Цель: обогатить духовный мир учащихся посредством разных видов искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умения выразительного чтения поэтических текстов.
- Обеспечение усвоения литературоведческих понятий: олицетворение, сравнение, эпитет.
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви к природе через поэзию, музыку, живопись.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей, позитивного интереса.
Оборудование к уроку:
- Иллюстрации (мультимедийное представление) картин И.И.Левитана "Март", А.М.Грицая "Подснежник", И.С.Остроухова "Первая зелень".
- Аудиозапись: П.И.Чайковский "Времена года".
- Стихотворения поэтов XX века.
- Для инсценировки: костюмы Зимы, Весны, Ручья.
- Для оформления: искусственное дерево (на подставке), рисунок солнца, ткань для декорации (изображение проталин, снега, ручья).
Ход урока
I. Вступление (эмоциональный настрой)
Звучит музыка из произведения П.И.Чайковского "Времена года" (тихо).
На фоне музыки - инсценировка учащимися стихотворения Коринфского А.А.(1868-1937 гг.) "Смерть зимы":
Автор:
С лазури сыплются лучи,
Растут проталины по склонам;
Звеня шумливым перезвоном,
Текут, журчат и бьют ключи.
Осели снежные сугробы,
Лес оживает, что ни день;
Зимы испуганная тень
Стремглав бежит в его трущобы:
Зима:
Укрыться где, куда уйти
От этой жгучей солнца ласки?!
Автор:
Зима свои забыла сказки
И затеряла все пути:
Зима:
Везде - следы весенней влаги,
Нет мне ни крова, ни угла:
Туда, сюда :
Автор:
:и залегла
Зима под заростью в овраге;
Лежит, свернувшись вся в комок,
Лежит - дрожит, сама чуть дышит
И, что ж, все ближе, ближе слышит
Неугомонный ручеек, -
Взглянула -
Зима:
: вот он с горки льется,
Что ни минута - все быстрей:
Автор:
Что ближе к ней-то все звончей
Уж, не над ней ли он смеется?!
Зима: Стой, стой! Куда?!
Автор:
Ручей старухе не внимает,
Седую прямо в бок толкает
И знай, поет:
Ручей:
Весна! Весна!..
Творим мы путь Весны победам,
Мы будим каждый уголок;
Цветы Весне плетут венок.
С дороги - прочь! Что тут легла?!
Не спорить хочешь ли ты снами?!
Автор:
Зима вздохнула и - слезами
В бессильной злобе изошла:
Смеясь над зимнею обидой,
Понес ее к себе Ручей:
(Звучит громко музыка)
Учитель: Ребята, понравилась ли вам сценка, почему? Какое настроение у вас после просмотра? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
Верно. Тема нашего урока "Дивная фея - Весна". Сегодня мы будем учиться слышать, видеть и понимать красоту слова, звука, мазка, созданную не только поэтами, композиторами, художниками, но и самой природой.
II. Основная часть урока
1 - Март
Учитель: Весна - удивительное время года.
Ребята, посмотрите в окно, в чем же ее необычность, сказочность?
Учитель: Весна бывает разная: с ярким солнцем и журчанием ручьев, со снегом и морозом, с пением птиц и появлением первых цветов. Тонко чувствуют, видят все изменения в природе люди с чутким сердцем. Послушайте стихотворение Ольги Александровны Беляевской "Весенние цветы" и подумайте, о каком весеннем месяце говорит поэтесса.
Ученик:
Мне воробьи сегодня рассказали -
Не знаю, правда ли, что уж весна идет.
Не верится: вчера еще в снежки играли
И на пруду прозрачный, крепок лед.
Чивик - чик - чик! Откуда вы узнали?
Кто о весне, пичужки, вам сказал?
"Полдневный луч нам крылышки ласкал,
Капели первые сегодня прозвучали". (1912 г.)
Учитель: О каком месяце весны идет речь? Почему вы так решили?
Вы, наверное, замечали, что воробьи чирикают не всегда. Когда воробей "разговаривает"? Почему именно воробей "сообщает" о приходе весны, а не скворец, например? Ребята, но ведь воробьи и другие птицы не умеют говорить, почему же поэтесса так написала?
Учитель: Верно. Беляевская О. А. сравнивает чириканье воробьев с веселой речью людей.
Учитель: Март - утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной "пахнет". "Зимобор - протальник" - так в народе говорят о марте.
(Вывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное толкование)
Учитель: Первый весенний месяц изобразил на своем полотне И.И.Левитан. Картина так и называется "Март". Рассмотрите репродукцию картины, обращая внимание на краски, которые использовал художник, и ответьте, правы ли люди, называя март - зимобором - протальником? Почему?
Учитель: Видите, как важен правильный подбор красок, чтобы точно передать состояние природы. Это в живописи. Композитору же нужно своими музыкальными красками "нарисовать" тот пейзаж, который мы видим на картине, передать настроение. Послушайте, как П.И.Чайковский чувствует приближение весны и передает в своем музыкальном цикле "Времена года": март. (Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года", март).
2 - Апрель
Учитель: Красочно, гармонично воплотил в музыке П.И.Чайковский смену времен года: звуки, краски, ароматы весны так и льются, заполняя комнату. А вот еще одно музыкальное произведение. Послушайте и сравните эти две музыкальные композиции. Похожи ли между собой эти произведения или есть небольшая, едва заметная разница?
(Звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года". Подснежник)
Учитель: Верно, в первом музыкальном фрагменте чувствуется уверенность, звучание более подвижно. Так и происходит в природе: ручьи журчат, капель звенит, припекает солнышко, снимая с земли белый саван:
Учитель: А какие картины весны вы представили, слушая второй музыкальный фрагмент? Как вы думаете, какому месяцу весны он посвящен?
Учитель: Действительно, в музыке мы слышим робость и неуверенность. Что может так несмело, едва незаметно просыпаться после долгой зимы?
Учитель: Это произведение так и называется "Подснежник". А когда "просыпаются" подснежники?
Учитель: А вот каким увидел апрель художник Грицай Александр Михайлович. Ребята, помогите мне описать картину, продолжите начатый рассказ, используя эпитеты (слова - эпитеты - на усмотрение учителя и в зависимости от класса - можно напечатать):
Среди (тонкоствольных, худеньких, молоденьких и др.) осинок из-под (прошлогодней, старой, прелой и др.) листвы показались (первые, голубые, робкие и др.) подснежники.
И в (голом, не проснувшемся и др.) лесу с его еще (тусклыми, погасшими, серыми и др.) красками, (не распустившейся, не появившейся и др.) листвой, лужицами талого снега сразу стало (весело, празднично, нарядно и др.).
Появление этих вестников весны среди замшелого леса говорит о :::.. (заслушивается мнение каждого ребенка!)
Учитель: Подберите, пожалуйста, стихотворения к этой картине, прочтите выразительно. (На столах у учащихся распечатки разных стихов о весне).
Ученики:
Нас пригрело апрельское солнце,
И подумали мы, что весна,
Распахнули свои балахонцы,
Потянулись от сладкого сна.
(Беляевская О.А. Весенние листья, 1913г.)
:Растает снег, теплом повеет,
И новый примет все наряд.
В лесу, на сухоньком листочке,
Подснежник первый зацветет,
И, широко разлившись, речка
Вновь в берега свои войдет:
(Чехов М.П. "Теперь уж скоро:", 1910 г.)
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких мил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это - весна?"
(Соловьева П.С. Подснежник, 1906г.)
Учитель: Так сказали о подснежнике, о первом весеннем цветочке поэты XX века Беляевская О.А., Чехов М.П., Соловьева П.С. В их стихах природа живая, одухотворенная. Найдите в прочитанных произведениях олицетворения, подтвердите мои слова строчками поэтического текста.
Ученики:
- потянулись со сладкого сна
- глянул глазок голубой
- распахнули свои балахонцы
- выставил ножку
- тихо спросил
- речка войдет:..
Учитель: В народе апрель называют снегогоном, а еще - березень, начинается сокодвижение у берез.
(Вывешивается (если печатный текст) или проецируется на мультимедиа название месяца и его народное толкование).
3 - Май
(Звучит музыка, на фоне музыке читается текст):
Учитель: Древнерусское название этого месяца - "травень", "песенник". Зеленеет, цветет все в природе - это:? Май!
Ребята, какие картины представляете, слушая музыку П.И.Чайковского "Май"?
Учитель: Какие краски использовали бы вы, создавая полотно?
(Отвечают на фоне тихо звучащей музыке)
Учитель: А вот еще одна картина. Ее нарисовал Остроухов Илья Семенович. Глядя на картину, сравнивая ее с предыдущими, подумайте, какой месяц весны изобразил художник, докажите свою точку зрения.
Учитель: Дайте название картины, подобрав строчки из поэтических текстов.
(На доске размещены напечатанные строчки стихотворений):
Шумят леса, цветет земля,
Поет, звенит ручей:
"Пришла весна, пришла весна -
В одежде из лучей!"
(Пожарова М.А. Здравствуй, весна! 1915г.)
Тропами нетореными -
Что волнами зелеными -
Идет Весна, идет;
Куда ни глянет красная -
Жизнь ясная, согласная
Во след за ней встает.
(Коринфский А.А. Песни о весне, 1911г.)
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
(Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!, 1911г.)
(учащиеся закрепляют выбранные строчки под картиной)
Учитель: Молодцы, ребята. Художник, изобразивший на своей картине землю, одевающуюся в ярко - зеленый наряд, дал ей название "Первая зелень". В мае каждая травинка, цветочек стремятся "выйти" к теплу, свету как можно быстрее, в отличие от робкого пробивания сквозь сухую листву подснежника.
Учитель: Ребята, найдите среди стихотворений то, которое очень точно передает настроение услышанного и увиденного нами.
Ученик:
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу:
(Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!" 1911г.)
Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о трех весенних месяцах, которые в народе имеют свои "звания". Какие? Прочтите стихотворение А.М.Федорова и ответьте на вопрос: как называет весну поэт и почему?
Ученик:
Плачет зима, горько плачет, холодная!
В горе великом она:
Мчится из - за моря к ней плодородная,
Дивная фея - весна!
Учитель: Солнце, весна, природа - это символы вечности. Непрерывности жизни. Наверное, нет ни одного композитора, художника, поэта, который не воспел бы весну. Только каждый из них делает это по - своему: поэт - стихами, художник с помощью красок, а композитор использует волшебные звуки музыки. В этом мы с вами убедились на уроке.
III. Творческая работа
Учитель: А сейчас, ребята, вы можете создать свой шедевр: нарисовать весну, посвятить ей стихотворение, сказку. Искусство - это голос души, исповедь сердца. Создайте свою весну, передайте в рисунке, стихотворении то настроение, переживание, которое вы сейчас испытываете. А поможет вам - музыка. (Тихо звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года").
IV. Защита учащимися своих творческих работ (2 - 3 работы)
V. Домашнее задание (У каждого учащегося на парте листок с домашним заданием:
1) закончить творческую работу,
2) выучить понравившееся стихотворение из предложенных (распечатка текстов стихотворений):
МАРТ:
- Беляевская О.Г. Весенние вести, 1912г.
- Беляевская О.Г. Весной, 1915г.
- Федоров А.М. "Плачет зима, горько плачет, холодная", 1911г.
- Бунин И.А. Полая вода, 1900г.
- Клычков С.А. (1889 - 1940) Ранняя весна
- Чехов А.П. Теперь уж скоро!, 1910г.
АПРЕЛЬ:
- Соловьев И.С. Подснежник, 1906г.
- Бальмонт К.Д. Праздник весны, 1907г.
- Беляевская О.А. Весенние листья, 1913г.
- Маршак С.Я. Апрельский день, 1957г.
МАЙ:
- Коринфский А.А. Из "Песни о весне", 1911г.
- Городецкий С.М. "Здравствуй, весенняя первая травка!", 1911г.
- Пожаров М.А.Пришла весна, 1909г.
- Есенин С.А. Черемуха, 1915г.
- Маршак С.Я Ландыш, 1951г.
VI. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас оформлен стенд? Это творческие работы учеников нашей детской школы искусств. Какой увидели весну ребята изостудии?
Работы, которые вы закончите дома и принесете к следующему уроку, мы разместим рядом, они дополнят нашу выставку. Большое спасибо за совместное творчество!
VII. Выставление отметок.