Цели урока:
- Cоздание на уроке особой атмосферы человеческого общения, способствующей воспитанию эстетически развитого читателя;
- Формирование у школьников собственной точки зрения, своей оценки, умения сопоставлять ее с авторской;
- Развитие умения акцентного вычитывания, как пути к пониманию авторской позиции.
Оборудование: портрет писателя, фотографии писателя, доклады учеников, иллюстрации животных, учебник.
Название урока: «Дорога к другу».
«Где ты, мой друг, за долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться…»
М.М. Пришвин
I.Слово учителя:
– Сегодня у нас состоится удивительная встреча с творчеством М.М. Пришвина, о которой он так мечтал… Каждый из вас вынесет из нее что-то свое, то, что увидит, услышит, почувствует, запомнит… М.М. Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от г. Ельца в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем Реальное училище в Тюмени, после политехникум в Риге. Дальнейшее образование М.М. Пришвин получил за границей в Германии в Лейпцийском университете. В Россию вернулся в возрасте 29 лет агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Интерес к языку, к родной природе заставил М.М. Пришвина оставить основное занятие. Он полностью погрузился в литературную деятельность.
К. Паустовский однажды сказал:
«Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, “по велению своего сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому, что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель, обогатитель и художник…»
Так А.П. Чехов, получив медицинское образование, будучи доктором, был должен бросить медицину и всю жизнь целиком посвятить себя литературе. М.М. Пришвин оставил после себя дневниковые записи. Он был не только писателем. После него остались необыкновенно интересные фотографии. Каждая фотография – целая повесть. Пришвина называют художником «крупного плана». Ничего от него не скроется, все-то он заметит: и причудливые корни деревьев, и нежный цветок и травинку.
М.М. Пришвина упрекали в равнодушии к человеку, в том смысле, что в его произведениях мало людей, что он все больше писал о себе и о себе. Основным объектом его художественного исследования был человек. Человек и природа!
Душа человека в ее сокровенных переживаниях – вот о чем размышлял Пришвин.
Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов – «Выскочка» из серии «Разговор птиц и зверей».
II. Выразительное чтение текста
III. Первичное восприятие текста
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто главные герои?
- Почему сороку назвали выскочкой?
- Как вы думаете, какие приемы помогли автору сделать рассказ интересным, смешным, веселым?
IV. Анализ текста (подробный)
Сорока
1.1. Вопросы:
- Что мы узнали о сороках из текста? (Выводок – 6–7 сорок, «воровки», действуют сообща, смышленые.)
- А что вы прочитали о сороке в дополнительной энциклопедической литературе?
1.2. Мини-доклады (2–3 человека)
- Помогла ли дополнительная информация, взятая из доклада, понять лучше характер сороки, ее натуру, повадки?
- Что интереснее было слушать, текст или дополнительную информацию? Почему?
- А когда необходимо научное описание?
Собака Вьюшка
2.1. Вопросы:
- Поговорим о втором герое текста.
- Как звали собаку сначала? Почему?
- А почему, по-вашему, она стала Вьюшкой?
- Какой породы была собака? (Лайка.)
- Что мы узнали из текста о Вьюшке? Прочитайте. (Была хорошим сторожем, хитрая, сумела предугадать замысел сороки Выскочки.)
2.2. Сообщение о лайке (делает учитель)
Известно, что лайки издревле путешествовали вместе с ненецкими племенами, скитавшимися по северным районам Азии. Их использовали для выпаса оленьих стад или в качестве ездовых собак. Собаки этой порода способны переносить низкие температуры, легко приспосабливаются к изменению условий, физически выносливы, неагрессивны.
V. Акцентное вычитывание
- Как вы думаете, как автор относится к Выскочке, а как к Вьюшке?
- Над кем он подсмеивается и почему? Как об этом сказано в тексте?
- Жалко ли автору сорочий хвост?
- Какой стала сорока без хвоста?
- Научит ли сороку эта «беда» уму разуму? Почему?
VI. Итог
– Мне тоже очень понравился этот рассказ. А чтобы он получился таким живым, интересным, писатель внимательно наблюдал за жизнью леса всю свою жизнь.
- Воспоминание о М. Пришвине В. Инбер (про синичку)
В 1952 г. в один из зимних месяцев Вера Инбер провела в подмосковном Доме творчества, где в то время находился и Пришвин. Она была свидетельницей того, как он записывал высказывания большой синицы, сидевшей на сосне. Вот, что она вспоминает: «Синица коротко просвистела какую-то фразу и стукнула клювом по стволу: поставила точку. Пришвин записал.
Но, перелетев на ель и смахнув с нее снежок, синица повторила сказанное, однако уже по-другому: длинным, разветвленным предложением. Пришвин, закинув голову в меховой шапке и блестя очками, прислушался, зачеркнул написанное и тоже записал по-другому, видимо, более подробно, после чего сложил скамеечку, и мы отправились дальше. Голубая большая синица смотрела нам вслед.
Чтобы сделать запись в своей тетрадке, Пришвин должен был сосредоточиться, углубиться в себя, побыть в неподвижности. Нужна была тихая минута».
«Воспоминание о М. Пришвине»: сборник. – М.: Сов. писатель, 1991.
- Пришвин о себе:
«Так скажу о себе (уже пятьдесят лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки».
VII. Домашнее задание: выразительное чтение текста, подробный пересказ по самостоятельно составленному плану.