли в жизни людей и общества.
-
Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» 2013
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской характеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения.
-
Интегрированный урок истории и литературы в форме конференции "Жив народ, пока жива его память" (посвящен 65-лению битвы под Москвой). 11-й класс 2009
Одной из форм патриотической работы в школе являются интегрированные уроки истории и литературы, оказывающие огромное влияние на сознание учащихся. Идеи патриотизма раскрываются перед ними в ярких эмоциональных образах, которые пробуждают чувства сопереживания, благодарности мужественным защитникам Родины.
-
Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс 2006
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
-
Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона" 2014
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками.
-
Интегрированный урок истории, литературы и краеведения 2007
Параллельное сосуществование исторического и литературного материала позволило реализовать идеи интеграции на обучающем, развивающем и воспитывающем уровнях. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.
-
Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века" 2010
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов).
-
Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии" 2009
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
-
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы по теме "Национальное самосознание". 11-й класс 2012
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального характера. Также школьники отрабатывают умение анализировать стихотворения.
-
Интегрированный урок исторической памяти русского народа. Тема: "Защитники православной земли Русской" 2008
Историческая память живёт в сердце русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, но пришедшие к нам из глубины веков жития героев - защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются. Вспомним героев - защитников Отечества, и среди них Александра Невского.
-
Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги" 2007
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
-
Интегрированный урок как одно из средств повышения активности обучающихся на уроке 2022
Одним из основных предметов в общеобразовательной школе является литература. Она связана с другими учебными предметами: с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой. Эта взаимосвязь обогащает и углубляет литературные знания обучающихся и благотворно влияет на усвоение смежных дисциплин. Стремление к результативности учебного процесса вынуждает педагога преодолеть случайность в установлении межпредметных связей, отдавая предпочтение систематическому использованию информации и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно влияют на литературном образовании обучающихся. Установив личные контакты с преподавателями других дисциплин, изучив программы и учебники этих предметов, словесник сможет добиться последовательности и гибкости в решении проблемы интегрированных уроков.
-
Интегрированный урок литература + история + музыка по теме "Ленинградцы - дети мои, Ленинградцы - гордость моя" 2011
Задача учителя наглядно и образно воссоздать картины жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады; сформировать метапредметные знания через осознание учащимися неразделимости искусства и жизни.
-
Интегрированный урок литература + математика по теме "Символика Золотого сечения в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Пентаграмма в композиции романа" 2010
В ходе урока дети приобретают системные качественные знания по математике (понятие о Золотом сечении, числе "фи"; построение и "загадка" пентаграммы) и литературе (две композиции романа: печатная и хронологическая; кульминация эпизода).
-
Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс) 2010
Интегрированный урок литературы и музыки в 9-м классе с целью представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине.
-
Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой" 2010
На уроке осуществлялся дифференцированный подход.
-
Интегрированный урок литература + руский язык по теме "Рассказы М.М. Пришвина о природе" 2010
Учитель раскрывает ребятам мир единения человека и природы, простоту, точность, живописность языка произведений М.М. Пришвина. Обобщает знания учащихся о строении слова, его составе, о том, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове.
-
Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". (5-й класс) 2010
Урок рассчитан на 2 часа. Целью урока является обучение лингвистическому анализу текста на основе изученного произведения, формирование видения взаимосвязи литературоведения и лингвистики. Вид урока - повторение и обобщение знаний по изученным темам. В уроке даны упражнения по лексике и синтаксису.
-
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. М.Пришвин "Выскочка" 2008
Конспект урока по рассказу М.М. Пришвина "Выскочка". На уроке совмещается отработка приемов акцентного вычитывания, анализа текста и знакомство с окружающей средой. Приведен фактографический материал о жизни и творчестве писателя.
-
Интегрированный урок литературного чтения и рисования по ТРИЗ-педагогике 2008
Интегрированный урок чтения и рисования по теме "Сказка «Стальное колечко»" К.Паустовского для учащихся 2-го класса способствует совершенствованию навыка чтения.
-
Интегрированный урок литературы "Провинциальна ли провинциальная культура?" 2009
Формирование общей культуры личности обучающихся не может быть реализовано, если школьники не будут знать историю, культуру того региона, где они растут и формируются как личности. Предлагаемый урок является заключительным в системе занятий по литературно-историческому краеведению и носит интегрированный характер (литература + история + искусство).
-
Интегрированный урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…" 2012
На уроке обобщаются полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя. Акцентируется внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края. Учитель показывает единство "Очерка зимнего дня" С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в освещении темы родины. У учащихся развивается чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.
-
Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) по теме "Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии" 2011
Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) «Камешки на ладони» по теме «Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии» проводится в 7-м классе. Учащиеся знакомятся с жанрами китайской поэзии – цзацзуань и синквейн. А также японской поэзии – хокку.
-
Интегрированный урок литературы (смешанный тип) на тему "Пугачев как вождь народного восстания" 2008
На данном уроке устанавливается межпредметная связь с историей, живописью, кино. Цель данного урока: показать, чем отличается Пугачев, увиденный глазами писателя от Пугачева, представленного историческими источниками и произведениями живописи.
-
Интегрированный урок литературы в 11-м классе на тему «"Гранатовый браслет" – рассказ о прекрасной, могучей любви» 2009
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности - мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности исследовательского, художественно-эстетического характера, что способствует развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти речи, обогащению эмоционального мира.
-
Интегрированный урок литературы в 4-м классе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Сравнительный анализ басен" 2013
Цель урока - расширение знаний учащихся об истории жанра басен в мировой литературе. Основные задачи урока: развитие навыков системного анализа (в том числе и сравнительного); необходимо научить ребят определять художественные особенности басен и авторский стиль, давать определения литературоведческими понятиями по ФСП; воспитывать в них моральные и духовные качества посредством литературы, развивать литературные способности учащихся.
-
Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!" 2009
Урок поможет обогатить духовный мир учащихся, воспитать эстетическое отношение к природе, поможет увидеть красоту весенних преобразований посредством разных видов искусства. Сравнительный анализ произведений музыки, живописи и поэзии будет способствовать наилучшему усвоению таких литературоведческих понятий, как противопоставление, олицетворение, сравнение, эпитет, звукопись.
-
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" 2008
Проблема интеграции стала одной из ведущих на уроках русского языка и литературы, так как перспективная цель таких уроков – показать ученикам глубокую взаимосвязь разных наук, развить общеучебные умения и навыки. Интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.