Современная образовательная реальность характеризуется стремительной цифровизацией всех аспектов педагогической деятельности. Для учителя русского языка и литературы эта трансформация особенно значима: гуманитарное знание, традиционно опирающееся на живое слово и глубокий диалог, сталкивается с новыми технологическими возможностями и рисками.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения антропоцентричности образования при внедрении цифровых инструментов; дефицитом системных исследований по адаптации отечественных цифровых ресурсов в филологическом образовании; потребностью в формировании новой профессиональной идентичности педагога-филолога.
Цель статьи – выявить антропологические изменения в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы при использовании цифровых ресурсов, а также предложить модель сбалансированного цифрового преподавания.
Методологическая база исследования включает:
- антропологический подход (А.В.Хуторской);
- теорию цифровой педагогики (Е.В.Якушина);
- концепции медиаобразования (А.В.Федотова).
Развитие образования обуславливает антропологические изменения в деятельности педагога-филолога в современной школе. Цифровизация трансформирует три ключевых аспекта профессиональной деятельности [4]:
1. Субъектность педагога:
- переход от роли «источника знаний» к роли «навигатора в информационном пространстве»;
- необходимость освоения новых компетенций (цифровая грамотность, медиапедагогика, киберпсихология);
- риск профессионального выгорания из-за технологической перегрузки.
2. Специфика педагогического взаимодействия:
- расширение каналов коммуникации (мессенджеры, LMS, соцсети);
- возможность асинхронного обучения;
- угроза редукции живого диалога до обмена текстовыми сообщениями.
3. Содержание образования:
- доступ к цифровым корпусам текстов и интерактивным словарям;
- новые форматы анализа художественных произведений (визуализация, частотный анализ);
- опасность поверхностного восприятия литературы через «клиповое мышление».
Как отмечает А.В.Хуторской, «цифровая среда требует от педагога не просто технической грамотности, но и антропологической рефлексии – осознания того, как технологии меняют саму природу человеческого общения и познания» [6].
В исследовании мы провели анализ отечественных цифровых ресурсов, которые можно внедрить в работу учителя русского языка и литературы.
Анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 – «Анализ отечественных цифровых ресурсов для работы учителя русского языка и литературы»
| № | Название цифрового образовательного ресурса |
Преимущества использования |
1. |
Российская электронная школа (resh.edu.ru) |
интерактивные уроки по всем темам школьного курса; |
2. |
Библиотека цифрового образовательного контента (educont.ru) |
мультимедийные материалы по литературе (аудиозаписи, иллюстрации, видеолекции); |
3. |
Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru): |
инструмент для частотного анализа лексики; |
4. |
Электронные словари Института русского языка РАН: |
орфографический словарь (slovari.ru); |
5. |
«Удоба» (udoba.org) – конструктор интерактивных учебных материалов |
создание викторин, кроссвордов, интерактивных изображений; |
6. |
Яндекс-Учебник (education.yandex.ru) |
автоматизированная проверка заданий по русскому языку; |
7. |
Сферум (sferum.ru) — отечественная образовательная соцсеть |
видеоконференции с функцией демонстрации экрана; |
8. |
МЭШ (Московская электронная школа, uchebnik.mos.ru) |
библиотека электронных сценариев уроков; |
В 2023-2024 учебном году проведено исследование на базе двух общеобразовательных школ (N=150 учащихся 7-11 классов). Цель исследования состояла в оценке влияния цифровых ресурсов на мотивацию и качество обучения школьников.
Ход исследования включал 3 этапа (модуля):
1. Модуль «Цифровой анализ текста» (10 занятий):
- работа с Национальным корпусом русского языка (анализ лексики поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»);
- визуализация синтаксической структуры предложений в прозаических произведениях Л.Н.Толстого с помощью сервиса «MindMeister»;
- создание семантических сетей персонажей романа «Преступление и наказание» в сервисе «Nocodefunctions».
2. Проект «Литературный подкаст» (8 занятий):
- запись аудиорассказов о произведениях русской классики;
- монтаж звука в Audacity;
- публикация материалов в школьной группе в «Сферуме».
3. Игра «Орфографический квест» (6 занятий):
- использование мобильного приложения «Русский язык – тренировка»;
- командные соревнования по правописанию;
- рефлексия в формате блогов.
По итогам проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
- рост мотивации к изучению русского языка на 32 % (по анкете М.В.Матюхиной);
- повышение качества письменных работ на 18% (критериальный анализ);
- развитие метапредметных навыков: работа с информацией (78% учащихся освоили поиск данных в корпусах); публичное выступление (65 % создали подкасты); командная работа (90% участвовали в квестах).
Однако в ходе исследования и по его результатам нами были выявлены и негативные тенденции:
- у 42 % учащихся отмечено снижение концентрации при чтении длинных текстов с экрана;
- 28 % испытывали трудности с критическим анализом информации из цифровых источников.
Таким образом, итоги исследования позволяют сделать ряд выводов:
- Цифровые ресурсы могут влиять на качество обучения современных школьников, так как наиболее интересны и актуальны для них.
- Урочная и внеурочная деятельность, реализующаяся с использованием цифровых ресурсов в условиях современности становится наиболее результативной в работе с учащимися.
- Цифровые ресурсы направлены на развитие в том числе и метапредметных навыков, что делает личность школьника более разносторонней, соответствующей требованиям реального времени.
- Цифровые ресурсы не могут заменить «живого» общения с учителем, только комбинация методов может привести к наилучшему результату.
- Бесконтрольное использование технических средств обучения может привести к снижению глубины понимания текстов, уменьшению способности к длительному сосредоточению, увеличение частоты случаев использования технологий искусственного интеллекта, нарушение авторского права.
В целях результативной интеграции цифровых ресурсов в профессиональную деятельность учителя-филолога нами была предложена «Модель цифрового педагога-филолога 21 века», которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 – «Модель цифрового педагога-филолога 21 века»
| Ключевые компетенции | |
Цифровая грамотность |
умение выбирать и адаптировать инструменты под дидактические задачи; |
Медиапедагогика |
создание образовательного контента (видео, подкасты, интерактивные задания); |
Киберпсихология |
понимание особенностей цифрового поведения учащихся; |
Принципы сбалансированного применения технологий |
|
Принцип дополнительности: цифровые инструменты усиливают, но не заменяют живое общение. |
|
Принцип антропоцентричности: технологии служат развитию личности, а не наоборот. |
|
Принцип критической рефлексии: осмысление этических и когнитивных последствий цифровизации. |
|
Принцип культурной преемственности: сохранение традиций русской филологической школы. |
|
Таким образом, цифровизация преподавания русского языка и литературы – это не техническая модернизация, а глубинная антропологическая трансформация педагогической деятельности.
Список литературы
- Амангельдинова, Б.И., Место цифровых образовательных технологий в методическом инструментарии современного учителя / Б.И.Амангельдинова, Ж.Т.Балмагамбетова. – Вестник науки. – 2025. – №10 (91). (дата обращения: 25.11.2025).
- Деринг, Э.В. Цифровая трансформация и профессиональные дефициты педагогов-филологов: вызовы и решения / Э.В.Деринг. – Вестник науки. – 2025. – №6 (87). (дата обращения: 25.11.2025).
- Жорабекова, М.К. Проблемы и перспективы изучения русского языка в школе / М.К.Жорабекова, Г.Дуйсенова. – НИР/S&R. – 2024. – №3 (19). (дата обращения: 21.11.2025).
- Кудрейко, И.А. Цифровые технологии как инструмент развития профессионально значимых ценностей будущего учителя-словесника / И.А.Кудрейко, Е.И.Скафа. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – №91. (дата обращения: 20.11.2025).
- Савельева, Ю.И. Готовность учителя филологии к формированию у школьников культуры общения в цифровой среде / Ю.И.Савельева, С.А.Зайцева. – Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. – 2022. – №1. (дата обращения: 20.11.2025).
- Хуторской, А.В. Цифровизация образования: откуда ветер? / А.В.Хуторской. – Персональный сайт – Хроника бытия. – 2020. (дата обращения: 20.11.2025).