Одним из основных предметов в общеобразовательной школе является литература. Она связана с другими учебными предметами: с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой. Эта взаимосвязь обогащает и углубляет литературные знания обучающихся и благотворно влияет на усвоение смежных дисциплин. Стремление к результативности учебного процесса вынуждает педагога преодолеть случайность в установлении межпредметных связей, отдавая предпочтение систематическому использованию информации и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно влияют на литературном образовании обучающихся. Установив личные контакты с преподавателями других дисциплин, изучив программы и учебники этих предметов, словесник сможет добиться последовательности и гибкости в решении проблемы интегрированных уроков.
Д.Н.Ушаков понимает под словом «интеграция» (лат. integratio) объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития (науч.). Интеграция - это чрезвычайно привлекательная форма урока для обучающихся, поскольку они более склонны к утомляемости, вызванной однообразием. Другой, необычный ход урока стимулирует его интерес и деятельность. Интегрированные уроки направлены на развитие творческого мышления обучающегося, часто сопровождаются открытиями и находками. Обучающиеся выполняют роль исследователей, занимаются научной деятельностью.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью эффективного и разумного воздействия на обучающихся.
Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях.
На примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» мы рассмотрели интегрированный урок литературы и истории. На первый взгляд это произведение не вызывает трудностей ни у обучающихся, ни у учителей, но кажущаяся простота материала очень часто ведет к поверхностному восприятию и не оставляет глубокого следа в душе ребят. Обучающиеся учат наизусть стихотворение, не воспринимая величайшее деяние русского народа в Отечественной войне 1812 года, как необходимую часть духовного наследия, и со временем это стихотворение постепенно стирается из памяти. Основная причина этого - неправильно подобранная точка восприятия стихотворения М.Ю.Лермонтова. Мы предлагаем следующую систему уроков, в которой акцентируется внимание на интегрирование уроков литературы и истории:
- «Недаром помнит вся Россия...» Знакомство с исторической основой стихотворения М.Ю.Лермонтова; Отечественная война 1812 года в русской поэзии.
- «Могучее, лихое племя…» Образ рассказчика; идея национального единства, самоотверженного служения Отечеству - центральная идея стихотворения «Бородино».
- «Вам не видать таких сражений!» Способности Лермонтова-баталиста; «Бородино» и Бородино в Великой Отечественной войне.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо заранее дать домашнее задание обучающимся. Прочитать стихотворение, проработать сноски в тексте, относящиеся к устаревшим словам. Для создания историко-культурного фона, необходимо дать нескольким сильным обучающимся подготовить короткие сообщения, можно даже с презентацией, о еще неизвестных героях Бородинской битвы.
Например, о Ермолове, Платове, Багратионе, Раевском и других. Информация, которую подготовят обучающиеся, пригодится в дальнейшем. Изучая биографию А.С.Пушкина, столкнутся с Раевским, не обойтись без имени Ермолова при изучении биографии А.С.Грибоедова и т.д. Будет целесообразно дать некоторым обучающимся выучить отрывки стихотворений, посвященных войне 1812 года. Например, стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов», «Поминки по Бородинской битве», П.А.Вяземского «Песня сторожевого воина перед Бородинской битвою», Ф.Н.Глинки «Стихи генералу Раевскому».
На вводном этапе, перед чтением стихотворения, чтобы не было препятствий художественному восприятию стихотворения, необходимо выяснить значение незнакомых слов. К примеру, Отечество, постараться дать определение без словарей. Задав основной вопрос: «Что значит определение Отечественная война?» Предполагаемый ответ обучающихся должен быть следующим: «Отечественная образовано от существительного Отечество, то есть Родина». Необходимо подобрать родственное слово отец, и они приходят к выводу, что Отечество - это земля, родина отцов. Чтобы проверить сказанное, необходимо обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, Д.В.Дмитриева, также можно обратиться к этимологическому словарю Фасмера.
Для создания в сознании обучающихся четкого и ясного образа изучаемого явления, на уроке необходимо использовать наглядные пособия. В этом нам помогут альбомы «1812 год. Бородинская панорама», «Недаром помнит вся Россия», «Отечественная война 1812 года»: в них, помимо фрагментов творения Ф.Рубо, репродукции картин других художников, изображающих эпизоды Бородинской битвы и других событий Отечественной войны, содержат портреты героев войны работы Джорджа Доу. Иллюстрированная книга «Бородино», 1812 г., составленная Б.С.Абалихином, П.П.Богдановым, В.П.Бучневой и др. (Москва, 1989). Все эти иллюстрации могут сопровождаться презентацией.
Следующий этап урока, знакомство с героями войны 1812 года, который может начаться с отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Полководец» до слов «Главою Лавровой…». Рассказ о героях можно построить в виде комментария к отрывкам из стихотворения В.А.Жуковского «певец во стане русских воинов». Обучающийся читает отрывок, который относится к тому или иному полководцу. Дополняя и расширяя его сведения биографической информации. Ученикам также будет интересен рассказ учителя о поэтах-участниках войны 1812 года и Бородинской битвы: Денисе Давыдове, Федоре Глинке и чтение отрывков из их стихотворений, посвященных Бородину. Готовя обучающихся к чтению этих стихотворений, необходимо добиться торжественного звучания, оттенить восторженность, упоенность происходящим авторов - участников войны 1812 года.
После прочтения стихотворения необходимо провести беседу с обучающимися, так как знание этих произведений не должно быть чисто информативным. Будет полезным задать ребятам вопросы, возникающие при чтении стихов и рассказов о военных героях (вопросы можно написать на доске заранее или с помощью ТСО). Например:
- Кто, по мнению авторов, одержал победу в Бородинском сражении?
- Можно ли, судя по прочитанным произведениям, утверждать, что война 1812 года была Отечественной?
- Какой предстает перед нами война 1812 года, какие чувства пытаются передать авторы стихотворений? Ответы на эти вопросы предполагают помощь учителя.
Успех изучения этого произведения определяется прежде всего тем, насколько хорошо оно будет прочитано в классе. Стихотворение должно быть прочитано учителем. Это очень важно при работе над образом главного героя - рассказчика, чтобы определить его военную специальность. Очень важно обратить внимание обучающихся на форму рассказа «дядя».
Завершая уроки по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», важно подчеркнуть непреходящую значимость, как исторического события, так и шедевра русской поэзии и сказать о том, что в 1941 году Бородинском поле насмерть стояли советские солдаты, защищая столицу от новоявленных захватчиков и не посрамили памяти своих братьев в 1812 года…
На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая обучающимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
Интегрированные уроки литературы в школе способствуют совершенствованию знаний и умений обучающихся, ведут их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формируют интеллектуальный и нравственный мир школьников.