Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить с поэзией Ф.И. Тютчева;
  • помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;
  • обучить анализу лирического произведения;
  • приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи;
  • научить распознавать жанры лирического  произведения.

Оборудование урока:

  • портреты Ф.И. Тютчева, Ф. Листа, И.И. Левитана;
  • пьеса Ф.Листа «Гроза»;
  • картины  И.И. Левитана «Март», «Весна»…;
  • Е.Н. Колокольцев «Развитие речи» - репродукции картин, 5-7 класс;
  • Технические средства.

                                                                                         Чувство природы свойственно человеку с древнейших времен.
Литература и живопись отразили  различные этапы постижения
человеком жизни природы и самого себя.

Э.М. Румянцева

ХОД УРОКА

Слово учителя. Объявляется тема урока. Обращается внимание на эпиграф к уроку. Сообщается о том, что задачи будут  ставится в ходе урока.
Урок начинается с традиционной терминологической разминки. Повторяются термины: поэзия,  лирический герой, метафора, мадригал, метонимия.
На доске ученик выполняет индивидуальное задание: составляет кластер по основным лирическим жанрам (ответ оценивают  ученики-рецензенты).

Слово учителя: А теперь совершим необычное путешествие в мир поэзии, музыки и живописи. Поговорим о волшебном мире природы блестящего мастера пейзажной лирики,  о Федоре Ивановиче Тютчеве.
– Вспомните, какие стихотворения  Тютчева вы знаете? (Ученики называют «Весенние воды», «Зима недаром злится…»)
– Можно ли эти стихотворения отнести к пейзажной лирике? Что такое пейзаж? (Описание природы или пространства внешнего мира)
– Почему Тютчева считают мастером пейзажной лирики? (Он рисует природу как живого человека. Рисует ее загадочной)
– На уроке вы познакомитесь со стихотворениями «Весенняя гроза» и «Как неожиданно и ярко». А к концу урока должны составить  кластер на альбомных листах: основные особенности пейзажной лирики Тютчева.

Чтение стихотворения  «Весенняя гроза» (исполняет ученик).

– Как вы думаете, к какому жанру лирического произведения можно отнести это стихотворение? (Мадригал  – шуточное стихотворение, посвящено природе)
– Какое настроение передает автор? (Радостное, ликующее)
– Что можно сказать о лирическом герое? (Тонкий певец русской природы, понимает ее язык, воспринимает ее как живую)
– С чего начинается лирический сюжет? (С объяснения в любви – весне, природе)
– Взгляд и слух направлены вверх – к небу. Пейзаж развернут по вертикали. Образ неба обрамляет картину. Как вы думаете, что для Тютчева означает возвышенная красота?
– Да, на небе рождается звук, наполняющий  все пространство мира и стиха, раскатившийся по строкам. Использует ли автор прием звукозаписи? Какой звук повторяется? ([ р ])
– Что он означает? (Раскаты грома)
– Послушайте отрывок из пьесы венгерского композитора Ф. Листа «Гроза». Подумайте, каким строкам стихотворения Тютчева соответствует эта музыка?  С какими строками созвучна?.
– Каково звучание музыки, создающей образ грозы? (Громкое)
– Как предстает в музыке бегущий с горы поток? (Стремительное, быстрое движение музыки сверху вниз)
– С помощью каких средств музыкальной выразительности создаются пейзажные зарисовки в музыке? (Громкости звучания, скорости звучания)
– Обратите внимание на текст стихотворения. С помощью слов какой части речи Тютчев рисует быстро меняющуюся картину природы во время грозы? (Деепричастий, глаголов)
– Какова роль этих слов? (Придают тексту динамичность, выразительность)
– Найдите в тексте устаревшее слово. Его роль в тексте? (Для придания торжественности речи)
– Каково его лексическое значение? (Перлы – крупные дождевые капли, похожие на жемчуг)
– К какому художественно-изобразительному средству чаще прибегает автор в стихотворении? (Олицетворению)
– Это стремление к очеловечиванию природы приводит поэта к мифологическим образам Гебы, Зевса. О них рассказывают ученики, получившие индивидуальное задание.
– Учитывая эту информацию, объясните, какой поэтический образ создается в последней  строфе? (Образ возвышенной красоты мира)
– В лирике Тютчева часто явления природы сопоставляются с чувствами и душевным состоянием человека. Одно  из таких стихотворений «Как неожиданно и ярко». (Читает ученик)
– Сколько композиционных частей в этом стихотворении? (Две)
– О чем говорится в I части? (О появлении воздушной арки-радуги. Дается ее описание через восприятие лирического героя)
– Как вы понимаете слова в первой строфе «и в высоте изнемогла»? (Исчезла, перестала быть видимой)
– Можно ли это значение считать индивидуально – авторским? (Да)
– Какой  троп создает это значение? (Олицетворение).
– О чем говорится во II части? (Впечатление  героя от радуги и его размышления)
– О чем размышляет лирический герой? (О быстротечности времени. Нужно ценить каждый миг жизни)
– Какие средства для создания выразительности использует автор? (Метафора, метонимия, сравнение, олицетворение)
– Какие строки стихотворения воспринимаются как наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как  то уйдет всецело …»  и «Лови его – лови скорей!»)
– Определить на их основе главную мысль  стихотворения? (Нужно ценить каждый миг жизни, каждый миг той красоты, которую дарит нам природа)
– Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И. Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести единство с ней)
– Не зря Н.А. Некрасов назвал многие его стихотворения  «картинами природы»
– Что же  присуще пейзажам  Тютчева? Какой кластер вы составили? (Основные особенности пейзажа лирики: яркость, динамичность, многоцветность, пейзаж развернут по вертикали, в постоянном движении, очеловечивание природы, человек часть природы, одухотворение природы)
– Все это характерно и для русской живописной традиции,  идущей от Левитана. Живопись, как и слово – прекраснейшая  возможность для человеческого общения, установления духовного родства. В отличие от литературы живопись воспринимается мгновенно, хотя любоваться ею можно до бесконечности. В том и состоит искусство, чтобы в одном, пусть даже небольшом, пейзаже передать гармонию мира, великую силу природы. В динамичных цветовых ритмах полотен Левитана мы  чувствуем остроту восприятия окружающего.
В пейзажных полотнах Левитана нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием художник очеловечивает природу. Картины «Март», «Весна» пронизаны чувством взволнованного ожидания весны. Краски картины звучат ярко и насыщенно. Основную тональность пейзажу придает освещение. Пейзаж развернут по вертикали. Главное для Левитана передать неотвратимую  зависимость человека от природных сил. Очеловечивание в пейзажной живописи происходит благодаря использованию:

  • метафор в построении образа природы;
  • приемом и средствам художественной выразительности служит пространственно-ритмическая организация формата, колорита.

– Какой вывод вы можете сделать на основе  услышанного и увиденного? (Разные виды искусства своими средствами выражают чувства и мысли  автора, создавая целостный образ природы)
– А я считаю, что нужно обратить внимание на эпиграф к уроку, на слова Румянцевой, что литература и живопись отразили тесную связь между человеком  и природой.

Задание на дом: Дать письменный ответ на  вопрос: «Могут ли разные  виды искусства своими средствами выражать чувства и мысли  автора, создавая целостный образ природы?»