Цель: представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине.
Задачи: познакомить с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь»; выявить сходство и различие в сюжете «Слова…» и оперы, закрепить знания по содержанию текста, обобщить сведения, связанные с идеей «Слова…» и его значением в русском искусстве.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний (по тексту «Слова…»); урок-интеграция.
Метод: исследовательский (сравнительный анализ сюжета текста и оперы).
Оборудование: текст «Слова о полку Игореве» (в переводе Н.Заболоцкого), иллюстрации И. Билибина и И.Глазунова «Князь Игорь», В.М.Васнецова «Богатыри», портрет композитора А.П.Бородина, проектор для показа эпизодов оперы,
ХОД УРОКА
1. Слово учителя литературы о значении «Слова…» в русском искусстве. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. До сих пор он волнует современных исследователей, писателей, ученых, художников, музыкантов.
В литературе книга переведена на десятки языков (в том числе английский, японский) и вошла в золотой фонд мировой литературы. На русском языке – 25 переводов поэтов 19 и 20 века. Мотивы «Слова…» отразились в творчестве русских поэтов – от Пушкина до современных поэтов.
В живописи. Поход князя Игоря на половцев изображали великие художники: Виктор Васнецов, Владимир Фаворский, Илья Глазунов, Иван Билибин. В своих героях художники подчеркивали лучшие нравственные качества.
В музыке. Великий русский композитор 19 века, Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), написал оперу «Князь Игорь».
2. Озвучивание задач урока
3. Слово учителя музыки о композиторе и его опере. Повторение и запись терминов «опера», «ария», «либретто».
Опера – музыкально-драматическое
произведение, в котором герои поют в
сопровождении оркестра. (Синтез слова,
сценического действия и музыки).
Ария – законченный по построению эпизод в
опере, является музыкальной характеристикой
героя
Либретто – литературный текст оперы,
балета.
Опера «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве.
4. Постановка главного вопроса урока: в чем сходство и различие в сюжете текста и оперы?
5. Заполнение таблицы (правый столбец) по ходу просмотра фрагментов оперы. Наблюдение над различиями в сюжете и сравнительный анализ (работа с текстом).
«Слово о полку Игореве» | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» – различия: |
1 часть: сборы в поход. Затмение солнца. | |
2 часть: «златое» слово Святослава. | Ария Игоря. Он чувствует свою вину в гибели воинов. |
3 часть: плач Ярославны | |
Половецкие пляски | |
возвращение Игоря из плена | Игорь сначала отказывается от побега. |
прославление Игоря и князей. |
Вывод: А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…».
6. Подведение итогов
– В чем заключается главное сходство в
финале? (Прославление Игоря, князей,
несмотря на поражение в битве с половцами).
– В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли
она в опере? (В «Слове…» к объединению
русских князей призывает Святослав, а в опере
эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале).
Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»: Русская земля – основной художественный образ «Слова…» и картины. Вера в победу и добро, в силу Русской земли сильна и в творчестве неизвестного автора «Слова…», и художника В.М.Васнецова, и композитора А.П.Бородина.
К сожалению, предоставить фрагменты из оперы на представляется возможным, т.к. опера записана на диск целиком и возможности вырезать фрагменты нет. Предоставляем аудиофайлы оперы (Приложение).