Цели:
1. Изучить историю древнерусского государства середины X в., дать оценку правления княгини Ольги.
2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.
3. Углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.
4. Закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию.
Оборудование:
– историческая карта "Киевская Русь IX – X вв.",
– атласы " История России с древнейших времен до кон. Х VII в.",
– исторические документы: Н.М. Карамзин " История государства Российского", " Правда Роськая", "История в лицах", свидетельства историков, отрывок из "Повести временных лет" (эпизод " Месть Ольги"); С.М.Соловьев "История государства Российского";
– репродукции портрета Ольги, репродукция картины В.М. Васнецова "Летописец Нестор", репродукция древнерусской миниатюры "Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись", репродукция скульптуры М.М.Антокольского "Нестор – летописец".
Опережающие задания:
– работа с историческими документами по вопросам,
– чтение отрывка "Месть Ольги", приведение доказательств того, что он имеет фольклорную основу;
– индивидуальные ролевые задания "историку": рассказ о Несторе, "искусствоведу": рассказ по древнерусской миниатюре, "лингвисту": работа со словарями.
Ход урока:
1. Постановка целей. Вступительное слово учителей.
Братья и друзья, отроки наши! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, поведем мы речь сегодня о княгине Ольге, о разных ликах ее, о деяниях ее во славу народа русского.
Узнаем мы, откуда есть пошла литература русская. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Запись темы урока в тетрадь.
2. Представление экспертов: "историка", "лингвиста", "искусствоведа". Остальные – думающие, умные, внимательные ученики.
3. Беседа.
Учитель истории: Изучая историю, восстанавливая ход давно минувших событий, как и ученые–историки, мы с вами также обращаемся к историческим документам.
– Как называются документы, которые рассказывают нам о давно прошедших днях? (Письменные исторические источники).
– Что к ним относится? (Летописи, исторические повести, описание путешествия, жития святых и др.).
Учитель литературы:
– Что такое летопись? Мудрецы советуют: чтобы понять смысл слова, зри в корень. (Летопись – писание по летам, изложение событий в форме "годовых статей").
Запись определения в тетрадь: летопись – документ, в котором изложены события в хронологическом порядке.
Совершенно справедливо говорят, что летопись – это прежде всего исторический труд. Но мы попытаемся выяснить в ходе беседы на уроках, почему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.
Действительно, летопись, которая явилась сборником древних письменных произведений, можно считать первым литературным памятником. Создавалась она не год и не два. Собиралась два века, даже больше. С глубокой древности (с XI века). У этого памятника сменилось много составителей.
Учитель истории: после моего рассказа назовите самых известных историков – летописцев.
Итак, первым летописцем был Киево–Печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. Став монахом, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
Труд его продолжили другие: в первой четверти XII века монах Киево–Печерского монастыря Нестор, самый прославленный из летописцев.
Индивидуальное задание "историка" – сообщение о Несторе.
– Скажите: на какие три вопроса пытался ответить историк Нестор в своем труде?
До нас дошла "Повесть временных лет ", переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Мы сказали лишь только о некоторых летописцах из длинной чреды авторов. Назовите самых известных историков–летописцев.
Учитель литературы: То, что до нас дошли эти имена летописцев, свидетельствует о том, какое большое значение придавали летописанию в Древней Руси. Во многом они были схожи. Это был, можно сказать, коллективный автор – древнерусский летописец.
– Попробуйте описать его. Каким вы представляете себе летописца за работой? Поможет вам в этом иллюстрация скульптуры Нестора работы М.М.Антокольского и репродукция картины В.М.Васнецова. (В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Весь погружен в работу. Лежат огромные книги в толстых кожаных переплетах с медными застежками. Буквы раньше фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила – устав. Писали на тонко выделанной телячьей коже. Скрипит гусиное перо в руке летописца, выводя заглавие книги...)
На репродукции – произведение современного искусства – скульптура Нестора, а у вас на столах – репродукции древнерусской миниатюры из Летописного свода: согласитесь, очень необычно изображены предметы.
– Почему так изображены предметы? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?
Ответы на эти вопросы искал наш "искусствовед". Ему слово.
Индивидуальное задание "искусствоведа" – сообщение о своеобразии древнерусской живописи.
Учитель литературы: Итак, чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать "язык", на котором говорит художник. Ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца вообще.
Древнерусский летописец был многосторонним человеком: для одних он важен как историк, для других как политик, он же юрист, он же литературный талант. Оживают под его пером события и люди далеких лет.
Обратимся и мы к отрывкам из этой книги.
Учитель истории: Изучая историю древнерусского государства, мы обращаемся к великому труду монаха Нестора. Предлагаю решить хронологическую задачу: в лето 6453 от сотворения мира в Киевском государстве было совершено преступление, за которое виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века.
– О каком историческом событии идет речь? За какие преступления расплатились виновные?
– Почему историк дает нам дату о жизни славян от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа? (Потому что в Киевском государстве еще не была принята новая религия – христианство.)
Поэтому для решения хронологической задачи историк дает нам еще одну дату – 5508 год (от сотворения мира) рождение Иисуса Христа.
– Итак, о каком событии идет речь? (О расправе Ольги над древлянами).
– За какие преступления расплатились виновные? (За убийство князя Игоря).
– За что же древляне так поступают с киевским князем Игорем? (За то, что хотел он собрать с них двойную дань).
- Что такое дань? И почему древляне выплачивали дань киевскому князю?
- Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье).
– К чему же мы должны обратиться, чтобы понять поступок княгини Ольги с точки зрения законности раннего средневекового общества? Работа с историческим документом – статьей Н.М.Карамзина.
Обычаи и нравы славян X века раскрывает для нас "Правда Роськая":
– Какое право утверждает первая статья этого закона? (Право кровной мести).
– Кто имеет право исполнить месть за убийство? ( Кровные родственники).
Родоплеменные обычаи и законы: кровная месть, народный суд – долго сохранялись у славян даже в период складывания государственности на территории их проживания
А теперь обратимся к сочинению другого историка – Кацвы "Киевская Русь в X веке", который также объясняет поступок Ольги.
– Что хотел подчеркнуть Нестор свидетельством о расправе? (Могущество Киева). Как объясняет историк жестокость Ольги? (Справедливость, священная обязанность, подвиг).
Учитель литературы:
В начале урока мы говорили, что "Повесть временных лет" – это не только историческое произведение, но и литературный памятник. Докажем справедливость слов Д.С. Лихачева, записанных на доске: " Повесть временных лет "...Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.
- Докажите, что фрагмент "Месть Ольги" имеет легендарную, фольклорную основу. (Троекратное повторение действий Ольги; наличие загадок, которые не могут разгадать незатейливые сваты (хотя в сказке наоборот); герои – простаки (древляне); языческие обычаи – тризна: хоронили в лодках (см. рисунок в учебнике истории, стр. 26 " Похороны знатного руса "); перед смертью омывали. Письменное изложение языческих легенд – уже литература).
- Как можно озаглавить фрагмент? ( Месть Ольги).
– Что такое месть?
Индивидуальное задание "лингвиста" – объяснение с помощью словаря значений слова « месть».
– Изучите их. В каком из них сильнее выражена негативная оценка? Что добавляет к смыслу слова месть объяснение его происхождения? О чем говорят родственные слова в других языках? (О смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому. Месть = бумеранг).
– Какое из толкований слова соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?
- Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа? ( Подчеркнутое безразличие к нравственной оценке причины гибели ее мужа).
- Как автор относится к действиям Ольги? Есть ли в тексте хоть один оценочный эпитет? (Нет. Не осуждается ее поступок, но по тому, как он описывается, прослеживается авторская позиция).
- Какой она видится автору? ( Мудрая женщина, верная памяти мужа, автор восхищается ее умом, хладнокровием; она мстит убийцам мужа).
- Какими способами она это делала? Пересказ. Ее месть направлена на невинных, а не на непосредственных обидчиков; ее месть связана с обманом, коварством; ее месть многократно по своей жестокости и размаху превзошла обиду и оскорбления.
-
А как к действиям Ольги отнесетесь вы, люди другого века, другой цивилизации? Какие чувства вы испытали к тем, кто стал объектом мести? (Жалость, сострадание к древлянам, осуждение жестокости, коварство Ольги).
Не будем забывать, что месть – одно из самых сложных и противоречивых явлений в жизни человеческого общества; его оценка зависит во многом от исторической эпохи, национальных традиций. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми знакомил нас автор "Повести временных лет". Однако и в наши дни вопросы, связанные с явлением мести по-прежнему волнуют людей.
Учитель истории:
А сейчас, юные историки, наша цель – рассмотреть и оценить правление Ольги. Посмотрим на историческую карту "Киевская Русь":
– Какие племена славян были подчинены киевскому князю?
– Сложно ли управлять такой обширной территорией? (Необходимо было заставить платить дань, вершить по праву суд в подвластных землях, подавлять недовольство подчиненных племен.)
В "Повести временных лет" дается описание государственной деятельности княгини Ольги. Обратимся к сочинению Кацвы, который систематизирует сведения, взятые из летописи.
– Что делает Ольга, завершая отмщение древлянам? (Устанавливает уроки – размеры дани). С какой целью установлен четкий размер дани? (Чтобы не было возмущения со стороны племен). Что сделано для удобства сбора дани? (Установила становища и погосты, назначила в отдаленных местностях княжеских приказчиков – тиунов).
В сочинении Н.М.Карамзина найдите свидетельства того, как была воспринята деятельность Ольги славянами, жителями Пскова. (Хранили сани как вещь драгоценную).
– Каково же значение мероприятий, проведенных княгиней, в подвластных Киеву землях? Самую яркую оценку деятельности Ольги находим в труде Н.М.Карамзина (Укрепление власти, порядок в государстве, мир по всей стране, нет военных конфликтов, войн с другими государствами, Русь стала известна в отдаленных странах Европы). Что означают слова историка: "...стала известна в отдаленных странах Европы?"
Найдите свидетельства активных международных отношений Руси с другими государствами. ( 955 г. – поездка Ольги в Византию; 959 г. – посольство Руси в Германскую империю, установление взаимовыгодных отношений с целью обмена посольствами и развития торговли).
– Каково значение столь активной внешней политики? (Ольга добилась международного признания без применения силы; сама приняла христианство). Став христианкой, узнав истинную веру, княгиня Ольга и сама должна была уже по-другому оценивать свою расправу над древлянами? (Обращение к схеме на доске).
Обратимся к сочинению Соловьева " История государства Российского": в 955г. Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византии, была с почестями принята самим императором Константином Багрянородным. Узнав истинную веру, с каким предложением княгиня обращается к своему сыну Святославу? ( Принять христианство самому и дружине).
Мы, как историки, можем продолжить рассуждение Ольги: почему для единого государства единая религия – единобожие? В каком средневековом государстве Западной Европы с принятием единой религии укрепилась власть императора? (Во Франкском государстве).
4. Подведение итогов.
– Как можно оценить личность княгини, каким она была человеком? (Мудрая, хитрая, справедливая.) Каким была правителем? (Талантливым, она много сделала для укрепления Руси во внутренней и внешней политике).
И напоследок текст – провокация: найдите сознательно заложенные в него ошибки: жена князя Игоря, жестоко отомстив за мужа, установила уроки и погосты на Руси, прожила долгую жизнь, и погребена была сожжением в 969 г., повелев после смерти делать над собой тризну.
5. Оценивание результатов работы учащихся на уроке.
6. Домашнее задание.