Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!"

Разделы: Литература


Цель: обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование умения выразительного чтения поэтических текстов.
  • Обеспечение усвоения литературоведческих понятий: олицетворение, сравнение, эпитет.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства любви к природе через поэзию, музыку, живопись.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей, позитивного интереса.

Оборудование к уроку:

  1. Иллюстрации (мультимедийное представление) картин И.И.Левитана "Март", А.М.Грицая "Подснежник", И.С.Остроухова "Первая зелень".
  2. Аудиозапись: П.И.Чайковский "Времена года".
  3. Стихотворения поэтов XX века.
  4. Для инсценировки: костюмы Зимы, Весны, Ручья.
  5. Для оформления: искусственное дерево (на подставке), рисунок солнца, ткань для декорации (изображение проталин, снега, ручья).

Ход урока

I. Вступление (эмоциональный настрой)

Звучит музыка из произведения П.И.Чайковского "Времена года" (тихо).

На фоне музыки - инсценировка учащимися стихотворения Коринфского А.А.(1868-1937 гг.) "Смерть зимы":

Автор:

С лазури сыплются лучи,
Растут проталины по склонам;
Звеня шумливым перезвоном,
Текут, журчат и бьют ключи.
Осели снежные сугробы,
Лес оживает, что ни день;
Зимы испуганная тень
Стремглав бежит в его трущобы:

Зима:

Укрыться где, куда уйти
От этой жгучей солнца ласки?!

Автор:

Зима свои забыла сказки
И затеряла все пути:

Зима:

Везде - следы весенней влаги,
Нет мне ни крова, ни угла:
Туда, сюда :

Автор:

:и залегла
Зима под заростью в овраге;
Лежит, свернувшись вся в комок,
Лежит - дрожит, сама чуть дышит
И, что ж, все ближе, ближе слышит
Неугомонный ручеек, -
Взглянула -

Зима:

: вот он с горки льется,
Что ни минута - все быстрей:

Автор:

Что ближе к ней-то все звончей
Уж, не над ней ли он смеется?!

Зима: Стой, стой! Куда?!

Автор:

Ручей старухе не внимает,
Седую прямо в бок толкает
И знай, поет:

Ручей:

Весна! Весна!..
Творим мы путь Весны победам,
Мы будим каждый уголок;
Цветы Весне плетут венок.
С дороги - прочь! Что тут легла?!
Не спорить хочешь ли ты снами?!

Автор:

Зима вздохнула и - слезами
В бессильной злобе изошла:
Смеясь над зимнею обидой,
Понес ее к себе Ручей:

(Звучит громко музыка)

Учитель: Ребята, понравилась ли вам сценка, почему? Какое настроение у вас после просмотра? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Верно. Тема нашего урока "Дивная фея - Весна". Сегодня мы будем учиться слышать, видеть и понимать красоту слова, звука, мазка, созданную не только поэтами, композиторами, художниками, но и самой природой.

II. Основная часть урока

1 - Март

Учитель: Весна - удивительное время года.

Ребята, посмотрите в окно, в чем же ее необычность, сказочность?

Учитель: Весна бывает разная: с ярким солнцем и журчанием ручьев, со снегом и морозом, с пением птиц и появлением первых цветов. Тонко чувствуют, видят все изменения в природе люди с чутким сердцем. Послушайте стихотворение Ольги Александровны Беляевской "Весенние цветы" и подумайте, о каком весеннем месяце говорит поэтесса.

Ученик:

Мне воробьи сегодня рассказали -
Не знаю, правда ли, что уж весна идет.
Не верится: вчера еще в снежки играли
И на пруду прозрачный, крепок лед.
Чивик - чик - чик! Откуда вы узнали?
Кто о весне, пичужки, вам сказал?
"Полдневный луч нам крылышки ласкал,
Капели первые сегодня прозвучали". (1912 г.)

Учитель: О каком месяце весны идет речь? Почему вы так решили?

Вы, наверное, замечали, что воробьи чирикают не всегда. Когда воробей "разговаривает"? Почему именно воробей "сообщает" о приходе весны, а не скворец, например? Ребята, но ведь воробьи и другие птицы не умеют говорить, почему же поэтесса так написала?

Учитель: Верно. Беляевская О. А. сравнивает чириканье воробьев с веселой речью людей.

Учитель: Март - утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной "пахнет". "Зимобор - протальник" - так в народе говорят о марте.

ывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное толкование)

Учитель: Первый весенний месяц изобразил на своем полотне И.И.Левитан. Картина так и называется "Март". Рассмотрите репродукцию картины, обращая внимание на краски, которые использовал художник, и ответьте, правы ли люди, называя март - зимобором - протальником? Почему?

Учитель: Видите, как важен правильный подбор красок, чтобы точно передать состояние природы. Это в живописи. Композитору же нужно своими музыкальными красками "нарисовать" тот пейзаж, который мы видим на картине, передать настроение. Послушайте, как П.И.Чайковский чувствует приближение весны и передает в своем музыкальном цикле "Времена года": март. (Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года", март).

2 - Апрель

Учитель: Красочно, гармонично воплотил в музыке П.И.Чайковский смену времен года: звуки, краски, ароматы весны так и льются, заполняя комнату. А вот еще одно музыкальное произведение. Послушайте и сравните эти две музыкальные композиции. Похожи ли между собой эти произведения или есть небольшая, едва заметная разница?

(Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года". Подснежник)

Учитель: Верно, в первом музыкальном фрагменте чувствуется уверенность, звучание более подвижно. Так и происходит в природе: ручьи журчат, капель звенит, припекает солнышко, снимая с земли белый саван:

Учитель: А какие картины весны вы представили, слушая второй музыкальный фрагмент? Как вы думаете, какому месяцу весны он посвящен?

Учитель: Действительно, в музыке мы слышим робость и неуверенность. Что может так несмело, едва незаметно просыпаться после долгой зимы?

Учитель: Это произведение так и называется "Подснежник". А когда "просыпаются" подснежники?

Учитель: А вот каким увидел апрель художник Грицай Александр Михайлович. Ребята, помогите мне описать картину, продолжите начатый рассказ, используя эпитеты (слова - эпитеты - на усмотрение учителя и в зависимости от класса - можно напечатать):

Среди (тонкоствольных, худеньких, молоденьких и др.) осинок из-под (прошлогодней, старой, прелой и др.) листвы показались (первые, голубые, робкие и др.) подснежники.

И в (голом, не проснувшемся и др.) лесу с его еще (тусклыми, погасшими, серыми и др.) красками, (не распустившейся, не появившейся и др.) листвой, лужицами талого снега сразу стало (весело, празднично, нарядно и др.).

Появление этих вестников весны среди замшелого леса говорит о :::.. (заслушивается мнение каждого ребенка!)

Учитель: Подберите, пожалуйста, стихотворения к этой картине, прочтите выразительно. (На столах у учащихся распечатки разных стихов о весне).

Ученики:

Нас пригрело апрельское солнце,
И подумали мы, что весна,
Распахнули свои балахонцы,
Потянулись от сладкого сна.
(Беляевская О.А. Весенние листья, 1913г.)

:Растает снег, теплом повеет,
И новый примет все наряд.
В лесу, на сухоньком листочке,
Подснежник первый зацветет,
И, широко разлившись, речка
Вновь в берега свои войдет:
(Чехов М.П. "Теперь уж скоро:", 1910 г.)

В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких мил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это - весна?"
(Соловьева П.С. Подснежник, 1906г.)

Учитель: Так сказали о подснежнике, о первом весеннем цветочке поэты XX века Беляевская О.А., Чехов М.П., Соловьева П.С. В их стихах природа живая, одухотворенная. Найдите в прочитанных произведениях олицетворения, подтвердите мои слова строчками поэтического текста.

Ученики:

  • потянулись со сладкого сна
  • глянул глазок голубой
  • распахнули свои балахонцы
  • выставил ножку
  • тихо спросил
  • речка войдет:..

Учитель: В народе апрель называют снегогоном, а еще - березень, начинается сокодвижение у берез.

ывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное толкование).

3 - Май

(Звучит музыка, на фоне музыке читается текст):

Учитель: Древнерусское название этого месяца - "травень", "песенник". Зеленеет, цветет все в природе - это:? Май!

Ребята, какие картины представляете, слушая музыку П.И.Чайковского "Май"?

Учитель: Какие краски использовали бы вы, создавая полотно?

(Отвечают на фоне тихо звучащей музыке)

Учитель: А вот еще одна картина. Ее нарисовал Остроухов Илья Семенович. Глядя на картину, сравнивая ее с предыдущими, подумайте, какой месяц весны изобразил художник, докажите свою точку зрения.

Учитель: Дайте название картины, подобрав строчки из поэтических текстов.

(На доске размещены напечатанные строчки стихотворений):

Шумят леса, цветет земля,
Поет, звенит ручей:
"Пришла весна, пришла весна -
В одежде из лучей!"
(Пожарова М.А. Здравствуй, весна! 1915г.)

Тропами нетореными -
Что волнами зелеными -
Идет Весна, идет;
Куда ни глянет красная -
Жизнь ясная, согласная
Во след за ней встает.
(Коринфский А.А. Песни о весне, 1911г.)

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
(Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!, 1911г.)

(учащиеся закрепляют выбранные строчки под картиной)

Учитель: Молодцы, ребята. Художник, изобразивший на своей картине землю, одевающуюся в ярко - зеленый наряд, дал ей название "Первая зелень". В мае каждая травинка, цветочек стремятся "выйти" к теплу, свету как можно быстрее, в отличие от робкого пробивания сквозь сухую листву подснежника.

Учитель: Ребята, найдите среди стихотворений то, которое очень точно передает настроение услышанного и увиденного нами.

Ученик:

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу:
(Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!" 1911г.)

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о трех весенних месяцах, которые в народе имеют свои "звания". Какие? Прочтите стихотворение А.М.Федорова и ответьте на вопрос: как называет весну поэт и почему?

Ученик:

Плачет зима, горько плачет, холодная!
В горе великом она:
Мчится из - за моря к ней плодородная,
Дивная фея - весна!

Учитель: Солнце, весна, природа - это символы вечности. Непрерывности жизни. Наверное, нет ни одного композитора, художника, поэта, который не воспел бы весну. Только каждый из них делает это по - своему: поэт - стихами, художник с помощью красок, а композитор использует волшебные звуки музыки. В этом мы с вами убедились на уроке.

III. Творческая работа

Учитель: А сейчас, ребята, вы можете создать свой шедевр: нарисовать весну, посвятить ей стихотворение, сказку. Искусство - это голос души, исповедь сердца. Создайте свою весну, передайте в рисунке, стихотворении то настроение, переживание, которое вы сейчас испытываете. А поможет вам - музыка. (Тихо звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года").

IV. Защита учащимися своих творческих работ (2 - 3 работы)

V. Домашнее задание (У каждого учащегося на парте листок с домашним заданием:

1) закончить творческую работу,

2) выучить понравившееся стихотворение из предложенных (распечатка текстов стихотворений):

МАРТ:

  1. Беляевская О.Г. Весенние вести, 1912г.
  2. Беляевская О.Г. Весной, 1915г.
  3. Федоров А.М. "Плачет зима, горько плачет, холодная", 1911г.
  4. Бунин И.А. Полая вода, 1900г.
  5. Клычков С.А. (1889 - 1940) Ранняя весна
  6. Чехов А.П. Теперь уж скоро!, 1910г.

АПРЕЛЬ:

  1. Соловьев И.С. Подснежник, 1906г.
  2. Бальмонт К.Д. Праздник весны, 1907г.
  3. Беляевская О.А. Весенние листья, 1913г.
  4. Маршак С.Я. Апрельский день, 1957г.

МАЙ:

  1. Коринфский А.А. Из "Песни о весне", 1911г.
  2. Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!", 1911г.
  3. Пожаров М.А.Пришла весна, 1909г.
  4. Есенин С.А. Черемуха, 1915г.
  5. Маршак С.Я Ландыш, 1951г.

VI. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас оформлен стенд? Это творческие работы учеников нашей детской школы искусств. Какой увидели весну ребята изостудии?

Работы, которые вы закончите дома и принесете к следующему уроку, мы разместим рядом, они дополнят нашу выставку. Большое спасибо за совместное творчество!

VII. Выставление отметок.