Цели урока:
- познакомить с поэзией Ф.И. Тютчева;
- помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;
- обучить анализу лирического произведения;
- приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи;
- научить распознавать жанры лирического произведения.
Оборудование урока:
- портреты Ф.И. Тютчева, Ф. Листа, И.И. Левитана;
- пьеса Ф.Листа «Гроза»;
- картины И.И. Левитана «Март», «Весна»…;
- Е.Н. Колокольцев «Развитие речи» - репродукции картин, 5-7 класс;
- Технические средства.
Чувство природы свойственно человеку с
древнейших времен.
Литература и живопись отразили различные
этапы постижения
человеком жизни природы и самого себя.
Э.М. Румянцева
ХОД УРОКА
Слово учителя. Объявляется тема урока.
Обращается внимание на эпиграф к уроку.
Сообщается о том, что задачи будут ставится в
ходе урока.
Урок начинается с традиционной
терминологической разминки. Повторяются
термины: поэзия, лирический герой, метафора,
мадригал, метонимия.
На доске ученик выполняет индивидуальное
задание: составляет кластер по основным
лирическим жанрам (ответ оценивают
ученики-рецензенты).
Слово учителя: А теперь совершим
необычное путешествие в мир поэзии, музыки и
живописи. Поговорим о волшебном мире природы
блестящего мастера пейзажной лирики, о Федоре
Ивановиче Тютчеве.
– Вспомните, какие стихотворения Тютчева вы
знаете? (Ученики называют «Весенние воды»,
«Зима недаром злится…»)
– Можно ли эти стихотворения отнести к пейзажной
лирике? Что такое пейзаж? (Описание природы или
пространства внешнего мира)
– Почему Тютчева считают мастером пейзажной
лирики? (Он рисует природу как живого человека.
Рисует ее загадочной)
– На уроке вы познакомитесь со стихотворениями
«Весенняя гроза» и «Как неожиданно и ярко». А к
концу урока должны составить кластер на
альбомных листах: основные особенности
пейзажной лирики Тютчева.
Чтение стихотворения «Весенняя гроза» (исполняет ученик).
– Как вы думаете, к какому жанру лирического
произведения можно отнести это стихотворение? (Мадригал
– шуточное стихотворение, посвящено природе)
– Какое настроение передает автор? (Радостное,
ликующее)
– Что можно сказать о лирическом герое? (Тонкий
певец русской природы, понимает ее язык,
воспринимает ее как живую)
– С чего начинается лирический сюжет? (С
объяснения в любви – весне, природе)
– Взгляд и слух направлены вверх – к небу. Пейзаж
развернут по вертикали. Образ неба обрамляет
картину. Как вы думаете, что для Тютчева означает
возвышенная красота?
– Да, на небе рождается звук, наполняющий все
пространство мира и стиха, раскатившийся по
строкам. Использует ли автор прием звукозаписи?
Какой звук повторяется? ([ р ])
– Что он означает? (Раскаты грома)
– Послушайте отрывок из пьесы венгерского
композитора Ф. Листа «Гроза». Подумайте, каким
строкам стихотворения Тютчева соответствует эта
музыка? С какими строками созвучна?.
– Каково звучание музыки, создающей образ грозы? (Громкое)
– Как предстает в музыке бегущий с горы поток? (Стремительное,
быстрое движение музыки сверху вниз)
– С помощью каких средств музыкальной
выразительности создаются пейзажные зарисовки в
музыке? (Громкости звучания, скорости звучания)
– Обратите внимание на текст стихотворения. С
помощью слов какой части речи Тютчев рисует
быстро меняющуюся картину природы во время
грозы? (Деепричастий, глаголов)
– Какова роль этих слов? (Придают тексту
динамичность, выразительность)
– Найдите в тексте устаревшее слово. Его роль в
тексте? (Для придания торжественности речи)
– Каково его лексическое значение? (Перлы –
крупные дождевые капли, похожие на жемчуг)
– К какому художественно-изобразительному
средству чаще прибегает автор в стихотворении? (Олицетворению)
– Это стремление к очеловечиванию природы
приводит поэта к мифологическим образам Гебы,
Зевса. О них рассказывают ученики, получившие
индивидуальное задание.
– Учитывая эту информацию, объясните, какой
поэтический образ создается в последней
строфе? (Образ возвышенной красоты мира)
– В лирике Тютчева часто явления природы
сопоставляются с чувствами и душевным
состоянием человека. Одно из таких
стихотворений «Как неожиданно и ярко». (Читает
ученик)
– Сколько композиционных частей в этом
стихотворении? (Две)
– О чем говорится в I части? (О появлении
воздушной арки-радуги. Дается ее описание через
восприятие лирического героя)
– Как вы понимаете слова в первой строфе «и в
высоте изнемогла»? (Исчезла, перестала быть
видимой)
– Можно ли это значение считать индивидуально –
авторским? (Да)
– Какой троп создает это значение?
(Олицетворение).
– О чем говорится во II части? (Впечатление
героя от радуги и его размышления)
– О чем размышляет лирический герой? (О
быстротечности времени. Нужно ценить каждый миг
жизни)
– Какие средства для создания выразительности
использует автор? (Метафора, метонимия,
сравнение, олицетворение)
– Какие строки стихотворения воспринимаются как
наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как
то уйдет всецело …» и «Лови его – лови
скорей!»)
– Определить на их основе главную мысль
стихотворения? (Нужно ценить каждый миг жизни,
каждый миг той красоты, которую дарит нам
природа)
– Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И.
Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести
единство с ней)
– Не зря Н.А. Некрасов назвал многие его
стихотворения «картинами природы»
– Что же присуще пейзажам Тютчева? Какой
кластер вы составили? (Основные особенности
пейзажа лирики: яркость, динамичность,
многоцветность, пейзаж развернут по вертикали, в
постоянном движении, очеловечивание природы,
человек часть природы, одухотворение природы)
– Все это характерно и для русской живописной
традиции, идущей от Левитана. Живопись, как и
слово – прекраснейшая возможность для
человеческого общения, установления духовного
родства. В отличие от литературы живопись
воспринимается мгновенно, хотя любоваться ею
можно до бесконечности. В том и состоит
искусство, чтобы в одном, пусть даже небольшом,
пейзаже передать гармонию мира, великую силу
природы. В динамичных цветовых ритмах полотен
Левитана мы чувствуем остроту восприятия
окружающего.
В пейзажных полотнах Левитана нет изображения
человека. Но своим лирическим восприятием
художник очеловечивает природу. Картины «Март»,
«Весна» пронизаны чувством взволнованного
ожидания весны. Краски картины звучат ярко и
насыщенно. Основную тональность пейзажу придает
освещение. Пейзаж развернут по вертикали.
Главное для Левитана передать неотвратимую
зависимость человека от природных сил.
Очеловечивание в пейзажной живописи происходит
благодаря использованию:
- метафор в построении образа природы;
- приемом и средствам художественной выразительности служит пространственно-ритмическая организация формата, колорита.
– Какой вывод вы можете сделать на основе
услышанного и увиденного? (Разные виды
искусства своими средствами выражают чувства и
мысли автора, создавая целостный образ
природы)
– А я считаю, что нужно обратить внимание на
эпиграф к уроку, на слова Румянцевой, что
литература и живопись отразили тесную связь
между человеком и природой.
Задание на дом: Дать письменный ответ на вопрос: «Могут ли разные виды искусства своими средствами выражать чувства и мысли автора, создавая целостный образ природы?»