Интегрированный урок литература + русский язык. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". (5-й класс)

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 5


Тема: Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"

Лингвистический анализ художественного текста (2 часа).

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по изученным темам на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • Развивать умению анализировать художественный текст, формируя видение взаимосвязи литературоведения и лингвистики.
  • Обучать умению отбирать материал из текста для работы над определённой темой.
  • Закрепление знаний по темам: "Типы речи", "Словосочетание", "Лексическое значение слова", "Виды предложений по цели высказывания", "Виды предложений по интонации", "Строение предложений".
  • Формировать интерес к учебно-исследовательской деятельности.

Средства: текст произведения в учебнике литературы 5 класса, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин А. Киселев "Горный пейзаж (Кавказские вершины)" (1880), А. Мещерского "Кавказ" (1873).

I. Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся. Подготовка к работе.

Презентация.

II. Сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.

Есть особый специфический вид общения между людьми - с помощью письменных текстов. В нём участвуют автор и читатель. А текст является между ними посредником.

  • Текст - это определённая реальность: за ним всегда стоит автор.
  • Текст - это авторское открытие, осознание им тех или иных сторон действительности и его умение выразить эту действительность средствами языка.

Чтобы состоялось общение, мы читатели должны воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет. Кажется, что способность понимать тексты не содержит ничего исключительного. Однако, понимание текста не менее сложно, чем его создание.

Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами являются слова, словосочетания, предложения, а также взаимосвязь между ними. Все эти сигналы воздействуют на нас в процессе чтения. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать эти обращенные к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.

Сегодня на уроке мы превратимся в читателей-исследователей, в читателей-лингвистов (т.е. языковедов) и в читателей-литературоведов. Мы будем учиться устанавливать правильные взаимоотношения с сигналами текста.

Для анализа мы возьмём известный нам текст, литературно-художественный текст, - произведение Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".

III. Работа с текстом.

1. Первейшее условие верного восприятия текста - понимание каждого его слова. Каждое слово в произведении не бывает случайным. С. Маршак писал: "На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку".

- Какой раздел русского языка изучает лексическое значение слов? (Лексика)

Итак, обратимся к лексикологии.

Мы начнем с вами с разбора названия произведения.

"Кавказский пленник"

Кавказский - Кавказ

КАВКАЗ, территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, в пределах Альпийской складчатой области св. 500 тыс. км2. Делится на Северный Кавказ, Предкавказье и Закавказье.

Многие художники, восхищаясь красотой Кавказа, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов.

Фотографии и репродукции картин с видом Кавказа.

У величайших русских поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа.

Отрывки из стихотворений А.Пушкина, М. Лермонтова.

Чтение стихотворений учителем.

КАВКАЗ
А.Пушкин

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы голодной волной:
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

КАВКАЗ
М.Лермонтов

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ. 

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

Отрывок из поэмы "Кавказский пленник"
М. Лермонтов

:Там Терек издали кружит,
Меж скал пустынных протекает
И пеной зыбкой орошает
Высокий берег; лес молчит;
Лишь изредка олень пугливый
Через пустыню пробежит;
Или коней табун игривый
Молчанье дола возмутит.

Лежал ковёр цветов узорный
По той горе и по холмам;
Внизу сверкал поток нагорный
И тёк струисто по кремням:

 (Тексты стихотворений находятся также и у учащихся.)

А теперь найдём описание природы Кавказа в рассказе Л. Толстого.

В главе IV.

"На полдни за сарай лощина, табун ходит,.." до "И так и думается ему, что это самое крепость русская:"

Есть ли схожесть в описании Кавказа у художников, поэтов и Л. Толстого.

Восхищается ли он так же Кавказом?

Л. Толстой тоже бывал на Кавказе.

А теперь давайте узнаем, какие чувства вызывал Кавказ у Льва Толстого.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки"(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912).

Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода".

Именно эта тема и звучит в названии

"Кавказский пленник" = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен)

И еще одно значение слова "кавказский"? - Главные герои попадают в плен на Кавказе.

Кто взял их в плен? - Жители Кавказа, кавказцы. Кто это такие?

КАВКАЗЦЫ - это горские народы, в большинстве своём исповедующие мусульманскую религию (чеченцы, дагестанцы, осетины, ногайцы, аварцы и татары).

Почему кавказцы взяли русских офицеров в плен?

"На Кавказе тогда война была".

Какая война была тогда на Кавказе?

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.

Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Но, зная историю Российского государство и географическое местоположение Кавказа, мы, читатели можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, на самом сюжете, на интересе читателя к судьбе героя.

Словарная работа.

Но с помощью отдельных слов (лексических единиц) Толстой погружает нас в мир одного из горских народов - татар. Какие это слова?

Это слова, взятые из татарского языка, который относится к тюркским языкам.

И вот здесь для нас важно знать лексическое значение этих слов-"незнакомцев".

(Учащиеся предварительно получили задание выписать незнакомые слова из текста произведения. Список слов составлен учащимися до урока)

  •  Аул - татарская деревня;
  • Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;
  • Сакля - жилище кавказских горцев;
  • Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
  • Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
  • "Айда!" - "Идём!"
  • Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;
  • Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;
  • Буза - татарское пиво;
  • Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;
  • Чалма - головной убор у мусльман;
  • "Урус" - русский
  • Джигит - молодой человек; молодец, удалец;
  • Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";
  • Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;
  • Мекка - священное место паломничества мусульман;
  • Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;
  • Алла! - обращение к Богу;
  • Мулла - служитель культа у мусульман.
  • Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат

Кроме того, чтобы погрузить нас в мир татарского аула, Л. Толстой даёт читателю описание одежды и внешнего вида татарина (мужчины), татарки (женщины), татарских мальчишек и татарской девочки. Также даётся описание татарского аула.

IV. Выполнение языковедческих упражнений.

ЗАДАНИЕ. Выпишите словосочетания (по вариантам) из Главы II.

Какие виды словосочетаний получились?

В большинстве сущ. + прил.

Вывод: Большую роль в описании играют прилагательные-эпитеты, которые помогают автору при создании ярких, точных образов.

Как вы думаете, почему в описании внешнего вида татарских детей и женщин Толстой использует уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Примеры: молоденькая, татарчонка, в рубашонке, девочка тоненькая, худенькая; галунчиком обшит.

Вывод: Автор, как и его главный герой, по-доброму относится к детям и женщинам в татарском ауле. Именно поэтому они и ответят ему взаимностью.

В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

повествование, описание и рассуждение

(мы очень скоро будем изучать их на уроках русского языка)

Как вы думаете, какой тип текста использовал Толстой, характеризуя кавказский пейзаж, вид татарского аула и одежды, внешнего вида татар.

Вывод: Тип текста описание используется для зарисовки писателем картин природы, пейзажей и портретов героев.

Найдите в Главе III два описания: портрет человека и картину местности

(старик-татарин и его жилье). Зачитайте.

А какой тип текста использован в рассказе хозяина Жилину о старике-татарине (конец Главы III)? А в большинстве прозаических литературных произведениях при передаче сюжета (развития действия, событий)? - повествование.

Перейдем к характеристике главных героев.

  • Кто главные герои? - Жилин, Костылин, Дина.
  • Даёт ли Толстой развернутые портреты героев через описание? - Нет, только отдельные характеристики. Читателю предоставляется право самому сделать вывод о личностях героях, самим составить характеристики.
  • Как вы думаете, могут ли быть случайными имена героев?
  • Что они могут значить?
  • Что такое "жила"? - прочное окончание мышц; отсюда слова "жилистый", "двужильный". Так говорят о выносливом, крепком человеке.

Жилин = действие.

  • Что такое "костыль"? - палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.

Костылин = бездействие.

Проанализируем, какую роль играет лексическое значение фамилий главных героев. Составим сравнительную характеристику героев по их поведению, описанию и отношению к ним автора и людей, которые их окружают.

Жилин Костылин
офицер русской армии;

"хоть не велик ростом, а удал был""

сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже";

о нём татары: "ты все серчаешь";

"корош урус"

"на всякое рукоделье мастер был"

офицер русской армии;

"грузный, толстый, весь красный";

о нём татары "смирный"

Поведение героев во время нападения татар
"доберусь до ружья, я сам не дамся" "заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости"
Поведение героев во время побега
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется не соратник, а обуза;

страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует

 Возвращаясь к названию произведения.

Почему называется "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"?

Почему в единственном числе, ведь пленников было два? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)

V. Выполнение синтаксических упражнений.

Анализ использования видов предложений по цели высказывания и по интонации в произведении

1. По цели высказывания.

- Большинство предложений повествовательные. Почему? Идёт развитие действия, происходят события, о которых сообщает, повествует автор. Рассказ - это повествование.

- Когда используются побудительные и вопросительные предложения? Анализируем примеры.

  • "Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу" - в личном письме от матери.
  • "А не уехать ли одному без солдат? Или не ездить?" - монолог героя.
  • "Ты подожди внизу, а я только взгляну" - _____________________________.
  • "Пить, воды, пить дайте" - ________________________________________
  • "А много ли он хочет выкупа?" - ____________________________________
  • "Зачем ты к старику ходил?" - _____________________________________

Приведите свои примеры.

2. По интонации.

Восклицательные предложения:

  • "Вынимай ружьё!"
  • "Как взрадуется Дина!"
  • "Хорошо, Иван, хорошо!"
  • "Ай, урус! ай, Иван!" "Братцы! выручай, братцы!"

Что они выражают? Приведите свои примеры из текста.

Анализ строения предложений.

ЗАДАНИЕ. Распределить предложения на простые и сложные, нарисовать схемы:

1. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.

2. Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз.

3. Сняли татары седло, сбрую.

4. Рубаха оборванная, вся грудь голая.

5. Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут.

6. Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть.

7. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг.

8. Пришёл ногаец, скуластый, в одной рубахе.

  • Простые - ________________________
  • Сложные - ________________________

ЗАДАНИЕ. Найти предложения с обращениями:

Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал.

Почему герой так обращается к лошади?

Братцы! выручай, братцы!

Приведите свои примеры.

Предложения с однородными членами.

ЗАДАНИЕ. Найдите и подчеркните однородные члены.

1. Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

2. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам.

3. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов.

4. Жилин губами и руками показал, чтобы пить ему дали.

5. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.

Заключительная переменка. Мини-тест.

Поставьте знак "+" или "-":

1. События происходили осенью. (-)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

1   6  
2   7  
3   8  
4   9  
5   10  

Оценивание:

  • нет ошибок - "5";
  • 1-2 ошибки - "4";
  • 3-4 ошибки - "3".

VI. Подведение итогов урока.

Список использованной литературы.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 на CD/

2. Г. Граник, С. Бондаренко, Л. Концевая "Как учить работать с книгой", Москва, 1995

3. С. Беломестных, М. Корнееве, И. Золотарёва "Поурочные разработки по литературе, 5 класс", Москва, 2002 (стр.302, 304, 306)