Цифровая антропология учителя русского языка и литературы: трансформация профессиональной деятельности в эпоху цифровых ресурсов

Разделы: Русский язык, Литература


Современная образовательная реальность характеризуется стремительной цифровизацией всех аспектов педагогической деятельности. Для учителя русского языка и литературы эта трансформация особенно значима: гуманитарное знание, традиционно опирающееся на живое слово и глубокий диалог, сталкивается с новыми технологическими возможностями и рисками.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения антропоцентричности образования при внедрении цифровых инструментов; дефицитом системных исследований по адаптации отечественных цифровых ресурсов в филологическом образовании; потребностью в формировании новой профессиональной идентичности педагога-филолога.

Цель статьи – выявить антропологические изменения в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы при использовании цифровых ресурсов, а также предложить модель сбалансированного цифрового преподавания.

Методологическая база исследования включает:

  1. антропологический подход (А.В.Хуторской);
  2. теорию цифровой педагогики (Е.В.Якушина);
  3. концепции медиаобразования (А.В.Федотова).

Развитие образования обуславливает антропологические изменения в деятельности педагога-филолога в современной школе. Цифровизация трансформирует три ключевых аспекта профессиональной деятельности [4]:

1. Субъектность педагога:

  • переход от роли «источника знаний» к роли «навигатора в информационном пространстве»;
  • необходимость освоения новых компетенций (цифровая грамотность, медиапедагогика, киберпсихология);
  • риск профессионального выгорания из-за технологической перегрузки.

2. Специфика педагогического взаимодействия:

  • расширение каналов коммуникации (мессенджеры, LMS, соцсети);
  • возможность асинхронного обучения;
  • угроза редукции живого диалога до обмена текстовыми сообщениями.

3. Содержание образования:

  • доступ к цифровым корпусам текстов и интерактивным словарям;
  • новые форматы анализа художественных произведений (визуализация, частотный анализ);
  • опасность поверхностного восприятия литературы через «клиповое мышление».

Как отмечает А.В.Хуторской, «цифровая среда требует от педагога не просто технической грамотности, но и антропологической рефлексии – осознания того, как технологии меняют саму природу человеческого общения и познания» [6].

В исследовании мы провели анализ отечественных цифровых ресурсов, которые можно внедрить в работу учителя русского языка и литературы.

Анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 – «Анализ отечественных цифровых ресурсов для работы учителя русского языка и литературы»

Название цифрового образовательного ресурса

Преимущества использования

1.

Российская электронная школа (resh.edu.ru)

интерактивные уроки по всем темам школьного курса;
банк заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
возможность создания авторских траекторий обучения.

2.

Библиотека цифрового образовательного контента (educont.ru)

мультимедийные материалы по литературе (аудиозаписи, иллюстрации, видеолекции);
интерактивные тренажёры по орфографии и пунктуации;
виртуальные экскурсии по литературным местам.

3.

Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru):

инструмент для частотного анализа лексики;
возможности изучения исторической динамики языковых норм;
база для исследовательских проектов учащихся.

4.

Электронные словари Института русского языка РАН:

орфографический словарь (slovari.ru);
словарь современного русского литературного языка;
этимологический словарь.

5.

«Удоба» (udoba.org) – конструктор интерактивных учебных материалов

создание викторин, кроссвордов, интерактивных изображений;
интеграция аудио- и видеофрагментов;
возможность совместной работы учащихся

6.

Яндекс-Учебник (education.yandex.ru)

автоматизированная проверка заданий по русскому языку;
аналитика успеваемости;
персонализированные рекомендации для учащихся.

7.

Сферум (sferum.ru) — отечественная образовательная соцсеть

видеоконференции с функцией демонстрации экрана;
чаты для обсуждения литературных произведений;
обмен файлами и презентациями.

8.

МЭШ (Московская электронная школа, uchebnik.mos.ru)

библиотека электронных сценариев уроков;
инструменты для создания интерактивных заданий;
система электронного документооборота.

В 2023-2024 учебном году проведено исследование на базе двух общеобразовательных школ (N=150 учащихся 7-11 классов). Цель исследования состояла в оценке влияния цифровых ресурсов на мотивацию и качество обучения школьников.

Ход исследования включал 3 этапа (модуля):

1. Модуль «Цифровой анализ текста» (10 занятий):

  • работа с Национальным корпусом русского языка (анализ лексики поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»);
  • визуализация синтаксической структуры предложений в прозаических произведениях Л.Н.Толстого с помощью сервиса «MindMeister»;
  • создание семантических сетей персонажей романа «Преступление и наказание» в сервисе «Nocodefunctions».

2. Проект «Литературный подкаст» (8 занятий):

  • запись аудиорассказов о произведениях русской классики;
  • монтаж звука в Audacity;
  • публикация материалов в школьной группе в «Сферуме».

3. Игра «Орфографический квест» (6 занятий):

  • использование мобильного приложения «Русский язык – тренировка»;
  • командные соревнования по правописанию;
  • рефлексия в формате блогов.

По итогам проведенного исследования нами были получены следующие результаты:

  • рост мотивации к изучению русского языка на 32 % (по анкете М.В.Матюхиной);
  • повышение качества письменных работ на 18% (критериальный анализ);
  • развитие метапредметных навыков: работа с информацией (78% учащихся освоили поиск данных в корпусах); публичное выступление (65 % создали подкасты); командная работа (90% участвовали в квестах).

Однако в ходе исследования и по его результатам нами были выявлены и негативные тенденции:

  • у 42 % учащихся отмечено снижение концентрации при чтении длинных текстов с экрана;
  • 28 % испытывали трудности с критическим анализом информации из цифровых источников.

Таким образом, итоги исследования позволяют сделать ряд выводов:

  1. Цифровые ресурсы могут влиять на качество обучения современных школьников, так как наиболее интересны и актуальны для них.
  2. Урочная и внеурочная деятельность, реализующаяся с использованием цифровых ресурсов в условиях современности становится наиболее результативной в работе с учащимися.
  3. Цифровые ресурсы направлены на развитие в том числе и метапредметных навыков, что делает личность школьника более разносторонней, соответствующей требованиям реального времени.
  4. Цифровые ресурсы не могут заменить «живого» общения с учителем, только комбинация методов может привести к наилучшему результату.
  5. Бесконтрольное использование технических средств обучения может привести к снижению глубины понимания текстов, уменьшению способности к длительному сосредоточению, увеличение частоты случаев использования технологий искусственного интеллекта, нарушение авторского права.

В целях результативной интеграции цифровых ресурсов в профессиональную деятельность учителя-филолога нами была предложена «Модель цифрового педагога-филолога 21 века», которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 – «Модель цифрового педагога-филолога 21 века»

Ключевые компетенции

Цифровая грамотность

умение выбирать и адаптировать инструменты под дидактические задачи;
навыки работы с отечественными платформами (РЭШ, Удоба, Сферум).

Медиапедагогика

создание образовательного контента (видео, подкасты, интерактивные задания);
обучение критическому анализу медиатекстов.

Киберпсихология

понимание особенностей цифрового поведения учащихся;
профилактика интернет-зависимости.

Принципы сбалансированного применения технологий

Принцип дополнительности: цифровые инструменты усиливают, но не заменяют живое общение.

Принцип антропоцентричности: технологии служат развитию личности, а не наоборот.

Принцип критической рефлексии: осмысление этических и когнитивных последствий цифровизации.

Принцип культурной преемственности: сохранение традиций русской филологической школы.

Таким образом, цифровизация преподавания русского языка и литературы – это не техническая модернизация, а глубинная антропологическая трансформация педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Амангельдинова, Б.И., Место цифровых образовательных технологий в методическом инструментарии современного учителя / Б.И.Амангельдинова, Ж.Т.Балмагамбетова. – Вестник науки. – 2025. – №10 (91). (дата обращения: 25.11.2025).
  2. Деринг, Э.В. Цифровая трансформация и профессиональные дефициты педагогов-филологов: вызовы и решения / Э.В.Деринг. – Вестник науки. – 2025. – №6 (87). (дата обращения: 25.11.2025).
  3. Жорабекова, М.К. Проблемы и перспективы изучения русского языка в школе / М.К.Жорабекова, Г.Дуйсенова. – НИР/S&R. – 2024. – №3 (19). (дата обращения: 21.11.2025).
  4. Кудрейко, И.А. Цифровые технологии как инструмент развития профессионально значимых ценностей будущего учителя-словесника / И.А.Кудрейко, Е.И.Скафа. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – №91. (дата обращения: 20.11.2025).
  5. Савельева, Ю.И. Готовность учителя филологии к формированию у школьников культуры общения в цифровой среде / Ю.И.Савельева, С.А.Зайцева. – Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. – 2022. – №1. (дата обращения: 20.11.2025).
  6. Хуторской, А.В. Цифровизация образования: откуда ветер? / А.В.Хуторской. – Персональный сайт – Хроника бытия. – 2020. (дата обращения: 20.11.2025).