Интегрированный урок литературы (смешанный тип) на тему "Пугачев как вождь народного восстания"

Разделы: Литература


Комментарий к уроку:

Историческая повесть “Капитанская дочка” А.С. Пушкина изучается в 8 классе по программе В.Г. Маранцмана. Урок рассчитан на 1 час. К уроку нужно приготовить иллюстрации С. Герасимова к произведению “Капитанская доска”, портрет Е. Пугачева, приложенный А.С. Пушкиным к изданию “История Пугачевского бунта”, а также фрагменты из одноименного кинофильма (сцену освобождения Марии Ивановны и сцену убийства капитана Миронова).

Цель: Показать, чем отличается Пугачев, увиденный глазами писателя от Пугачева, представленного историческими источниками и произведениями живописи.

Задачи:

  1. Установить теоретическую разницу между историческим трудом и исторической повестью;
  2. Показать личность Пугачева как предводителя народного восстания и как человека;
  3. Сопоставить материалы, посвященные фигуре Ем. Пугачева в “Истории Пугачевского бунта” А.С.Пушкина и исторической повести “Капитанская дочка”;
  4. Сопоставить образ Пугачева в сцене освобождения М. Мироновой и в сцене казни капитана Миронова;
  5. Сопоставить вышеназванные сцены с кинолентой.

Тип урока по уровню интеграции: межпредметный.

Ход урока

Блок 1. Литература.

  1. Определение темы. Постановка учебных задач.
  2. Каков объем глав повести посвящен Пугачеву? О чем они повествуют?
  3. Согласны ли вы с утверждением П.А. Вяземского: “Сам Пугачев обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь” и словами М.Цветаевой: “Пушкин Николая опасался, Петра боготворил, а Пугачева любил”?

Блок 2. История.

Исторический труд А.С. Пушкина “История Пугачевского бунта”.

  • Сопоставление описания образа Пугачева в “Истории Пугачевского бунта” (см. ниже) и “Капитанской дочке” (гл. 2).

“История Пугачевского бунта”

“…Ем. Пугачев, зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое пятно и на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью…”.

Глава 2. Вожатый.

“Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольное, приятное, но плутовское. Волоса его были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”.

  • Как автор рисует портрет Пугачева на страницах исторического труда и исторической повести?
  • В чем сходство этих портретов?
  • В чем их различие?

Можно добавить к этому материалу фрагмент письма Бенкендорфу от 6 декабря 1833 года: “…Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание государя императора, но ныне осмеливаюсь просить на то высочайшего соизволения; я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко временам Пугачева, но, нашед множество материалов, оставил вымысел и написал “Историю Пугачевщины”. Осмеливаюсь просить через ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение. Не знаю, можно ли мне будет ее напечатать, но смею надеяться, что сей исторический отрывок, будет любопытен для его величества особенно в отношении тогдашних военных действий, доселе худо известных…”. Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название “История Пугачева лучше заменить на “Историю Пугачевского бунта”.

Блок 3. Литература.

Один из современников Пугачева так говорил о его внешности: “Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и суховатое, нос горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове черные, борода черная же, но с небольшой сединой. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие ж, шапку казачью”. Другой отмечает: “Лицо он имеет смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные; рост его средний, или меньше; в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок”.

  • Сравните эти описывания с деталями портрета Пугачева в 7, 12 главах “Капитанской дочки”.
  • Чем отличается портрет Пугачева, воссозданный в повести, от свидетельств современников?
  • Почему, по вашему, Пушкин (через “посредство” Гринева) именно такими деталями рисовал внешность героя?
Глава 7.

Приступ.

Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке: это был сам Пугачев.

П. сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

П. грозно взглянул на старика и сказал: “Как ты смел противится мне, своему государю?” П. мрачно нахмурился и махнул белым платком.

П. протянул мне жилистую свою руку.

Наконец П. встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Два казака взяли его под руки и посадили на седло…П. уехал; народ бросился за ним.

Глава 12.

Сирота.

П. взглянул грозно на Швабрина: “И ты смел меня обманывать! – сказал он ему. – Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?”

Швабрин упал на колени…В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением я глядел на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. П. смягчился.

Потом обратился к Марье Ивановне и сказал ей ласково: “Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь”.

- Что, ваше благородие? – сказал смеясь П. – Выручили красную девицу! Как думаешь не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать? Пожалуй, я буду посаженным отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем – и ворота запрем!

Казалось, суровая душа П. была тронута. “Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!”

  • Как изменился портрет Пугачева? (Оборванный армяк и татарские шаровары он сменил на красный казацкий кафтан, обшитый галунами.)
  • С чем связаны такие перемены?
  • Что примечательного в поведении Пугачева в этих сценах?
  • Какой портрет Пугачева можно создать, используя материалы этих сцен?

Блок 4. Живопись.

После подробного обсуждения таблицы, можно предложить учащимся произведения живописи А.С. Пушкина и С. Герасимова, изображающие Пугачева. С. Герасимов изобразил Пугачева, сидящего под образами в окружении своих товарищей.

  • Какому эпизоду повести соответствует данная иллюстрация? Докажите словами из текста.
  • Сравните фрагмент повести с иллюстрацией. Что внес художник в картину нового, чего не описывалось в эпизоде? Что, по вашему мнению упустил?

Очень интересен учащимся знаменитый двойной портрет Екатерины II и Пугачева. После взятия Илецкого городка повстанцам хотелось создать парадный портрет “царя Петра III”. Нашли портрет Екатерины II, проткнутый пиками, заштопали, а затем создали портрет Пугачева. На обороте сделали надпись: “Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня”. Этот портрет был найден только в 1924 году. Стали реставрировать и обнаружили под ним портрет Екатерины. В результате решили оставить оба лика.

Интересно также использовать картину под грозным названием “Пугачев устрашающий”. На полотне испуганный Пугачев, уронив шапку, отпрянул, а из нижнего правого угла картины к нему в облаках дыма тянется из преисподней горбоносый дьявол..

Блок 5. Кино.

Показ фрагментов киноленты: сцены убийства капитана Миронова и казни Пугачева.

  • Сопоставление эпизодов.
  • Сравнение портрета Пугачева.

Блок 6. Литература.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.