Цели:
- Совершенствование навыка чтения:
- целеноправление работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.
- Формирование читательских умений по работе с
текстом:
- активизация вдумчивого чтения
- умение думать над произведением
- Продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств.
- Продолжить работу по развитию речи, образного и логического мышления, творческого воображения.
Оборудование.
1) Раздаточный материал.
- Е.А. Нефедова. О.В. Узорова.
- “Литературное чтение” тренажеры и упражнения тренировки мышц глаз.
- Картины А.Н. Комаров “Зима в лесу”, “Осень”
- Н. Юон “Русская зима”, “Весна”.
- Репродукции художника Г.Ф.Филатова “Стальное колечко”
- Грамзапись П.И.Чайковского “Времена года”
I. Орг. момент.
II. Психологический настрой.
- Чтобы поднять наше настроение мы споем песенку “Если весело живется” (поют песню “Если весело живется”)
- Если весело живется
Делают так! (хлопают в ладони два раза)
- Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся (поворачиваются к друг другу и улыбаются)
Мы друг другу улыбнемся (и улыбаются)
Делай так! (два раза хлопают в ладони)
Этой песенкой мы повысили настроение себе и друг другу.
А сейчас настроимся на активную работу на уроке.
Упражнения для глаз.
- Побегаем глазами справа налево по “Видеоазимуту”
III. Пяти минутка скорочтения.
а) Чтение слогосочетаний стр.7
1. Первичное чтение 1 мин.
2. Вторичное чтение слева направо 1 мин.
3. Проверка чтения слогосочетаний: справа налево, слева направо.
Упражнения для глаз.
“Спираль”
С центра раскрутить спираль, затем скрутить. (5-6 раз)
Упр. №1
1. Крепко закрыть глаза (3-5 сек.)
2. Открыть глаза на 3-5 сек. (делать 6-8 раз)
Упр. №2 (сидя)
Быстрое морганье.
3. Умственная зарядка.
а) Продолжить чтение по его началу.
У.А. Нефедова О.В.Узорова “Литературное чтение” стр. 60-61
- Я зачитаю отрывок, а вы найдите его продолжение на стр. 60-61
- Назовите автора и название отрывка.
б) Речевая зарядка.
- Почему решили, что этот отрывок является продолжением?
/по высказыванию, по описанию зимнего дня в лесу/,
/по классификации образных сравнений: стеклянная полоска льда/
- Кто автор? (И. Бунин)
- Какое время года описывает автор?
- Как вы определили?
- Как было в лесу? /Торжественно, тихо, светло/
- Почему?
- Что он говорит о зимнем дне в лесу? С кем он сравнивает?
- Кто может дремать?
- Почему он приводит такое сравнение?
/зимой природа спит/
- Что автор говорит о снежинках?/ одинокие снежинки/
- Как вы понимаете? /редкий снег/
- Какие свойства он перечисляет?
-Какое вещество обладает такими свойствами? /вода/
- Что произошло со снежинкой? /от тепла рук таяли, смерзались, скатывались, как бисер/
- Как понимаете это образное сравнение?
- Зачитайте в первой тетради скороговорку, в которой говорится о свойствах воды. /Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели/
- А какие изменения произошли с водоемами с наступлением зимы?
Зачитать. Стр.60-61 “Литературное чтение”. Е. Нефедовой
2. Повторное чтение. / Вместе /
Сережа читает начало, а Алина читает продолжение.
3. Повторение дом. задания.
- Какие рассказы читали самостоятельно К. Паустовского?
/ Кратко пересказать, выделить главную мысль./
3. Обобщение.
- О чем любил писать К. Паустовский? / О природе /
- В каком произведение, прочитанных нами, он описывает несколько времен года? / в сказке “Стальное колечко” /
Упражнение для глаз.
Восьмерка.
Глазами по стрелкам нарисовать восьмерку. (Быстро 6-8 раз.)
Определение темы урока.
Значит: Какая тема урока?
- Мы продолжим работу над сказкой К.Паустовского “Стальное колечко”
а) Постановка учебной задачи
-Какие задачи мы поставим? /То есть, над какими функциями мы будем работать?/
- Воспитание добрых чувств.
- Продолжим работу по развитию речи.
- Продолжим работу по развитию творческого мышления и воображения.
- Определим описание экологии в сказке.
Чтобы решить эти задачи, давайте, определим, к какому жанру относится эти произведения?
- Какая сказка? / авторская /
- А какие еще есть сказки? / народные /
К какому творчеству относится народная сказка? / Устное народное творчество /
- А какие еще жанры относятся к устному народному творчеству? / пословицы /
- Какие пословицы о доброте можно отнести к этой сказке?
- Зачитайте.
- А какая пословица подойдет к этой сказке, записанная на доске?
- Добрый человек в добре живет век.
- Доброму человеку весь мир – свой дом.
- Добрый человек людей через добро поучает.
- Какая из этих пословиц больше подходит к этой сказке?
Упражнение для глаз №3. (стоя)
1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
2. Поставить палец по средней линии на расстоянии 25-30 см. направить взгляд на палец на 3-5 сек
(действие лечебное).
Выборочное чтение.
- С кем жила Варюша?
- Как она оказалась на вокзале?
- Кого встретила?
- Куда ехали бойцы?
Физминутка
Речевая зарядка
- Какой была Варюша? (Подтвердить словами текста)
- В чем заключалась ее доброта?
Зачитать разговор бойца с Варюшей.
- Чем отблагодарил ее боец?
Что узнала Варя о колечке?
- Что ее огорчило?
- Как отнесся дед Кузьма к ее горю?
Зачитать. / Со слов: “Дед Кузьма… стр.2 /
Прб. вопр. - Почему дед Кузьма так равнодушно отнесся к горю Вари?
- Почему? / Он не знал, для чего предназначалось колечко? /
- Кого дед Кузьма посоветовал взять в помощники?
- Смог ли Сидор помочь Варе? (Зачитать)
- В связи, с чем изменилось состояние деда Кузьмы?
Как к этому отнеслась Варя?
- Какая радость ждала, варю с приходом весны?
- Как дед Кузьма проанализировал свое выздоровление?
- А как Варя?
- Чего ждала Варя?
- Дождалась ли Варя большой радости?
Зачитать.
- Что за радость охватила Варю? От чего у нее запело сердце?
- Почему Варя повременила надевать колечко на большой палец?
2. Скажите, какие времена года описывает К. Паустовский в этой сказке?
Найдите описание зимы.
- А какие вы подобрали произведения, в которых описывается зима? Зачитайте отрывки, которые характеризуют зиму?
- Какие явления подчеркивают наступление зимы?
- Какие сравнения использует автор в описание ветра?
- Как можно сказать по другому? / сорвался – сильно подул /
3. – Как описывает автор приход весны? – Зачитать.
- Какие изменения произошли в лесу с приходом весны?
Зачитать. / Снег потемнел стр. 119 /
- Какое сравнение приводит автор наступления весны?
/ весна разгоралась / - Как можно сказать по-другому?
- А какие вы читали произведения, описывающие наступление весны? Зачитать.
Вывод: что выражают авторы, поэты в своих стихах? (чувства, любовь)
- А кто еще и как может выражать свои чувства худ.? Как? Композиторы. Как?
Прослушивание грамзаписи Чайковского “Времена года”
Посадка.
- Определить какое время года описывает композитор?
- Как вы определили?
- Как дед Кузьма охарактеризовал свою деревню Моховое? – Зачитать.
/ Чтобы так назвать свою деревню надо ее очень любить. Наша земля истинный рай. /
Пословицы о любви к родине.
3. К какому разделу темы можно отнести зачитанные отрывки?
/ Экологии /
- Что можно сказать о природе деревни Моховое?
- Подумайте можно ли эту сказку связать с математической темой?
Сколько км. от деревни до станции? Составить задачи.
Физминутка 1 .
- Потянулась утром Варя.
- Раз нагнулась,
- Два нагнулась,
- Немного встрепенулась
- Поглядела на окошко,
- Побежала по дорожке.
Обобщение.
- В чем заключается главная мысль этой сказки?
- Чему она учит?
- Какие чувства, черты характера воспитывает?
- Какими строками из текста это можно подтвердить?
Развитие творческих способностей.
- С какого момента можно изменить события в сказке?
- Как? Какое колечко вы создали?
- Какое четверостишье сочинили к изменению сказки?
/ Чудное колечко
С пальчика упало,
Покатилось в поле,
Вроде бы пропало.
Но не тут-то было
Лучезарным светом небо озарило.
Города и села промелькнули мимо
Дед Кузьма и Варя будут там счастливы. /
- А какие считалочки вы сочинили дома?
Покатилось колечко – раз
Покатилось колечко – два
Покатилось колечко – три
Ты не думай, не гадай,
А другому передай.
- А какие физ-минутки можно сочинить к этой сказке?
4. Классификация предметов по признакам.
- Запишите в тетради в два столбика названия двух предметов.
- Охарактеризуйте эти предметы именами прилагательными.
- Как вы думаете для чего мы это мы это делали?
- При классификации этих слов мы создадим волшебное колечко, которое подарили Варе.
солнце сталь яркое блестящая ласковое прочная жаркое гладкая теплое лучезарная
Объединив слова, какое колечко у нас получилось?
- Яркое и лучезарное, ласковое и блестящее, теплое и гладкое, жаркое и прочное.
- Какие функции может выполнять такое колечко?
- Нарисуйте колечко и объясните, какие функции оно будет выполнять.
5. Защита созданных колечек.
6. Итог урока: Понравился ли вам урок?
- На кого из героев этой сказки вы хотели быть похожими?
Какие черты характера понравились вам героев этой сказки?
/ Безграничная доброта Вари, преданная любовь к своей деревни деда Кузьмы. /
Оценивание.
Дом. Зад. Самостоятельно прочитать рассказ К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”
Оформить карточку.
Продолжать дополнительно читать рассказы К. Паустовского.